Клуб «Планета детства», направленный на формирование у дошкольников положительного образа семьи.

Наталья Хальпукова
Клуб «Планета детства», направленный на формирование у дошкольников положительного образа семьи.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей»

Планета детства

Программа клуба

Н. Ю. Хальпукова, старший воспитатель

Е. Л. Руднева, воспитатель

Полысаево 2009

Авторы – составители Наталья Юрьевна Хальпукова, старший воспитатель, Елена Леонидовна Руднева, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей»

Данная методическая разработка представляет клуб «Планета детства». В разработке представлены тематическое планирование и программное содержание занятий клуба, которые помогут объединить усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, выработать единство требований педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников.

Методическая разработка предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Клуб «Планета детства» [Текст]: методическая разработка / авт. -сост. Н. Ю. Хальпукова, Е. Л. Руднева. – Полысаево, 2009. – 89 с.

Содержание

Пояснительная записка …. 4

Тематический план – программа …. 7

Программное содержание…. 10

Литература …. 27

Приложения…. 28

Приложение 1. Коммуникативные тренинги…. 28

Приложение 2. Положение о клубе «Планета детства». 30

Приложение 3. Анкета для родителей…. 32

Приложение 4. Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка. 34

Приложение 5. Тест «Какой вы родитель»…. 36

Приложение 6. Выходной с малышом…. 38

Приложение 7. Как оказать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации…

43

Приложение 8. Как воспитывать детей с разной группой крови… 44

Приложение 9. Опросник «Методика идентификации детей с родителями» 47

Приложение 10. Симптоматика течения кризиса 3 лет…. 52

Приложение 11. Что такое страх… 55

Приложение 12. Шесть шляп мышления…. 57

Приложение 13. Полотно счастья…. 62

Приложение 14. Роль игры в жизни дошкольника…. 65

Приложение 15. Характеристика типов семейного воспитания…. 70

Приложение 16. Влияние родительских установок на развитие детей…. 72

Приложение 17. Особенности физического развития дошкольников… 75

Приложение 18. Притча о двух ангелах… 78

Приложение 19 Приемы активного слушания…. 80

Приложение 20. Как общаться с детьми…. …. 81

Приложение 21. Спортивное развлечение «Русские народные игрища»…. 83

Приложение 22. Итоговая анкета для родителей …. 88

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время институт семьи переживает серьезный социально-экономический кризис: сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы. В то же время не все родители компетентны в вопросах воспитания, некоторые не знают, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к нему. Многие считают, что любовь к семье, к родителям – врожденное чувство, и не требуется прилагать усилия для его развития. Все это отрицательно влияет на полноценное развитие личности и искажает понимание ребёнком положительного образа семьи.

Надежда Константиновна Крупская считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Вместе с тем она подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», что «в их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».

Одной из эффективных форм поддержки семьи стала организация в дошкольном учреждении клуба, работа которого повышает компетентность родителей, сплачивает участников образовательного процесса в единый коллектив, дает возможность обменяться опытом семейного воспитания. Все общение участников построено на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности, направлено на максимальную результативность. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, успехи окрыляют и вселяют уверенность.

Деятельность клуба рассчитана на три учебных года, начиная со средней группы, занятия проводятся раз в месяц. Форма организации встреч различна: круглые столы, семинары-практикумы, проекты, семейные конкурсы, ярмарки-аукционы, совместные мероприятия – праздники, досуги, экскурсии, туристические походы.

Работа клуба – это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это педагогическая мастерская, цель которой – создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

формировать положительный образ семьи;

расширять кругозор детей о семье, ее ценностях;

повышать педагогическую компетентность родителей;

выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

способствовать установлению доверительных отношений межу детьми, родителями и сотрудниками детского сада.

