Классный час «Маленькие герои большой войны»

Светлакова
Классный час «Маленькие герои большой войны»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Маленькие герои большой войны»

Цель: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к истории своей родины, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.

Задачи:

- познакомить детей с подвигами юных героев (пионеров) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ;

- на примере юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

- воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

- прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне;

- отработка навыка коллективной работы

Оборудование:

1. выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне

2. рисунки учащихся на тему «Счастливое детство»

3. презентация к уроку

4. интерактивная доска

5. компьютер

6. сочинения детей

Предварительная подготовка:

• Письменные оформления (сочинения) на тему "Поклонимся великим тем годам".

• Оформление выставки книг о войне.

• Прослушивание песен о Великой Отечественной войне, выбор понравившихся.

• Привлечение родителей к сбору информации по теме классного часа (информация на родительском собрании, просьба сориентировать ребенка к кому из родственников обратиться за помощью).

• Сообщения детей на классных часах о своей семье в годы Великой Отечественной войны (краткие, информационные).

• Подбор и чтение рассказов о детях, которые внесли вклад в приближение Победы.

• Возложение цветов к Мемориалу воинам-танкистам на улице Совхозной.

• Подготовка сообщений, стихов.

• Конкурс рисунков «Счастливое детство»

Ход урока

№ п/п Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

1 Организационный момент

2 Мотивационный момент -Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков, на тему «Счастливое детство» (на доске рисунки учащихся)

- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?

-Почему ваше детство можно назвать счастливым?

-Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.

Ответы детей

3 Объявление темы и целей урока -С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины, чтить память тех, кто защищал нашу Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Этот год объявлен в России Годом литературы.

-Ребята, а к какому знаменательному событию готовится в этом году наша страна?

-А когда состоится этот праздник и почему?

классному часу мы с вами оформили выставку книг. На ней представлены книги, с которыми мы с вами знакомились в течение этого года, произведения, которые мы читали, учили, обсуждали на классных часах. Здесь есть и новые непрочитанные вами книги. Я надеюсь, что они заинтересуют вас. И сегодня классный час посвящен тем, кто помогал приблизить этот День Победы - «Маленьким героям большой войны». Мы рассмотрим примеры героизма, храбрости и мужества ваших сверстников на примере произведений художественной литературы военной тематики.

- Нам предстоит ответить на вопросы: каким он был – маленький герой?

- Какими чертами характера обладали маленькие герои?

Ответы детей

4 Основная часть Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти.

Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

-До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.

И вот… 22 июня 1941 года всё "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…

-Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги, на которых мы увидим, какой страшный след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.

- При подготовке к классному часу вам было предложено прочитать рассказы о пионерах героях: Лене Голикове, Марате Казее, Зине Портновой, Вале Котика предполагалась работа в группах. Сейчас каждая группа займется обсуждением прочитанного и представит ребятам других групп своего «маленького героя большой войны». (Работа в группах -2 мин).

- А сейчас каждую группу слушаем, внимательно воспринимаем информацию для последующего обсуждения.

I группа (Лёня Голиков) (2мин)

II группа (Марат Казей)

III группа (Зина Портнова)

IV группа (Валя Котик)

-Спасибо, молодцы, каждая группа представила своего героя. А теперь давайте посмотрим, как внимательно вы восприняли информацию. Выполним следующее задание. (На доске задание – определить имя пионера-героя)

1.. Вклад в победу героев книг: очень краткое описание

Марат Казей (этот юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов.)

Зина Портнова (ей удалось устроиться работать в столовую для немецкого личного состава. Поработав немного там, она осуществила жестокую операцию – отравила пищу. Более 100 немцев пострадали.)

Лёня Голиков (однажды в засаде недалеко от дороги он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов. Он подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к юному герою. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один.)

Валя Котик (В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.)

- Спасибо, молодцы. Продолжаем работу в группах. Каждая группа выполняет следующее задание – обращаем внимание на экран (1 мин)

2. Черты характера присущи маленьким героям (работа в группах….

(классный руководитель подводит итог)

- А сколько их безымянных, не получивших звание героя, но так героически сражавшихся за Родину, не только на фронте, в партизанских отрядах, но и при обороне городов.

- Ребята, давайте подумаем, а чем в тылу могли помочь дети во время войны.

- Ребята Ксюша живет с бабушкой, которая является живым свидетелем той войны. Расскажи нам об этом.

-В тылу дети не воевали. Они стояли у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка подставляли стул. (показать книгу)

- Эта фотография из книги Иосифа Исааковича Ликстанова «Малышок», которая рассказывает о военных годах. Но не о героях Советской Армии рассказывает здесь автор, а о фронте труда, о тех, кто в полную меру работал в глубоком тылу,— об уральцах, поставлявших бойцам орудия, танки, самолеты.

