Картотека загадок и развитие навыков фонематического анализа

Татьяна Шерстнева
Картотека загадок и развитие навыков фонематического анализа

Все дети любят отгадывать загадки. Но помимо основного назначения загадки, можно порекомендовать и такой вид работы, как определение первых гласных и согласных звуков в словах - отгадках. Начинаем с гласных звуков, потом добавляем согласные звуки. Картотека создана путем систематизации материала на основе следующей методической литературы:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 160с. +цв. вкл. 48с.

2. Загадки для малышей. Животные, растения, природные явления. /Худож. В. Х. Янаев. -Ярославль:Академия развития,2006.-112с. 6ил. -(Потехе-час).

3. Иванова Н. В. Кто угадает? Загадки обо всем /текст/Н. В. Иванова. - Новосибирск:Сиб. унив. изд-во,2008.-108с. -(Умница).

4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии

для детей и родителей. -СПб.:Издательский Дом "Литера",2003. - 208с.:ил.

Звук /а/

Стою на крыше

Всех труб выше.

(Антенна)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его - … (Арбуз)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Очень любят есть ребятки

Фрукт оранжевый и сладкий.

Он растет на теплом юге,

Но любим у нас в округе.

Мы приходим в магазин,

покупаем (Апельсин)

Над водой взметнулась глыба -

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

(Акула)

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар - птицы,

А все вместе я - (Альбом)

Звуки /б,бь/

Я знаком давно тебе,

Говорю я: «Бе - бе - бе!»

У меня крутые рожки,

В башмачках - копытцах ножки.

(Барашек)

Не птичка, а с крыльями.

(Бабочка)

Много ягоды в лукошках:

Тут и клюква, и морошка,

Вот чернеет ежевика,

Рядом красная …

(Брусника)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

Стоят в поле сестрицы,

Платья белены,

Шапочки зелены.

(Березы)

Без крыльев, а быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает.

(Белка)

Звуки /в,вь/

Чтоб не мерзнуть пять ребят,

В печке вязаной сидят.

(Варежки)

Смотрит хищник их кустов,

К нападению готов.

Кто в охоте знает толк?

Одинокий серый … (Волк)

Не хотите подружиться

С серо - черной хитрой?

Будто в середине трона,

На гнезде сидит … (Ворона)

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

(Ветер)

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мёд.

(Вишня)

Звуки /г,гь/

Голова на ножке,

В голове - горошки.

(Горох)

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

У малютки - дочки

Пухленькие щечки,

Беленькие зубки,

Розовые … (Губки)

Много лепестков атласных -

Желтых, белых, пестрых, красных.

На меня ты погляди - ка,

Называюсь я (Гвоздика)

Конь бежит, земля дрожит.

На небе стукнет, на земле слышно.

(Гром)

Без головы, а в шляпе,

Одна нога, да и та без сапога.

(Гвоздь)

Стоит под елкой крошка,

Только шапка да ножка.

(Гриб)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо)

Звуки /д,дь/

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

(Дорога)

Кто приходит, кто уходит, -

Все её за ручку водят.

(Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает.

(День)

Звук /й/

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

(Ёж)

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине,

А щука не проглотит.

(Ёрш)

Звук /ж/

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не летает.

(Жук)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

Звуки /з,зь/

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку.

(Заяц)

Свернешь - клин,

Развернешь - блин.

(Зонт)

По синему пологу

золотое просо рассыпано.

(Звезды)

Стоит Яшка

В красной рубашке.

Кто мимо пройдет,

Всяк ему поклонится.

(Земляника)

Звук /и/

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

(иней)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает.

(иголка)

Звуки /к,кь/

Посреди двора

Стоит копна -

Спереди вилы,

Сзади метла.

(Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках - царапки.

(Кошка)

На прогулке видел я

Фиолетовый цветочек.

Это вырос у ручья

Тонкий нежный …

(Колокольчик)

Я огурчику родня,

Полюбуйтесь на меня -

Крепкий глянцевый бочок,

А зовусь я …

(Кабачок)

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

(Комар)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает.

(Крот)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Как надела сто рубах -

Захрустела на зубах.

(Капуста)

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

(Календарь)

Есть ребята у меня

Два конечка, два конька.