Ожидаемые результаты:

Родители

осознание важности участия родителей в жизни ребенка и детского сада;

активное взаимодействие родителей и сотрудников дошкольного учреждения;

повышение уровня педагогической грамотности

Дети

осознание детьми роли семьи, системы родственных отношений;

определение своего места в качестве члена семьи

Педагоги

проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми и родителями;

обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической компетентности педагогов, сотрудников дошкольного учреждения.

Тематический план

Первый год – средняя группа

п\п Тематика заседаний Форма проведения Сроки

1. Давайте дружить! Круглый стол сентябрь

2. Роль матери и отца в развитии ребенка-дошкольника Дискуссия октябрь

3. Правила жизни моего ребенка Семинар-практикум ноябрь

4. Секреты психологического здоровья Круглый стол декабрь

5. В царстве упрямства и капризов, или Кризис 3-летнего возраста Семинар-практикум январь

6. Детские страхи Круглый стол февраль

7. Давайте жить дружно Игровой практикум март

8. Я дарю свое тепло Тренинг апрель

9. Играй всегда, играй везде! Игровой практикум май

Второй год – старшая группа

№ п\п

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

1. Родитель – это звучит гордо! Диспут Сентябрь

2. Влияние родительских установок на развитие ребенка Круглый стол Октябрь

3. Моя семья Круглый стол Ноябрь

4. Дом, в котором я живу Круглый стол Декабрь

5. Герб нашей семьи Досуг Январь

6. Древо семьи Проект Февраль

7. Мамочке любимой песенку спою! Праздничный концерт Март

8. Умеете ли вы общаться со своим ребенком? Семинар-практикум Апрель

9. Вместе весело шагать Туристический поход Май

Третий год – подготовительная группа

п\п

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

1. Летние путешествия Фотовыставка

Конкурс рассказов о семейном путешествии Сентябрь

2. Учимся слушать друг друга Тренинг Октябрь

3. Сядем рядком – поговорим ладком Развлечение Ноябрь

4. Праздник елки в вашем доме Семинар-практикум Декабрь

5. Семья – убежище души! Круглый стол

Январь

6. Папа и я – спортивная семья! Совместное развлечение Февраль

7. Мамины помощники Фотоконкурс

Март

8. Школа успеха Проект Апрель – май

9. Подведем итоги Круглый стол Май

Программное содержание занятий

Первый год

Занятие 1. Давайте дружить!

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• определить направление работы;

• выявить запросы родителей и возможности участников клуба;

• разработать Положение о клубе;

• привлечь специалистов – педагогов, логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре;

• заинтересовать родителей, создать условия для полноценного общения, желание обмениваться опытом.

План

1. Коммуникативный тренинг «Знакомство» (приложение 1)

2. Обращение к родителям (информация о создании клуба, его целях, задачах, планах)

3. Разработка Положения работы клуба (приложение 2)

4. Анкетирование родителей (приложение 3)

5. Выставка детских рисунков «Семья глазами детей»

6. Рефлексия

Занятие 2. Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста

Форма проведения: дискуссия

Задачи:

• содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребенка;

• определить разницу отцовского и материнского воспитания;

• выработать навыки взаимодействия с ребенком раннего возраста

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка» (приложение 4)

3. Тест «Какой вы родитель?» (приложение 5)

4. Консультация «Выходной с малышом» (приложение 6)

5. Памятка родителям «Как оказать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации» (приложение 7)

6. Рефлексия

Занятие 3. Правила жизни моего ребенка

Форма проведения: семинар-практикум

Задачи:

• повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка дошкольного возраста;

• исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребенка

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Рисуночное упражнение (взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести с ума»; обсуждение результатов)

3. Решение педагогических ситуаций

Инструкция. «Выберите из предложенного списка правил в семье одно, обоснуйте свой выбор».

Ситуации (на карточках):

Первая

а) проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями;

б) родители – хозяева ребенка;

в) в семье признается право каждого на ошибку.

Вторая

а) любовь связана с чувством долга;

б) в семье признается право открыто говорить о своих желаниях;

в) ребенок отвечает за настроение родителей.

Третья

а) требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны;

б) спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей;

в) любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.

Четвертая

а) родители определяют, что правильно, а что нет;

б) свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье;

в) родители заслуживают уважения, потому что они родители.

4. Игровое упражнение «Пойми меня». Родителям предлагается угадать эмоциональное состояние, потребность ребенку по описанию его позы, жестов:

а) ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую;

б) ребенок грызет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится, топчется, перебирает ногами;

в) ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.

5. Обсуждение памятки:

- правила – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье;

- хорошо, если правил не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка;

- все ограничения усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи;

- важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного;

- обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего

6. Рефлексия

Занятие 4. Секреты психологического здоровья

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка;

• побудить родителей проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Дискуссия «Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка»

3. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разной группой крови» (приложение 8)

4. Тест «Воспитательная позиция» (приложение 9)

5. Рефлексия

Занятие 5. В царстве упрямства и капризов, или Кризис 3-летнего возраста

Форма проведения: семинар-практикум

Задачи:

• познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет;

• наметить пути преодоления острых кризисных проявлений

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Дискуссия «Симптоматика течения кризиса 3 лет» (приложение 10)

3. Решение педагогических ситуаций

4. Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса»

5. Рисование «Мир детства и мир взрослых». Обсуждение: есть ли взаимодействие между миром взрослых и детей; как они могут помочь друг другу, в каком мире вам хочется быть сейчас; есть ли на рисунке место конфликту, где? И т. д.

6. Самооценка (продолжи фразу: «Работая с группой, я понял (а, что …»)

Занятие 6. Детские страхи

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Консультация «Что такое страх?» (приложение 11)

3. Практическая часть:

- тест тревожности (А. Захаров);

- рисунок родителей «Страшная история» - комментарии психолога;

- психологический сонник

4. Рефлексия

Занятие 7. Давайте жить дружно

Форма проведения: игровой практикум

Задачи:

• сплачивать детско-родительский коллектив;

формировать позитивный способ решения конфликтных ситуаций;

• развивать желание активно взаимодействовать в совместных играх и упражнениях;

• развивать творческие способности, интерес к совместной работе

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Игровой практикум «Шесть шляп» (приложение 12)

3. Игра «Соберем семью» (разрезные картинки)

4. Коллективное рисование «волшебными красками»

Каждая пара (ребенок – взрослый) готовит свою «волшебную краску», используя определенные компоненты: мука, соль, гуашь, вода, клей, подсолнечное масло. Создав яркие, объемные краски, участники рисуют без кисточек (пальцами и руками). Затем каждая пара рассказывает, что они нарисовали.

5. Рефлексия

Занятие 8. Я дарю свое тепло

Форма проведения: тренинг

Задачи:

• развивать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу;

• снять эмоциональное и мышечное напряжение;

• укреплять веру в личный потенциал;

• настраивать на удачу, счастье, добро и успех

План

1. Игра-тренинг «Полотно счастья» (приложение 13)

2. Рефлексия

Занятие 9. Играй всегда, играй везде!

Форма проведения: игровой практикум

Задачи:

• развивать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу;

• побуждать детей и взрослых к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях

План

1. Игра-разминка «Перебежки»

Задание: поменяться местами тем:

- у кого дочери;

- у кого 2 детей;

- у кого сыновья;

- у кого на шее цепочка;

- кто сегодня в брюках;

- у кого карие глаза;

- кто любит мороженое;

- у кого есть веснушки;

- кто хочет в отпуск.

2. Мини-лекция «Роль игры в жизни дошкольника» (приложение 14)

3. Игра «Веселись детвора»

4. Танец-игра «Бабушка и гуси» (под фонограмму «Два веселых гуся»)

5. Игра на внимание «Антошка». Взрослые, стоя в кругу, шагают на месте и произносят: Антошка-картошка, костяная ножка.

Сам с вершок, голова с горшок.

Дети стоят внутри круга, затем все играющие поворачиваются спиной друг к другу, закрывают глаза, водящий закрывает покрывалом одного ребенка, который садится на корточки. По команде «Повернись!» играющие поворачиваются лицом в круг, открывают глаза. Водящий задает вопрос: «Кого не стало?». Играющие должны назвать имя ребенка, спрятанного под покрывалом. Затем можно спросить, во что он одет, какого цвета та или иная вещь.

6. Упражнение «Комплимент». Взрослые и дети стоят вокруг большого обруча, передавая свечу, говорят друг другу, добрые слова.

7. Рефлексия

Второй год – старшая группа

Занятие 1. Родитель – это звучит гордо

Форма проведения: диспут

Задачи:

• познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям;

• дать характеристику основным типам семейного воспитания;

• познакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики.

План

1. Коммуникативный тренинг «Игра без правил» (приложение 1)

2. Беседа «Характеристика типов семейного воспитания» (приложение 15)

3. Обмен мнениями

4. Рефлексия

Занятие 2. Влияние родительских установок на развитие детей

Форма проведения: диспут

Задачи:

• содействовать осознанию родителями своей роли в воспитании, показать положительные и отрицательные моменты влияния родительских установок на развитие детей;

• вырабатывать навыки взаимодействия с детьми дошкольного возраста

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Диспут «Влияние родительских установок на развитие детей»

(приложение 16)

3. Обмен мнениями

4. Рефлексия

Занятие 3. Моя семья

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• разработать проект, направленный на изучение родословной семьи, составлении древа жизни;

• сплотить коллектив участников образовательного процесса

План

1. Коммуникативный тренинг «Зеркало» (приложение 1)

2. «Разрабатываем проект «Моя семья»

3. Выставка «Портрет нашей мамы»

4. Рефлексия

Занятие 4. Дом, в котором я живу

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• знакомиться с традициями семей участников клуба;

• сплотить коллектив участников образовательного процесса

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Поделимся опытом «Традиции нашей семьи»

3. Рефлексия

Занятие 5. Герб нашей семьи

Форма проведения: досуг

Задачи:

• развивать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу;

• сплотить коллектив участников образовательного процесса, создать благоприятную эмоциональную обстановку от совместного мероприятия

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Досуг «Герб семьи»

3. Рефлексия

Занятие 6. Древо семьи

Форма проведения: проект

Задачи:

• сплотить коллектив участников образовательного процесса, создать благоприятную эмоциональную обстановку от совместного мероприятия

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Фотоальбом «Моя большая семья»

3. Презентация «Древа семьи»

4. Рефлексия

Занятие 7. Мамочке любимой песенку спою!

Форма проведения: праздничный концерт

Задачи:

• сплотить коллектив участников образовательного процесса;

• создать радостное настроение от совместного концерта для девочек, мам и бабушек группы

План

1. Праздничный концерт

2. Обмен кулинарными рецептами

3. Чаепитие – рассказ о чае, дегустация семейных блюд

Занятие 8. Умеете ли вы общаться со своим ребенком?

Форма проведения: семинар-практикум

Задачи:

• продолжить сплочение группы родителей;

• учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей, видеть положительные черты в любых проявлениях поведения ребенка;

• развивать умения выполнять согласованно движения, снимать психоэмоциональное напряжение

План

1. Коммуникативный тренинг.

Участники клуба делятся впечатлениями о прожитом месяце: о своих поступках по отношению к детям, мужьям, родителям, друзьям. Например, прежде чем что-либо сказать или сделать, родители научились анализировать свои действия, слова.

2. Упражнение «Продолжите фразу: Мой ребенок…».

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в разных вариантах (например: «мой ребенок аккуратен», «…не внимателен» и т. д., 5-10 вариантов.

Психолог предлагает родителям посмотреть и разделить написанное на 2 группы:

- те черты, которые вас устраивают в вашем ребенке;

- те черты, которые вы хотели бы изменить в нем.

- Каких качеств больше? (положительных или отрицательных).

Психолог предлагает поразмышлять над теми или иными качествами, выбранными родителями.

3. Проблемная ситуация «Супермаркет».

Педагог-психолог. Представьте, что вы находитесь перед современным супермаркетом и в нем 3 этажа. На первом этаже – товары с браком, низкого качества, на втором – товары среднего качества и цены, на третьем продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На какой этаж вы пойдете делать покупки?

Родители отвечают по очереди.

Психолог. Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» - были умными, добрыми, посещали музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, мы мечтаем, чтобы наши дети воплотили наши несбывшиеся мечты?

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом.

В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы изменить.

Родители обмениваются мнениями об услышанном.

4. Игра «Реклама»

Родители разбиваются на две группы.

Психолог предлагает родителям «прорекламировать» качества личности, требующие изменения с целью их «продажи», то есть в этих качествах нужно найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другая группа родителей захотела их купить.

Например: «Такое качество характера, как настойчивость, может стать помощником в достижении определенной цели» и тому подобное.

5. Мини-лекции «Особенности физического развития детей – дошкольников» (приложение 17)

6. Притча о двух ангелах (приложение 18)

7. Чаепитие. Рефлексия.

Занятие 9. Вместе весело шагать!

Форма проведения: туристический поход

Задачи:

• сплотить коллектив участников образовательного процесса;

• создать радостное настроение от совместного похода в парк им. Горовца;

• воспитывать чувство любви к родному городу, его историческим ценностям

План

1. Беседа о создании парка им. Горовца

2. Игровые эстафеты

3. Рефлексия

Третий год – подготовительная группа

Занятие 1. Летнее путешествие!

Форма проведения: фотовыставка, конкурс рассказов

Задачи:

• создавать положительную эмоциональную обстановку, сплачивать группу;

• развивать невербальные средства общения (мимику, жесты);

• развивать умение слушать друг друга, понимать чувства собеседника

План

1. Коммуникативный тренинг «Только вместе!» (приложение 1)

2. Фотовыставка, рассказ о семейном путешествии

3. Рефлексия

Занятие 2. Учимся слушать друг друга

Форма проведения: тренинг

Задачи:

• создавать положительную эмоциональную обстановку, сплачивать группу;

• развивать невербальные средства общения (мимику, жесты);

• развивать умение слушать друг друга, понимать чувства собеседника;

• развивать умение согласовывать движения с ритмом, внимательность

План

1. Коммуникативный тренинг «Тень» (приложение 1)

2. Мини-лекция «Приемы активного слушания» (приложение 19)

3. Анализ конкретных ситуаций. Задача: понять, какие чувства испытывает ребенок в данный момент.

4. Игра «Скульптор». Во время игры участники делятся на пары: «скульптор» и «глина». Каждой паре дается карточка с обозначением какого-либо чувства: радость, страх, испуг и т. д. «Скульпторам» предлагается вылепить из «глины» данное чувство. Разговаривать запрещается. Пары демонстрируют скульптуры, остальные участники должны отгадать, что это за чувство.

5. Игра «Делай, как я».

6. Презентация карманного справочника «Как общаться с детьми». Советы родителям (приложение 20)

7. Рефлексия

Занятие 3. Сядем рядком – поговорим ладком

Форма проведения: развлечение

Задачи:

• сплачивать детско-родительский коллектив;

• развивать творческие способности, интерес к совместной работе

Праздничный концерт ко Дню Матери

Занятие 4. Праздник елки в нашем доме

Форма проведения: семинар-практикум

Задачи:

• оказать родителям практическую помощь в подготовке и проведении праздника елки в домашних условиях, порадовать детей и всех членов семьи, создать атмосферу добра и радости в праздничные дни

План

1. Коммуникативный тренинг «Машины» (приложение 1)

2. Практикум по изготовлению игрушек, поделок к оформлению комнаты;

3. Рассказы «Праздник елки на Руси» (логопед)

4. «Из истории песен» («В лесу родилась елочка») – информация музыкального руководителя

5. Практикум по умению проводить игры с детьми в домашних условиях «Минуты тихих игр»

5. Праздничный стол – советы повара детского сада.

Занятие 5. Семья – убежище души

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• поделиться опытом семейного воспитания трех поколений;

• сплачивать детско-родительский коллектив;

• развивать умение слушать друг друга, понимать чувства собеседника

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Выступление психолога «Эмоциональное самочувствие дошкольника в семье» (по результатам проведения игровых методик педагогом-психологом ДОУ)

3. Выставка детского рисунка «Прочти детские эмоции»

4. Обмен мнениями о семейном воспитании прабабушек, бабушек, матери «Вся семья вместе, так и душа на месте»

5. Семейные портреты – отношения между поколениями в семье «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом»

6. Рефлексия

Занятие 6. Папа и я – спортивная семья!

Форма проведения: развлечение

Задачи:

• создать бодрый эмоциональный настрой от совместного развлечения;

• содействовать сплочению коллектива участников клуба

Спортивное развлечение, посвященное Дню Защитников Отечества

Занятие 7. Мамины помощники

Форма проведения: фотоконкурс

Задачи:

• развивать творческие способности участников образовательного процесса;

• создавать положительную эмоциональную обстановку, сплачивать коллектив участников клуба

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Экскурсия по фотовыставке «Мамины помощники»

3. Награждение победителей фотоконкурса

4. Чтение стихов, посвященных маме

5. Праздничное чаепитие

Занятие 8. Школа успеха

Форма проведения: проект

Задачи:

• разработать проект, направленный на развитие успешности ребенка на переходном этапе детский сад – школа;

• организовать в рамках проекта групповые экскурсии в общеобразовательную школу, Школу искусств, дом детского творчества, детско-юношескую спортивную школу

План

1. Коммуникативный тренинг (приложение 1)

2. Совместное создание проекта «Школа успеха», определение его цели и задач

3. Рефлексия

Занятие 9. Подведем итоги

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

• проанализировать деятельность клуба, подвести итог работе клуба;

• создать у участников радостное, бодрое настроение;

• приобщать детей к русским народным играм;

• учить выполнять правила, развивать ловкость, выносливость, волевые качества в достижении цели

План

1. Приветствие «Поделись радостью». Участникам группы предлагается выполнить коллективный рисунок, где каждый может изобразить то действие или событие, которое вызывает у него чувство радости, восторга, и поделиться этим с остальными участниками.

2. Спортивное развлечение «Русские народные игрища» (приложение 21)

3. Итоговая анкета для родителей (приложение 22)

4. Подведение итогов

5. Рефлексия.

Литература

1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

3. Коробицына, Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / Е. В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.

4. Москалюк, О. В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями [Текст] / О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.

5. Овчарова, Р. В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 256 с.

Приложение 1

Коммуникативные тренинги

1. "Знакомство"

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

2. "Игра без правил"

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т. д.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты:" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

3. "Зеркало"

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.

Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре - водящий и показывает разные движения, другой - зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

4. "Тень"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары (родитель и ребенок). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек - путник, другой - его тень путник идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади идет его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Затем меняются ролями.

5. "Машины"

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель - в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

6. "Только вместе!"

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество.

Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.

7. "Сиамские близнецы"

Цель: развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.

Участникам по парам (родитель и ребенок) обматывают предплечья и локти, так чтобы правая рука одного участника оказалась завязана с левой рукой другого участника. Затем им в руки даются два карандаша и просят что-нибудь нарисовать. Рисовать только связанными руками.

8. Обсуждение всех упражнений.

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что легко было выполнять?

Что сложно?

Что нового вы узнали о друг друге?

Приложение 2

Положение о клубе «Планета детства»

1. Общие положения

1.1 Основными принципами работы клуба «Планета детства» являются: добровольность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность, компетентность.

1.2 Участниками Клуба «Планета детства» (далее – Клуб) являются: родители, дети и педагоги дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).

1.3 Клуб «Планета детства» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.

1.4 Положение о Клубе утверждается заведующим ДОУ.

2. Основные цели и задачи Клуба

2.1 Клуб создан с целью создания единого образовательного

пространства «детский сад – семья».

2.2 Задачи Клуба:

формировать положительный образ семьи;

расширять кругозор детей о семье, ее ценностях;

повышать педагогическую компетентность родителей;

выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

способствовать установлению доверительных отношений межу детьми, родителями и сотрудниками детского сада.

3. Организация деятельности Клуба

3.1 Организация деятельности Клуба осуществляется специалистами дошкольного учреждения: старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями.

3.2 Клуб функционирует на базе дошкольного учреждения.

3.3 Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ.

3.4 Деятельность Клуба рассчитана на три учебных года, начиная со средней группы, занятия проводятся один раз в месяц. Форма организации встреч различна: круглые столы, семинары-практикумы, проекты, семейные конкурсы, ярмарки-аукционы, совместные мероприятия.

4. Права и обязанности членов Клуба

4.1 Члены Клуба имеют право:

на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания, развития детей;

получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

участвовать в планировании работы Клуба.

4.2 Члены Клуба обязаны:

уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов воспитания детей;

соблюдать принцип конфиденциальности;

принимать активное участие в заседаниях Клуба.

Приложение 3

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?

2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:

- высоко;

- низко;

- удовлетворительно;

- не задумывались;

- затрудняюсь ответить?

3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:

- семье;

- детскому саду;

- семье и детскому саду?

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

- выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);

- аппетит, сон ребенка;

- настроение и поведение ребенка в детском саду;

- успехи ребенка на занятиях;

- спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;

- поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:

- ребенок плохо вел себя в детском саду;

- ребенок плохо (хорошо) ел, спал;

- ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что-либо делать;

- успехи ребенка на занятиях;

- просьба оказать помощь детскому саду;

- посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;

- спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?

6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:

- часто;

- не очень;

- редко?

7. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?

8. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:

- посещение воспитателем ребенка на дому;

- родительские собрания;

- посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;

- совместные праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы и консультации со специалистами;

- другие формы?

Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!

Приложение 4

Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому роль родителей в эмоциональном состоянии ребенка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чем разница между материнским и отцовским воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Одна-ко с эволюционной точки зрения функция матери состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребенком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребенка (кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально-полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать - отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребенка. Если родители относятся с уважением к ребенку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребенок чувствует собственную ценность, значимость. В то время как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

Приложение 5

Тест «Какой вы родитель»

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ответы:

Да, я всегда поступаю так – 3 балла

Да, но не всегда поступаю так – 2 балла

Не могу – 1 балл

Сумма от 24 до 33 баллов. Это значит, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 14 до 24 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов меньше 14. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Приложение 6

Выходной с малышом

Как известно, понедельник - день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядоченную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые? В результате появляется тот самый «тяжелый понедельник». Кроме того, не всем детям удается адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых, им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним - словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка. Как проходит выходной день в семье с трехлетним ребенком? Утром малыш просыпается, как правило, раньше родителей (многие дети 2-3 лет продолжают по младенческой привычке просыпаться очень рано - иногда в 5-6 часов утра). Сонная, раздраженная мама сначала пытается уговорить его «еще капельку поспать», но безрезультатно. Папа спит. Мама все-таки встает, и начинаются утренние хлопоты: она одевает, умывает, кормит ребенка, моет посуду, готовит завтрак и обед для взрослых, может включить стиральную машину или пылесос. Папа спит.

После завтрака ребенка отправляют или к игрушкам, которые еще не могут надолго его занять, или к телевизору смотреть мультфильмы. Общение мамы с ребенком утром выходного дня сводится к минимуму, ограничивается короткими распоряжениями: «Дай руку, не эту, другую. Когда же ты сам научишься одеваться?. Ешь скорее. Не возись. Поел, иди, не мешай, по-смотри мультики».

