Кавказский заповедник

Олеся Куфтина
Кавказский заповедник

Муниципальное детское общеобразовательное учреждение

МДОУ ЦРР «Светлячок №28»

Краснодарского края г. Туапсе

конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной группы

"Кавказкий заповедник"

Автор:воспитатель Куфтина О. В.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим: «Кавказский заповедник»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Расширить и уточнить знания детей о родном городе, крае, Кавказском заповеднике – одном из богатейших в стране горными лесами, животными, растительностью.

Закрепить знания о редких животных и растениях кавказского заповедника и как его охраняют.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Рассматривали альбом «Мой любимый город», беседовали о Туапсе, о нашем крае, о Родине. Экскурсии в парк, краеведческий музей. Рассматривали и беседовали о растениях и животных, птицах, растениях Кавказского заповедника.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу. Исполняют песню:

- Ребята, о чем поется в песне? (о Родине)

- Как Вы понимаете, что такое Родина? (это там где мы живем, и где мы выросли)

- А как называется наша Родина? (Россия)

- Ребята наша страна велика (показ на атласе, а мы с вами живем в самой южной ее части (показ на атласе).

- Как называется край, в котором мы живем? (Краснодарский)

- Как можно сказать по-другому, где мы живем? (на Черном море, на Кубани)

- Как называется наш город?

- Ребята, а кто мне скажет, объяснит, почему у нас так тепло? Почему у нас не бывает сильных морозов? Редко бывает снег? Даже зимой зелено? (Так как живем на юге, нас греет море, оно набирает тепло, а зимой отдает тепло, как будто греет)

- Как называют наши горы? (Кавказские)

- Наш город расположен между Черным морем и Южным склоном Кавказских гор, часть города расположена на узкой, равнинной части, а другая часть на возвышенности, на пригорках. Назовите мне улицы, которые находятся на возвышенностях? (Звездная, Солнечная, Полетаева, Маяковского и т. д.). На равнине? (Ленина, Армавирская, Жукова и т. д.)

(Дети садятся за столы)

- Узкая полоса разделяет море и горы, и наш Туапсе как бы на горах, но это только основание Большого Кавказа.

- Сегодня мы с Вами поговорим о горах Кавказа, его заповедных уголках. На территории Кавказских гор расположен кавказский заповедник (показ на карте заповедника).

- Как вы объясните, что такое заповедник? (Это территория где запрещена охота на зверей, птиц, запрещен сбор растений, ягод, запрещено строительство, туризм).

- Какие еще заповедники вы знаете? (Тибетский заповедник на севере)

- Почему возникла необходимость создать заповедники? (Чтобы не исчезли растения, животные, птицы, чтобы сохранилось все то, что в природе исчезает)

- Давайте поговорим с Вами о нашем Кавказском заповеднике. Расположен он на очень большой территории и часть заповедника проходит по нашему Краснодарскому краю, он такой огромный! Чтобы всем было понятнее  представьте, что на его территории можно расположить 10 городов, таких как Туапсе. Красота заповедной природы поразительна (показ иллюстраций). Особенностью заповедника является то, что он раскинулся среди гор, где леса сменяются лугами и заканчиваются горными вершинами, покрытыми снежными шапками.

Гордость кавказского заповедника его животный мир. Где стаями, где небольшими группами пасутся они на лугах, бродят по горным вершинам.

- Каких животных заповедника Вы знаете? (туры, медведи, волки, олени, косули, рыси, зубры (показ иллюстраций).

- Давайте с Вами поближе познакомимся с зубром (показ). Сегодня зубр гордость Кавказского заповедника, один из его символов. Его называют – «Царь быков». Это очень древний зверь. Когда создавали Кавказский заповедник, то основной его целью было сохранить зубров, он так и назывался «Кавказский зубровый заповедник». Зубров осталось очень мало, их знали по кличкам, они были на грани исчезновения. Сначала в загонах их кормили овсом, свеклой, сеном, давали соль. Потом постепенно переводили на вольное содержание, постепенно приучали к дикой жизни. Теперь зубров сотни, их поименно не учтешь. Давайте рассмотрим зубра и попробуем описать его (широколобый, глазастый, коротконогий, бородатый, с густой курчавой шерстью спереди и прямой короткой сзади).

- Подойдите ко мне (подходят к коврику) мы с Вами познакомились с зубром, повторим, какие еще животные живут в Кавказском заповеднике. А теперь давайте представим, что находимся на одной из полян заповедника (закрыли глаза) куда приходят полакомиться вкусной, сочной травой и ягодами многие животные. Откройте глаза, вот мы с Вами и на поляне.

- Посмотрите как много животных на поляне, но вот беда, какие-то бледные и некрасивые. Может они заболели? Давайте их сделаем красивыми, и привлекательными с помощью красок, но прежде Вы должны определить, какого зверя как раскрашивать. Располагайтесь поудобней на лугу, вот вам краски, и с помощью пальчика оживите зверя (дети под музыку расписывают зверей).

- А теперь нам надо расположить зверей в нашем заповеднике: кто-то забрался на скалы, кто-то пасется на лугу, сами выбирайте, где ваши животные будет находиться (дети прикрепляют животных на панно).

-Дети под аккомпанемент исполняют песню «Птицы, рыбы, звери». Затем все садятся на луг.

- Вы знаете благодаря нашим благоприятным условиям, в заповеднике очень много гнездится птиц.

- Каких птиц заповедника вы знаете? (Тетерев, сова, сокол, щеглы, белоголовый сип).

- Но мы с Вами находимся на поляне заповедника. Давайте представим, что сейчас весна или лето, когда особенно звонко и многоголосно поют птицы, прислушаемся (дети слушают, как поют птицы).

- Птицы заповедника, как и животные и растения охраняются, и многие их них занесены в Красную книгу (показ).

- А какие птицы занесены в Красную книгу? (белоголовый сип, сова, тетерев).

- Давайте пройдем и сядем на место.

- в нашем заповеднике встречаются очень ценные и редкие породы деревьев. Какие Вы знаете? (граб, тис, самшит, каштан и т. д.)

- Кто расскажет, чем еще ценны эти деревья? (дуб – прочная древесина, кора – лекарство, тис – красное дерево, красивая мебель, каштан – плоды и красивая мебель, прочная древесина).

А вы знаете, что среди деревьев заповедника есть и долгожители, они дожили до наших времен с древности, их называют реликтовыми. Это тис и самшит (показ веточек). Они живут по несколько тысяч лет. Но те деревья, которые растут у нас – это детки, они еще маленькие, им всего 50 лет.

- А зачем нужны деревья? (очищают воздух, дают кислород, укрепляют почву, дают древесину, еду).

- Леса сменяются лугами, которые пестреют летом разнотравьем. Какие луговые растения вы знаете? (клевер, цикорий, ромашка, примула, девясил, валериана)

- Растения лугов заповедника тоже защищаются, но некоторые из них нуждаются в особой защите. Назовите их? (подснежник, первоцвет, ландыш, цикламен).

- Эти растения тоже занесены в Красную книгу. Летом на лугах и полянах где пестреют цветы, зеленеет трава, ощутить знакомые и непонятные запахи, дурманящий аромат азалий, тонкий слегка горьковатый – волчье лыко, ощутить душистый запах колокольчика, пиона, клевера. Много насекомых летает над лугом: жужжат шмели, порхают бабочки, кружатся пчелы, перенося пыльцу с одного цветка на другой.

Вбегает пчела.

- Здравствуйте, ребята, Вы, конечно, меня узнали?

- Все лето я и моя семья трудились на лугах Кавказского заповедника, собирали мед. А сегодня вся моя семья спешит отдыхать в домиках, а я такая непоседа решила слетать к Вам в гости и угостить собранным медом, здесь и каштановый, и липовый, и цветочный, и гречишный мед. Мед очень полезный, он оберегает и лечит от многих болезней, да к тому же такой вкусный, сладкий и ароматный.

- а вы отгадаете, какой мед я Вам принесла?

- Спасибо, пчелка! Приглашаю всех за стол, и тебя пчелка. Выпьем чаю с медом да с блинами, и гостей наших просим. Приятного аппетита! (песня).

Публикации по теме:

Моя Кубань Муниципальное детское общеобразовательное учреждениеМДОУ ЦРР «Светлячок №28»Краснодарского края г. ТуапсеКонспект занятия по ознакомлению.

Воспитывайте патриота своей Родины Как вырастить патриота соей Родины? Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье,.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кавказский заповедник
Опубликовано: 16 ноября 2011 в 20:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...