Каталог артикуляционных упражнений со стихотворным сопровождением

Олеся Майорова
Каталог артикуляционных упражнений со стихотворным сопровождением

«Лягушка»

Для всех лесных зверушек

Собрался хор лягушек.

Квакают, стараются

При этом улыбаются.

Широко улыбнуться, показав сомкнутые зубы. Удерживать такое положение на счет до пяти.

«Хоботок»

Кушает бананы в зоопарке слон,

Хобот очень длинный вытягивает он,

Схватит угощенье, в рот к себе кладет,

Хобот опускает и водичку пьет.

Вытянуть губы вперед «трубочкой», при этом губы и зубы сомкнуты. Удерживать такое положение на сет до пяти.

«Заборчик»

Как заборчик, как ограда,

Зубки все стоят, как надо.

Язычком их все считай,

Ни один не пропускай!

Широко улыбнуться, рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка за каждый нижний зуб, следить, чтобы нижняя челюсть при этом была неподвижна.

«Почистим за нижними зубками

Наш волшебный язычок

Зубки вычистить помог,

Ходит влево, ходит вправо,

Ай да молодчина, браво!

Широко улыбнуться, проводить кончиком языка за нижними зубами вправо- влево, нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Лягушка - хоботок»

У слоненка хоботок,

Вытянул, как только мог.

А в болоте лягушонок

Громко квакает спросонок,

Рот до самых до ушей,

Забавляет малышей.

Чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».

«Лопатка»

В огород идем на грядки

И с собой несем лопатки,

Крепко держим. На счет «пять»

Начинаем мы копать.

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать такое положение на счет до пяти.

«Накажем непослушный язычок»

С язычком ты поиграй

И легонько покусай.

Скажешь громко: «Пя- пя –пя!» -

Будет слушаться тебя.

Улыбнуться, покусывать язык от кончика до корня.

«Киска»

Вот какая красота –

Повстречались два кота,

Спинки выгнули дугой,

Говорят между собой.

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упереть за нижние зубы, сделать язык горкой, при этом кончик языка упирается за нижние зубы, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

«Ослик»

Кто упрямей всех на свете?

«Это ослик», - скажут дети.

Надо хлебом угостить,

Вдруг захочет прокатить.

Широко улыбнуться, при этом рот приоткрыт, кончик языка упирается за нижние зубы, произнести «ие».

«Забьем в ворота гол»

Мы команду соберем

И в ворота гол забьем,

Отдохнем – и снова гол!

Вот такой у нас футбол!

Губы широко в улыбке, с силой упираться кончиком языка за нижние зубы, затем откидывать его назад.

«Трубочка»

Поиграй-ка на трубе,

Сделай сам ее себе,

Язычок сверни с краев –

Новый инструмент готов!

Рот открыт, свернуть боковые края языка, образуя «трубочку».

«Чашечка»

Кругленькие чашки,

По краям ромашки.

Покажи-ка язычком,

Как мы чай из них попьем.

Губы в улыбке, рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, боковые края языка загнуть в форме чашечки, при этом нижняя губа не должна подниматься вверх.

«Бублик»

Наливает мама чай.

Ваня, бублики раздай:

Один – папе, другой – маме,

Третий удержи губами.

Губы округлить «хоботком», чтобы при этом были видны зубы (зубы сомкнуты, удерживать губы в таком положении на счет до пяти.

«Ветер сверху»

Дует сильный ветер с гор,

Гнет деревья и забор,

Он свистит в печной трубе,

Песенку поет тебе.

Рот широко открыт, язык поднят за верхние зубы, с силой дуть на кончик языка, произнося «з-з-з-…»

«Фокус»

Хочешь, фокус покажу?

На нос ватку положу,

Дуну я на ватку эту –

Фокус-покус – ватки нету!

Язык в форме «чашечки», на носу маленький кусочек ватки, сдувать ватку с кончика носа, при этом кусочек ватки должен идти строго вверх.

«Пароход»

Валит дым из трубы,

Пароход гудит – ы-ы!

Купим в кассе два билета,

Уплывем мы на край света.

Рот приоткрыт, длительно на выдохе произносить «ы-ы-ы…», при этом кончик языка опущен и находится в глубине рта.

«Мышка»

Мышка – малышка,

Перестань зевать!

Прячься живо в норку,

А то кошка – хвать!

Улыбнуться, произнести «а», при этом прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно услышится звук «л».

«Вкусное варенье»

Варенье из спелой малины

Сегодня сварила Марина.

Съедим мы его понемножку,

Оближем и губы, и ложку.

Улыбнуться, рот открыт, язык в форме «чашечки», облизать верхнюю губу сверху вниз, при этом нижняя губа не должна обтягивать зубы.

«Индюк»

Бл-бл-бл – индюк болбочет,

И домой идти не хочет.

Очень важная он птица,

Никого он не боится!

Рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу. Широким кончиком языка двигать по верхней губе вперед- назад, постепенно наращивая темп движения, затем добавить голос, произнося «бл-бл-бл».

«Лопатка – иголочка»

Лопаткой долго мы копали,

Весь день работали, устали!

Теперь иголочку возьмем

И кукле платьице сошьем.

Чередование упражнений «Лопатка» и «Иголочка».

«Окошко»

Днем окошко открываем,

Солнышко мы в дом впускаем.

А когда ложимся спать,

Окна надо закрывать.

Округлить губы, при этом, чтобы были видны нижние зубы.

«Расчёска»

Девочка Полина расческу возьмет,

Косичку расчешет и песню споет.

А вместо расчески – зубки у нас,

Язычок причешем мы вместе сейчас.

Улыбнуться, зубы сомкнуты, широким языком протискиваться наружу между зубами, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.

«Лошадка»

С горки на горку

Лошадка – цок – цок – цок!

Везет домой Егорку

И пряников мешок.

Рот широко открыт, пощелкать кончиком язык, при этом нижняя челюсть неподвижна.

«Барабан»

«Д-д-д!», - бьет барабан,

И играет контрабас.

Приходи на праздник к нам,

Будет весело у нас!

Улыбнуться, поднять язык, произносить «д-д-д-…», при этом язык упирается за верхние зубы, следить, чтобы рот не закрывался.

«Мотоцикл»

Мотоцикл новый, верхом скорей садись,

Мы вперед помчимся, только знай – держись!

Язык между зубами, с силой дуть на него при этом передний край языка должен задрожать.

"Комарик»

Комарик в гости прилетел

И звонко песенку нам спел,

Пожужжал и позвенел.

И обратно улетел.

Улыбнуться, поднять язык за верхние зубы, длительно произносить «з-з-з…»

«Моторчик»

Чтоб моторчик завести,

Надо ключик потрясти.

«Др–р», – поможем язычком

И поедем с ветерком!

Длительно произнести «з-з-з…», как при упражнении «Комарик», совершая колебательные движения зондом для звука «р» из стороны в сотрону.

«Маятник»

Тик-и-так, тик-и-так!

Слышат все вокруг.

Тик-и-так, тик-и-так!

Вставай скорее, друг!

Умывайся, не ленись,

Завтракать быстрей садись!

Скоро время будешь сам

Узнавать ты по часам.

Широко улыбнуться, производить движения языка из одного угла рта в другой.

«Толстячок»

Запасает хомячок

Зерна и орехи впрок,

Туго щёчки набивает

И к себе домой таскает.

Надуть обе щеки одновременно, затем надуть попеременно правую и левую щеку.

«Худышка»

Хомячок вернулся в норку

И сложил орехи горкой,

Щёчки у него пустые

И худые – вот такие!

Втянуть щеки в рот, при этом губы сомкнуты.

«Дотянись до кончика носа»

Как-то вышел язычок погулять,

Свежим воздухом чтоб подышать,

В гости к носу он хотел заглянуть,

На губе прилег отдохнуть.

Поднять широкий кончик языка к носу и опустить к верхней губе.

«Почистим за верхними зубами»

Наведи-ка чистоту

Самому себе во рту.

Вправо – влево, быстро, чётко!

Язычок твой словно щётка.

Губы в улыбке, кончиком языка проводить за верхними зубами из стороны в сторону.

«Гармошка»

Играет гармошка, народ веселится.

Танцуй, Петя, с Машей, танцуй, Василиса!

Гармошка-гармошка, погромче играй!

А ты ротик шире давай открывай!

Губы широко в улыбке, сделать «Грибок», открывать и закрывать рот, не отрывая языка от неба.

«Грибок»

Нынче рано мы встаем,

По грибы мы в лес идем.

Посмотри-ка – там и тут

Всякие грибы растут.

Этот – в супе мы съедим,

Этот - в зиму засолим.

Под березкой, под осинкой –

Так и просятся в корзинку!

Рот широко открыт, присосать широкий язык к небу.

«Катушка»

Крутится катушка, наматывает нитки,

Будет платье Даше и штаны Никитке!

Язычок катушке часто подражает –

Вертится во рту он,

Вот ведь как бывает!

В зубки упирается – нитка обрывается.

Снова в пляс пускается – нитка продолжается!

Губы в улыбке. Широким кончиком языка упереться за нижние зубы, боковые края языка прижать к верхним зубам, широкий язык выдвигается вперед, а затем убирается вовнутрь.

«Качели»

Вверх-вниз, вверх-вниз –

Качели наши – ух!

До чего весело,

Захватывает дух!

Поднимать язык за зубы вверх- вниз.

«Маляр»

Представим, что кисточка – наш язычок,

Покрасим им стены, полы, потолок.

Во рту – в нашей комнатке – станет светлей,

Маляр пусть гордится работой своей!

Губы широко в улыбке, широким кончиком языка проводить по небу вперед-назад.

«Посчитаем верхние зубы»

Сколько верхних зубов? Ну-ка сосчитаем!

Каждый зуб язычком мы легко толкаем.

Может – десять, может – пять!

Посчитал – начни опять!

Губы широко в улыбке, поочередно упираться кончиком языка в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика под музыку.Артикуляционная гимнастика под музыку. Музыкотерапия способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений органов артикуляционного.

Конспект НОД системный оператор «Лягушка» Тема: системный оператор «Лягушка» Программное содержание: - закрепить умение детей определять функцию объектов; обозначать словом действие.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Каталог артикуляционных упражнений со стихотворным сопровождением
Опубликовано: 31 октября 2013 в 00:46
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...
Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»
Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является жизненно...
Фотоотчет «В царстве елок» Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите...
Проект «Берегите елочку! » Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель: Воспитывать любовь к...
Композиция «В ожидании Нового года…» — использование нетрадиционных техник...
Описание: в мастер-классе представлено описание изготовления поделки к Новому году. Работа предназначена для детей младшего дошкольного возраста,...