А ведь от того, с каким настроением начинается день, зависит и то, каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося малыша улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянувшему в окно солнышку, поговорите на доступные темы, попросите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку, разгладить покрывало, а потом предложите разбудить игрушки - это и ребенка займет, и вам даст свободную минуту.

Соблюдение режима дня для детей третьего года жизни необходимо. Все мероприятия следует планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обычно в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он тоже должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на детской площадке во дворе. Там он может поиграть с песком, пообщаться со сверстниками (с ними можно организовать какую-нибудь несложную подвижную игру). А вот «таскать» малыша с собой на рынок или по магазинам не стоит - кроме утомления и совершенно ненужной инфекции, он ничего там не получит.

Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это уже можно делать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностями маленького ребенка. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в воскресенье малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни. Помните, что подобные мероприятия (поход в зоопарк, парк) стоит проводить в утреннее время, чтобы ребенок не был перевозбужденным к вечеру. Кроме того, не стоит забывать, что внимания ребенка раннего возраста хватает лишь на 20 минут, но при условии, если мама объясняет ему все происходящее. Все свои впечатления ребенок должен «переварить», и мама должна ему в этом помочь, вспоминая вместе с ним, что он видел, делал и т. д.

Во второй половине дня стоит отдать предпочтение спокойным занятиям.

Почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда; длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, еще не сформировавшейся психике.

Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила:

До 2-2,5 лет ребенку нельзя) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше и позже) - не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот Зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик.»

Такой пересказ необходим, потому что двух-, трехлетний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.

Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.

Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это

способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий.

И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из

окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас

прискачет? Лягушка-квакушка.»; для этого полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть их по нескольку раз (не в один день, конечно).

Передача «Спокойной ночи, малыши» может

быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им

трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала

можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм за

писывать, а просматривать его в другой день.

Если вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!

День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребенок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеется и, даже зевая во весь рот, не может уснуть.

Привычный режим дня, приятные, понятные ребенку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребенком настоящим праздником.

Приложение 7

Как оказать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации

(памятка родителям)

Общение с малышом должно всегда носить позитивный характер. Родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более

мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это

возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию (сочувствие к нему).

14. Демонстрировать оптимизм в момент неудачи.

Приложение 8

Как воспитывать детей с разной группой крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать как: первая (О, вторая (А, третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови. Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни, гораздо более важную, чем в старшем. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой - ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы - это проявление раннего эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике.

Вторая группа крови. Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность - повышенная внимательность, как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. Постепенно у них выра-батывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей - помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками коррекции поведения таких детей. Убеждение – вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но, занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы - шлепки, крики, наказания - либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Причем у одних детей это заметно, у других принимает форму покорного послушания. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла - он вас поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Приложение 9

Методика идентификации детей с родителями

опросник А. И. Зарова

Ребенку задают следующий набор вопросов.

1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т. д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого, ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников, как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек, или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников, ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников, ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

• возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

• успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

• идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

• уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т. е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

• идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т. е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Лики родительской любви

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

3. Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.

4. Современные школьные программы чересчур сложны.

5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Приложение 10

Симптоматика течения кризиса 3 лет

Симптомы кризиса 3 лет

1) Ярко выраженный негативизм (стремление делать все на

оборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой

форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», -

говорит мама, а ребенок - вопреки очевидному: «Нет, оно черное».

Негативизм - это отношение не к предметной ситуации,

а к человеку).

2) Упрямство (ребенок добивае

Публикации по теме:

Давайте познакомимся…Давайте познакомимся… Здравствуйте уважаемые коллеги!Свою первую запись в блоге хочу начать с презентации своей любимой группы раннего развития "Солнышко".В.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Клуб «Планета детства», направленный на формирование у дошкольников положительного образа семьи.
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 07:34
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...