Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения

ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения

Клинический аспект проблемы умственной отсталости

в период школьного обучения

Все причинные факторы умственной отсталости условно можно разделить на 2 группы: эндогенные (внутренние, чаще всего наследственные, и экзогенные (внесенные) – врожденные и рано приобретенные (до возраста 3-х лет).

По наследству, по данным В. П. Эфроимсона, М. С. Блюминой, на генетическом уровне передаются около 50-70% дифференцированных

умственной отсталости. Около 1500 нервных и психических заболеваний (в том числе и умственная отсталость) связаны с неблагоприятными генными мутациями и около 300 – с хромосомными мутациями, например, болезнь Л. Дауна, синдром Лежена, плодный алкогольный синдром, неврофиброматоз. В связи с отрицательными изменениями в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе алкоголизма и курения, особенно, среди молодежи, не исключено увеличение количества детей с дифференцированными формами умственной отсталости. В этой группе детей могут быть умеренные и легкие степени умственной отсталости, но преобладают тяжелые и глубокие степени, а

в части случаев и такие варианты недоразвития головного мозга, которые несовместимы с жизнью плода или родившегося младенца.

В последние годы наиболее интенсивно изучаются наследственные формы умственной отсталости.

В настоящее время установлено, что одной из форм частных причин глубокой умственной отсталости являются хромосомные аномалии, которые составляют около 15% от всех случаев. Диагностика хромосомных форм умственной отсталости основывается на комплексе показателей, полученных при клиническом и цитогенетическом обследовании.

Неблагоприятные наследственные факторы могут выступать самостоятельно, но чаще в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, то есть неблагоприятная окружающая среда может провоцировать наследственную предрасположенность к различным заболеваниям.

Экзогенных этиологических факторов очень много. Хронические заболевания матери во время беременности и в период кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма и другие заболевания, ведущие к гипоксии плода, приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации и др.). Все эти вредности нарушают развитие плода.

Патологически протекающая беременность (например, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша и др., патологические роды – все это может быть причиной умственной отсталости или других нарушений психофизического развития ребенка.

Перенесенные матерью во время беременности различные инфекции: вирусные, микробные, так же могут приводить к умственной отсталости.

Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира). Особенно чувствительным к радиоактивному облучению является генетический и хромосомный аппарат зародышевых клеток.

Многие из названных причин умственной отсталости имеют значение и после рождения ребенка. Примерно, до 3-х лет его жизни, так как развитие мозга у людей продолжается интенсивно примерно еще 3 года после рождения.

В настоящее время существует большое количество различных систематик умственной отсталости. Только в англоязычных странах их насчитывают свыше 20. Классификации умственной отсталости отличаются друг от друга в зависимости оттого, что считают основным в этиологии и патогенезе этого заболевания.

Разнообразие симптоматики умственной отсталости является причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Так, в прошлом веке выделялись такие типы олигофрении, как: апатичный, ажитированный, сенситивный, боязливый и так далее. Г. Я. Трошин

К. Schneider разделил детей с олигофренией на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно-упрямого, инертно-пассивного.

Расширение знаний о причине психического недоразвития привело к созданию различных классификаций на основе этиологических принципов. C. Frankenstein предложил выделить 2 типа общего психического недоразвития:

1) экзогенный (органический); у больных нет грубых неврологических нарушений, характеризуется выраженным нарушением восприятия и образования понятий;

2) эндогенный (неорганический); у больных не так грубо нарушены восприятия и образование понятий;

Работы цитогенетиков J. Lejeun, J. Book, C. Ford открыли возможности для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии олигофрении. Опираясь на приведенные цитогенетиками исследования, G. Jervis предложил классификацию, которая является одной из наиболее подробных в этой области. Он разделил психическое недоразвитие на 2 большие группы:

1) физиологические;

2) патологические: эндогенные и экзогенные.

Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. С помощью поведенческой шкалы оценивается степень адаптического поведения R. Heber.

С. Ingram и J. Gandreau [3, 4, 5] создали классификацию для педагогов. Они выделяют, например:

1) способны к обучению в массовых или вспомогательных школах;

2) способны к приобретению навыков самообслуживания;

3) вовсе неподдающиеся воспитанию.

Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность.

В отечественной психиатрии наиболее известны систематики М. С. Певзнер, С. С. Мухина, Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, В. В. Ковалев [1, 2, 6, 5,7].

В основу классификации Г. Е. Сухаревой положены 2 основных критерия: «хроногенный фактор», то есть этап эмбриогенеза, на котором происходило действие вредности и качество вредности. Эта классификация имеет этиопатогенетическое и клиническое содержание. Все клинические формы умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой) подразделены на 3 группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

ПЕРВАЯ группа – олигофрении эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

1) болезнь Дауна;

2) истинная микроцефалия;

3) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению и другие энзимопатические формы умственной отсталости;

4) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.

ВТОРАЯ группа – эмбрио- и фетопатии:

1) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

2) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

3) олигофрения, обусловленная токсоплазмом и листериозом;

4) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

5) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);

6) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

ТРЕТЬЯ группа - олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

1) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

2) олигофрения, возникающая в результате черепно-мозговой травмы в постнатальном периоде (в раннем детстве);

3) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитам, менингоэнцефалитами и менингитами.

По структуре клинических проявлений выделяют неосложненную и осложненную формы олигофрении. Осложненные формы чаще возникают при воздействии на развивающийся мозг неблагоприятных факторов на более поздних стадиях внутриутробного развития в сочетании с повреждающим воздействием асфиксии и родовой травмы.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на 3 степени:

1. Дебильность (легкая степень умственной отсталости).

2. Имбецильность (средняя степень умственной отсталости).

3. Идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

В 8-м и 9-м пересмотре МКБ ВОЗ предполагается не 3, а четыре степени интеллектуальной недостаточности. Определение степени психолого-педагогического изучения производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (Международная классификация 10-го пересмотра) приняты следующие условные показатели IQ:

психическая норма = 100-70;

легкая степень умственной отсталости = 69-50;

умеренная (средняя) степень умственной отсталости = 49-35;

глубокая степень умственной отсталости = 20 и ниже.

В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ содержится шифр для статистической обработки и диагностические формулировки.

Клинический подход важен в определении тяжести органического поражения головного мозга и в разработке программы психолого-педагогического изучения детей с умственной отсталостью с разной степенью выраженности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии - М., 1999 – 214 с.

2. Воронкова В. В. Актуальные проблемы олигофренопедагогики – М., 1998. – 290 с.

3. Дульнев Г. М., Лурия А. Р. Принцип отбора детей во вспомогательные школы. – М.: Просвещение, 2001 – 179 с.

4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педаг. 1993. – 159 с.

5. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М., 1995. – 290с.

6. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – К.: 1998 – 309 с.

7. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – М., 1998. – 267 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет с конференции «Технология и творчество»Фотоотчет с конференции «Технология и творчество» Сегодня, 12 марта 2013 года в нашем городе состоялась 1 региональная научно - практическая конференция "Технология и творчество". Для.

Консультация для воспитателей: «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников» Декоративно-прикладное искусство рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Народное.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения
Опубликовано: 7 июня 2013 в 17:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...