Главный герой этой книги Костя Малышев, в военное время потерял в поезде документы, и на вокзале уральского города затесался в толпу эвакуированных подростков. Вместе с ними он приехал на завод, и поступил туда работать, преувеличив свой возраст. За маленький рост и из-за фамилии ему и дали прозвище "Малышок".

- Как вы думаете трудно ему было на заводе?

- Почему?

- Почему он подставил ящики?

- Чем он занят?

- А что раньше мог выпускать этот завод?

-Воля, упорство, дружба товарищей, а самое главное, страстное желание сделать для фронта все, что сможет, помочь Родине в ее трудные дни заставило Малышка на заводе.

-Работали в поле, госпиталях, ухаживали за ранеными, собирали лекарственные растения, отправляли подарки, письма на фронт.

- Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

- Я хочу показать вам эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором было написано письмо.

-А вот как об этом говорят поэты в своих стихах.

1. Привет, родная, снова передышка.

И пули не свистят над головой.

Как там растет наш маленький сынишка?

Как он воюет без меня с тобой.

А ты ему показывай, родная,

Почаще фотографию мою.

Пусть наш малыш отца не забывает.

О, Господи, как сильно вас люблю!

2. Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть-

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец.

-Таких стихов о письмах с войны много.

- Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.

- Мы услышали слова тех, кто был в бою или готовился к бою. А как вы думаете, какие слова звучали в письмах родных и близких бойцов?

- Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, сестёр, любимых.

- Давайте напишем такое письмо.

- Письма на фронт тоже были полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.

- Сегодня на классном часе вы рассказали и вспомнили только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.

- А какими они были до войны?

- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и колени. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.

- Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Стихотворение В. Вин «Вечером44-го» читает

Замураев Тимофей

ВЕЧЕРОМ 44-го

Хмурый неуютный зимний вечер.

Шёл уже четвёртый год войны.

У окна, накинув шаль на плечи,

Мать ждала, когда придут сыны.

Старший был высокий и плечистый,

Инженер, закончил институт,

Только собирался пожениться,

Утром просыпается и тут –

Левитан суровым басом скорбным

Словно громом поразил страну:

Без предупрежденья, вероломно,

Гитлер ночью развязал войну.

Сын вскочил: сапог, другой, притопнул,

От буханки хлеба отломил,

«Мать, я скоро!» – крикнул, дверью хлопнул…

И удар двери в ушах застыл…

Дни, недели, месяцы бежали,

От него всё нет и нет вестей.

Месяцы морщины умножали,

А от сына нету новостей…

Младшенький – подросток конопатый,

Был смышлёный, судя по всему.

И боясь, что убежит за братом,

Строгий мать запрет дала ему.

Но мальчишеское сердце рвётся, рвётся,

И однажды мать, придя домой,

Думала, что сердце разорвётся:

Дом пахнул с порога тишиной.

Сердце хрустнуло, как ветка у берёзы,

Шёл уж ей шестой десяток лет,

И стекали горестные слёзы,

На подушке оставляя след…

Информация детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Рассказ о своей бабушке (Перевозкина Ксения)

Ответы детей

Ответы детей

Каждая группа пишет письмо солдату

Работа в группах (2-3 мин)

Ответы детей

5 Заключение. Рефлексия - Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об одной из страшных дат из истории нашей родины, читая произведения художественной литературы.

- Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?

- Чему мы можем научиться у маленьких героев большой войны?

- Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы всегда жить в мире, чтобы всегда было голубое небо над головой и ярко светило солнце?

-Спасибо за работу, мне приятно, что вы прониклись этой темой.

Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

- Спасибо за урок.

Публикации по теме:

Классный час «День матери» Всекубанский классный час «Главное слово в каждой судьбе», посвященный Дню матери России Цель: воспитание уважения и любви к женщине, матери;.

Классный час «Дети войны» Цель классного часа: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа. Задачи:.

Классный час «Добрый Я» Классный час Составители: Жаркова Е. Е. Семёнова Т. С. г. Арзамас, 2016 г. Классный час на тему: «Добрый Я…» Цель образовательной.

Классный час «Мы рождены не для войны». Начальная школа Великая Отечественная… В этой войне мы потеряли почти 27 миллионов… 27 миллионов человеческих жизней… «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Классный час «Маленькие герои большой войны»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 12:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей»
Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей» Пояснительная записка. Процесс обновления образования, его...
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка из фатина»
Сегодня хочу поделиться с вами изготовлением новогодней ёлочки. Все мы знаем, что одним из давних традиций Нового года -это украшение новогодней ёлки. Я...
Мастер-класс «Осенний» мобиль
Мобиль «Осень» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Для разнообразия интерьера группы решила сделать мобиль "Осень". Он получился яркий и красивый,...
Изготовление новогодней ёлочки из цветной бумаги мастер-класс
В преддверии нового года во всех образовательных учреждениях проходят выставки новогодних поделок, поэтому представляю вашему вниманию мастер-класс по...
Конспект НОД по аппликации «Неваляшка» в подготовительной группе
Тема «Неваляшка» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи....