Каждому ребёнку своя игрушка (консультация для воспитателей)

Анна Куприч
Каждому ребёнку своя игрушка (консультация для воспитателей)

КАЖДОМУ РЕБЁНКУ СВОЯ

ИГРУШКА.

(Консультация для воспитателей)

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка

Ребёнок ещё и не использует символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль воспитателя в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков следует уделять особое внимание. При подборе игрушек надо обратить внимание на следующее:

· На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

· На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

· На наличие атрибутики и игрового пространства для игр, в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Рассмотрим особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек.

Мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, потому что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию для этого нужно создать соответствующие условия.

Более детального рассмотрения заслуживают традиционные «мужские» игрушки. Первое, что обычно приходит на ум в связи с мужчинами – это разнообразная техника: готовая или собираемая из деталей, с радиоуправлением и без, всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты. Простые деревянные машинки, с прорезью для руки и крутящимися колесами и небольшие плавающие лодочки. В раннем возрасте хороши машинки с кузовом, в которые можно складывать, а потом перевозить все, что мужской душе угодно. Особенно привлекают машины-фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного «загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так начинается игра. Обогатить и разнообразить игру с машинками помогут небольшие куклы и звери, которых для начала можно перевозить куда-нибудь или просто катать. Поэтому, покупая машину и персонажей для игры, следует соотносить их размеры между собой. Действующие железные дороги и гоночные трассы, а также радиоуправляемые машинки, вертолеты и подобные им игрушки, «живущие своей особой жизнью», не стоит покупать дошкольнику. Такие игрушки не требуют работы воображения и оставляют ребенку лишь роль наблюдателя. Что касается оружия. Ограждать от него ребенка не нужно. Игра – способ познания реальности, через нее дети осваивают смыслы человеческих взаимоотношений, в том числе и в такой реальности как война. Сейчас к традиционной игре в войну добавились, или полностью заменили ее новые игры: в милицию, пожарных, спасателей и т. п. поэтому нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков, добавив в наборы кукол с определенными ролями: солдатиков, врачей, пожарных и т. п. Оружие, похожее до мелочей на реальное, сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы. И не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты. В данном случае условность оружия – необходимое условие существования игры, когда ребенок может сосредоточиться на главном – человеческих отношениях, а не бессмысленно бегать и стрелять. Любимой и вполне одобряемой деятельностью для мальчиков является конструирование. Недавно появившиеся в магазинах мягкие конструкторы из ковролина подойдут малышам младшей группы. Такое конструирование – аналог аппликации. На основу с помощью липучки крепятся отдельные детали. Хорошо если из предложенных деталей можно собрать что-нибудь живое: котиков, птичек, мышек и т. п., тогда есть возможность сочинить сказку с получившимся персонажем. Маленькие дети также любят играть такими изображениями, как игрушками. Можно предложить малышам еще простые кубики из пластмассы, ткани или дерева, а для белее старших детей подойдёт строительный набор из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т. п. Такой набор с большим количеством деталей будет интересен ребенку на протяжении всего дошкольного периода. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом, очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. В этом же возрасте подойдет и пластмассовый блочный конструктор со скрепляемыми довольно крупными (6-8 см) деталями, типа «Лего».

Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы типа: «сборно – разборные модели транспорта».

Детям от трех лет подойдут и конструкторы с более мелкими (3-4 см) деталями. Разнообразные конструкторы также хорошо дополнить небольшими, удобными для руки ребенка фигурками людей и животных. Можно подыскать готовый набор, но его легко создать самим из любого конструктора и куколок. Вначале это могут быть те же мальчик и девочка (семья) и какие-нибудь нейтральные наборы с животными: зоопарк, ферма. Можно будет построить домик или целый город, поселить там кого-нибудь, чтобы гулять, ходить в гости друг к другу, работать и т. д. Все зависит от нашей фантазии и интереса. Для мальчиков 5-7 лет подойдут тематические наборы с традиционными мужскими ролями: ГАИ, полицейский патруль, пожарная команда, спасатели и т. п. Они содержат здания, соответствующую технику и фигурки людей в форме для разыгрывания сюжетов на предлагаемую тему. Есть такие же наборы с викингами, пиратами, героями мультфильмов и фильмов. Сейчас в продаже есть игрушечные наборы различных инструментов: детские верстаки с отвертками, наборы строительной и автомобильной техники.

А вот для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и которых можно передвигать с места на место. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, а для сюжетных игр с большими куклами – колясок, наборов мебели разного размера для игры в «больницу», «салон красоты» и прочей атрибутики к играм. Девочкам можно подобрать наборы игр, обучающих шитью, вязанию, плетению (потом они с удовольствием будут играть в ателье, сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами, что впоследствии поможет в семье научиться домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

И мальчикам и девочкам нужны куклы с образом сверстника – девочки, мальчика.

Мальчики играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корытце, «намыливая» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином. Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Нет, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой и у девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т. п.). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга, а игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными «услугами». Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами, а в игре в школу - учениками. Таким образом, кукла дает детям разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни, и среди разнообразных типов игрушки занимает и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика игрушками, не повлияет на развитие личности, на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Публикации по теме:

Годовое планирование работы с родителями СЕНТЯБРЬ Консультация: "Воспитание основ гигиенической культуры" Родительское собрание: "Давайте познакомимся"(возрастные особенности ребёнка.

«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Проблема воспитания и обучения мальчиков и девочек в соответствии с полом (гендерный подход) в физическом воспитании - для меня сегодня.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Каждому ребёнку своя игрушка (консультация для воспитателей)
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 21:38
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...