Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения

ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения

Клинический аспект проблемы умственной отсталости

в период школьного обучения

Все причинные факторы умственной отсталости условно можно разделить на 2 группы: эндогенные (внутренние, чаще всего наследственные, и экзогенные (внесенные) – врожденные и рано приобретенные (до возраста 3-х лет).

По наследству, по данным В. П. Эфроимсона, М. С. Блюминой, на генетическом уровне передаются около 50-70% дифференцированных

умственной отсталости. Около 1500 нервных и психических заболеваний (в том числе и умственная отсталость) связаны с неблагоприятными генными мутациями и около 300 – с хромосомными мутациями, например, болезнь Л. Дауна, синдром Лежена, плодный алкогольный синдром, неврофиброматоз. В связи с отрицательными изменениями в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе алкоголизма и курения, особенно, среди молодежи, не исключено увеличение количества детей с дифференцированными формами умственной отсталости. В этой группе детей могут быть умеренные и легкие степени умственной отсталости, но преобладают тяжелые и глубокие степени, а

в части случаев и такие варианты недоразвития головного мозга, которые несовместимы с жизнью плода или родившегося младенца.

В последние годы наиболее интенсивно изучаются наследственные формы умственной отсталости.

В настоящее время установлено, что одной из форм частных причин глубокой умственной отсталости являются хромосомные аномалии, которые составляют около 15% от всех случаев. Диагностика хромосомных форм умственной отсталости основывается на комплексе показателей, полученных при клиническом и цитогенетическом обследовании.

Неблагоприятные наследственные факторы могут выступать самостоятельно, но чаще в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, то есть неблагоприятная окружающая среда может провоцировать наследственную предрасположенность к различным заболеваниям.

Экзогенных этиологических факторов очень много. Хронические заболевания матери во время беременности и в период кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма и другие заболевания, ведущие к гипоксии плода, приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации и др.). Все эти вредности нарушают развитие плода.

Патологически протекающая беременность (например, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша и др., патологические роды – все это может быть причиной умственной отсталости или других нарушений психофизического развития ребенка.

Перенесенные матерью во время беременности различные инфекции: вирусные, микробные, так же могут приводить к умственной отсталости.

Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира). Особенно чувствительным к радиоактивному облучению является генетический и хромосомный аппарат зародышевых клеток.

Многие из названных причин умственной отсталости имеют значение и после рождения ребенка. Примерно, до 3-х лет его жизни, так как развитие мозга у людей продолжается интенсивно примерно еще 3 года после рождения.

В настоящее время существует большое количество различных систематик умственной отсталости. Только в англоязычных странах их насчитывают свыше 20. Классификации умственной отсталости отличаются друг от друга в зависимости оттого, что считают основным в этиологии и патогенезе этого заболевания.

Разнообразие симптоматики умственной отсталости является причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Так, в прошлом веке выделялись такие типы олигофрении, как: апатичный, ажитированный, сенситивный, боязливый и так далее. Г. Я. Трошин

К. Schneider разделил детей с олигофренией на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно-упрямого, инертно-пассивного.

Расширение знаний о причине психического недоразвития привело к созданию различных классификаций на основе этиологических принципов. C. Frankenstein предложил выделить 2 типа общего психического недоразвития:

1) экзогенный (органический); у больных нет грубых неврологических нарушений, характеризуется выраженным нарушением восприятия и образования понятий;

2) эндогенный (неорганический); у больных не так грубо нарушены восприятия и образование понятий;

Работы цитогенетиков J. Lejeun, J. Book, C. Ford открыли возможности для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии олигофрении. Опираясь на приведенные цитогенетиками исследования, G. Jervis предложил классификацию, которая является одной из наиболее подробных в этой области. Он разделил психическое недоразвитие на 2 большие группы:

1) физиологические;

2) патологические: эндогенные и экзогенные.

Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. С помощью поведенческой шкалы оценивается степень адаптического поведения R. Heber.

С. Ingram и J. Gandreau [3, 4, 5] создали классификацию для педагогов. Они выделяют, например:

1) способны к обучению в массовых или вспомогательных школах;

2) способны к приобретению навыков самообслуживания;

3) вовсе неподдающиеся воспитанию.

Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность.

В отечественной психиатрии наиболее известны систематики М. С. Певзнер, С. С. Мухина, Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, В. В. Ковалев [1, 2, 6, 5,7].

В основу классификации Г. Е. Сухаревой положены 2 основных критерия: «хроногенный фактор», то есть этап эмбриогенеза, на котором происходило действие вредности и качество вредности. Эта классификация имеет этиопатогенетическое и клиническое содержание. Все клинические формы умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой) подразделены на 3 группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

ПЕРВАЯ группа – олигофрении эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

1) болезнь Дауна;

2) истинная микроцефалия;

3) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению и другие энзимопатические формы умственной отсталости;

4) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.

ВТОРАЯ группа – эмбрио- и фетопатии:

1) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

2) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

3) олигофрения, обусловленная токсоплазмом и листериозом;

4) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

5) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);

6) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

ТРЕТЬЯ группа - олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

1) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

2) олигофрения, возникающая в результате черепно-мозговой травмы в постнатальном периоде (в раннем детстве);

3) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитам, менингоэнцефалитами и менингитами.

По структуре клинических проявлений выделяют неосложненную и осложненную формы олигофрении. Осложненные формы чаще возникают при воздействии на развивающийся мозг неблагоприятных факторов на более поздних стадиях внутриутробного развития в сочетании с повреждающим воздействием асфиксии и родовой травмы.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на 3 степени:

1. Дебильность (легкая степень умственной отсталости).

2. Имбецильность (средняя степень умственной отсталости).

3. Идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

В 8-м и 9-м пересмотре МКБ ВОЗ предполагается не 3, а четыре степени интеллектуальной недостаточности. Определение степени психолого-педагогического изучения производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (Международная классификация 10-го пересмотра) приняты следующие условные показатели IQ:

психическая норма = 100-70;

легкая степень умственной отсталости = 69-50;

умеренная (средняя) степень умственной отсталости = 49-35;

глубокая степень умственной отсталости = 20 и ниже.

В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ содержится шифр для статистической обработки и диагностические формулировки.

Клинический подход важен в определении тяжести органического поражения головного мозга и в разработке программы психолого-педагогического изучения детей с умственной отсталостью с разной степенью выраженности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии - М., 1999 – 214 с.

2. Воронкова В. В. Актуальные проблемы олигофренопедагогики – М., 1998. – 290 с.

3. Дульнев Г. М., Лурия А. Р. Принцип отбора детей во вспомогательные школы. – М.: Просвещение, 2001 – 179 с.

4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педаг. 1993. – 159 с.

5. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М., 1995. – 290с.

6. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – К.: 1998 – 309 с.

7. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – М., 1998. – 267 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет с конференции «Технология и творчество»Фотоотчет с конференции «Технология и творчество» Сегодня, 12 марта 2013 года в нашем городе состоялась 1 региональная научно - практическая конференция "Технология и творчество". Для.

Консультация для воспитателей: «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников» Декоративно-прикладное искусство рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Народное.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения
Опубликовано: 7 июня 2013 в 17:22
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...