Стоят всё лето напролет,

Любят кони только лед.

(Коньки)

Звуки /л,ль/

Сама не ем,

А людей кормлю.

(Ложка)

Золотая пчелка

Вечером в дом влетает,

Весь дом освещает.

(Лампа)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки.

(Луна)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки.

(Стол)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овёс.

(Лошадь)

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг.

(Лестница)

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки.

Вынудил Егорушка

Плакать и без горюшка.

(Лук)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Он рога несет легко,

Хоть раскинул широко.

(Лось)

Звуки /м,мь/

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это? …

(Мышка)

Через речку лег,

Пробежать помог.

(Мост)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

(Муха)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной …

(Медведь)

По высокой дороге

Идет бычок круторогий,

День он спит,

А ночью глядит.

(Месяц)

Поезд едет под землей,

Он катает нас с тобой.

(Метро)

Звуки /н,нь/

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут.

(Ноги)

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

(Небо)

Звук /о/

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

(Облако)

Посмотрите - ка, ребятки, -

Это родственник лошадки!

Он, сестрица, братец, мама,

Дед и папа - все упрямы!

(Ослик)

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом

И ветрами.

(Осенью)

Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан.

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан.

(Обезьяна)

Звуки /п,пь/

Наткет, напрядет,

Сядет и добычи ждет.

(Паук)

Набита пухом,

Лежит под ухом.

(Подушка)

Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор

Красный спелый …

(Помидор)

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубою,

Ведет всех за собою.

(Поезд)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(Петух)

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок.

(Пила)

Звуки /р,рь/

Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, -

Семицветная дуга

Заслонила облака.

(Радуга)

Под водой живет,

Ходит задом наперед.

(Рак)

Зубов много,

А ничего не ест.

(Расческа)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка …

(Роза)

Крылья есть,

Да не летает.

Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

Течет, течет,

Не вытечет,

Бежит, бежит, не

Выбежит.

(Река)

Новая посудина,

а вся в дырках.

(Решето)

Кто ни прикасается -

За того цепляется.

(Репейник)

Звуки /с,сь/

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко.

(Солдат)

Под крышей - четыре ножки,

На крыше - суп да ложки.

(Стол)

Белый камень

Во рту тает.

(Сахар)

У какой птицы

звезды на крыльях?

(Самолет)

На дворе горою,

А в избе водою.

(Снег)

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посередине - спинка,

А на ней - щетинка.

(Свинья)

Звуки /т,ть/

Пушистая вода

Плывет куда - то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Туча)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

(Топор)

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор.

(Трава)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом.

(Танк)

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках.

(Тигр)

Без рук, без ног,

А в гору лезет.

(Тесто)

Сколько по ней не иди -

Будет бежать впереди.

(Тень)

Звук /у/

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне,

Он хозяйкам добрый друг -

Электрический …

(Утюг)

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может …

(Удочка)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой.

(Утка)

Звук /ф/

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник.

Люди его боятся,

А он людей боится.

(Филин)

Звуки /х,хь/

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнух)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех.

(Хлопок)

Не вкусно без соли,

Не сытно без …

(Хлеба)

Звук /ц/

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

(Цветы)

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(Цыпленок)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец)

На гору бегом,

С горы кувырком.

(Заяц)

Звук /ч/

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте.

(Часы)

Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг.

(Грач)

Снизу камень. Сверху камень.

Четыре ноги,

Одна голова.

(Черепаха)

Звук /ш/

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

(Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша.

(Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке.

(Ландыш)

Звук /щ/

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)

Звук /э/

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит.

(Эхо)

Звук /я/

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь - сладко.

(Яблоко)

Маленькая, легонькая,

А за хвост не поймаешь.

(Ящерица)

Публикации по теме:

Фонетика для дошкольниковФонетика для дошкольников Наглядный материал для изучения гласных звуков. Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Головоломки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Картотека загадок и развитие навыков фонематического анализа
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 22:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...
Мастер-класс по конструированию из бумаги  «Лягушка»
Предлагаю Вашему вниманию игрушку, сделанную из цветной бумаги. Материал для работы: квадрат – зелёного цвета 10 * 10 см. ; клей карандаш; ножницы; цветная...
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям»
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП , познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить...