Развитие речи детей среднего возраста средствами экологии (из опыта работы)

Екатерина Нецветаева
Развитие речи детей среднего возраста средствами экологии (из опыта работы)

Рождаясь, ребёнок попадает в совершенно незнакомый ему мир. Формирование речи начинается с первых дней жизни ребёнка, с первых слов «мама», колыбельной песенки бабушки, шума листвы и пения птиц. Малыш ещё не знает, что такое язык и языковой барьер, он просто слушает и подсознательно понимает, что звучит его родной язык, родная речь.

Окружающий мир даёт обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий, развития их словаря, образность речи, её выразительности. Это является одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка. От этого зависит его общее психическое и будущая успешность в школе.

В октябре 2012 года мною было проведено анкетирование родителей с целью выявления проблем в речи детей. Результаты показали, что:

80% родителей беспокоит речевое развитие ребёнка и они уверены, что проблемы существуют; 8% - уверены, что проблем нет; 12% - сомневаются.

Многие родители отмечают, что ребёнок не может правильно и грамотно высказать свои мысли.

Выбрали следующие формы педагогической помощи: консультации, индивидуальные беседы, открытые занятия.

Также в октябре 2012 года был проведён мониторинг развития речи детей, который показал, что:

13 % детей (это 3 человека) имеют высокий уровень развития речи для своего возраста: слышат указанный звук в слове и могут определить его местоположение, могут образовать существительное от глагола (например, любит петь – певунья, любит шалить – шалунья, по образцу могут составить описательный рассказ по картинке, могут прочесть наизусть стихотворение.

52,1% детей (это 12 человек) имеют средний уровень развития речи: затрудняются самостоятельно выполнять предложенные задания им требуется помощь взрослого.

34,7% детей (это 8 человек) имеют низкий уровень развития речи: даже с помощью взрослого ребенок затрудняется в выполнении предложенного задания, зачастую не понимает того, что от него требуется.

Для более точной оценки и выявления проблем мною был проведен и мониторинг экологических представлений, который показал, что:

Ни один ребенок не имеет высокого уровня сформированности экологических представлений.

39,1% детей (это 9 человек) имеют средний уровень: ребенок в основном знает, как нужно ухаживать за животными и растениями. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям природного мира. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Не всегда правильно называет времена года, затрудняется в перечислении их последовательности.

60,9% детей (это 14 человек) имеют низкий уровень: ребенок не знает как ухаживать за объектами живой природы. Взаимосвязь установить не может. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям природного мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называется признаки неживой природы. Не правильно называет времена года, не может перечислить их в нужной последовательности.

На основании проведенных мониторингов выявила для себя цель работы: развитие речи дошкольников через ознакомление с природой, природными явлениями, через положительное и гуманное отношение к природе.

В связи с этим наметила перед собой следующие задачи:

1. Развитие речи дошкольников (обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формирование умения правильно употреблять в речи слова; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; воспитание у детей чуткости к смысловым оттенкам слова, учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы).

2. Формирование экологических представлений (привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на

В углублённой работе над данной темой придерживаюсь следующих принципов:

Принцип природосообразности: образовательная деятельность строится согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей.

Принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребёнка (ребёнок может выбрать такое занятие, которое ему по душе)

Принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребёнка при выборе деятельности.

Принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как к субъектам собственного развития.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

В своей работе использую следующие средства развития речи:

общение взрослых и детей (беседы с детьми («Откуда произошло слово», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить нашему здоровью?», «Земля наш общий дом», совместные досуги (развлечение «Мы друзья природы», КВН «Знатоки природы»);

культурная языковая среда (это то, как мы общаемся между собой, с детьми, с родителями – это повседневная обыденная речь);

художественная литература: сказки с экологическим содержанием (русские народные «Репка», «Вершки и корешки», Софьи Бунтовской «Зачем нерпе когти?», «Суслик»; потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского, стихи);

изобразительное искусство (картины, например, И. Левитан «Грачи прилетели»);

Музыка (прослушивание звуков природы, отрывки из музыкальных произведений Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», русские народные песенки «Петушок», «Курочка»и др, театрализованные постановки (инсценировки сказок с помощью разных видов театра: пальчиковый театр «Репка», настольный театр «Заюшкина избушка», теневой театр «Вершки и корешки», игрушки бибабо, драматизация сказок «Теремок»);

Интеграция с другими видами образовательной деятельности (интеграция таких образовательных областей как коммуникация, художественная литература, художественное творчество, познание по теме «Как животные готовятся к зиме»)

Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие методы:

I. Метод наблюдения и исследовательской деятельности:

Выполнение трудовых поручений (в природе – полив, рыхление клумб и комнатных цветов, огорода на окне, наблюдение из окна в различные временные отрезки (за состоянием неба в разные части суток, за солнцем, за дождем); экскурсии (на поляну в разное время года); наблюдение за ростом и развитием комнатных растений)

Метод опосредованного наблюдения (рассматривание игрушек, картин, рассказывание по ним; просмотр документальных и научных фильмов о природе из серии ВВС. Например, «Чудеса живой природы», «Животные от А до Я»);

II. Наглядный:

Показ иллюстраций, картин, зарисовок на доске, использование ТСО - демонстрация учебных фильмов и презентаций в программе Рower Рoint («Откуда хлеб приходит?»)

III. читать медленно Словесный:

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание с опорой на наглядный материал.

IV. Практический:

Дидактические игры «Сравни и подбери», «Биологические часы»;

Игры – драматизации, инсценировка сказки «Репка»(помогают более глубокому пониманию произведений экологической художественной литературы и активизируют речь).

Дидактические упражнения «Выложи орнамент из крупы», «Зашнуруй жучков».

V. Игровой:

Приход сказочных героев, которые оживают (кот Мурлыка приходил к нам на НОД по ознакомлению с домашними животными; Сибирячок приходит на деятельность по ознакомлению с природой родного края);

Игровые обучающие ситуации (такие как постановка проблемной ситуации «Куда исчезла сосулька?»);

Сюжетно – ролевые игры («Путешествие по озеру Байкал с боцманом Сармой», которые расширяют представления об окружающем нас мире.

Для реализации поставленных задач подобрала методическую и психолого-педагогическую литературу. Использую в своей работе работы таких авторов как…

• В. ВГербова «Учусь говорить»;

• О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Игры с пальчиками»;

• Г. М. Лямгина, Л. И. Пензулаева «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

• Л. П. Федоренко «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

• Л. А. Мишарина «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья»;

• Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»;

• И. Д. Зверев «Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы».

Подобрала дидактический тематический материал (дидактические игры: экологические игры Рыжовой, «С какого дерева лист?», «Опиши растение (животное)», «Очисти озеро Байкал», макетные игры «Путешествие по реке Ангаре»; дидактические пособия «Красная книга Иркутской области», множество иллюстративных тематических подборок «Птицы», «Цветы» и тд.); сделана подборка словесных игр, пальчиковых игр. Изготовила мнемотаблицы, которые помогают ребенку в перессказывании текстов, а также при составлении экологических описательных рассказов и пооперационные карточки-схемы (являются опорой при совершении трудовых операций); разработала перспективные планы занятий по развитию речи с элементами экологии; составила подборку художественного слова (серия экологических сказок Софьи Бунтовской, стихотворения по временам года, пословицы и поговорки по различным тематикам, картотеку пальчиковых игр).

Для развития способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда, место для осуществления детской деятельности. Создание предметно-развивающей экологической среды, является одним из важнейших условий, способствует:

Познавательному развитию ребёнка (условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематических наблюдений за природой);

Эстетическому развитию ребёнка (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным явлениям, формирующим умение видеть разнообразие форм и красок);

Формирование нравственных качеств ребёнка (воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы).

Все эти условия способствуют речевому развитию ребёнка: познавая что-то новое, расширяется и активизируется словарь.

Развивающая экологическая среда нашей группы состоит из нескольких элементов, каждая из которых выполняет свои функции.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам сенсорных навыков.

При рассматривании материала коллекции дети запоминают названия предметов, действий, учатся их характеризовать.

В группе имеются следующие экологические коллекции:

Камней нашего региона, привезённых из разных уголков Иркутской области;

Ракушек;

Насекомых Прибайкалья;

Почвы;

Образцы деревьев;

Планет;

Гербарий, собранный в окрестностях города Иркутска.

Лаборатория. Создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения). Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, растворение, приборами, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.). В сентябре мы знакомились со свойствами воды. Были проведены следующие опыты и эксперименты: «Вода-водичка» (общее ознакомление со свойствами воды, «Куда исчезла вода?» (испарение, «Сосулька» (замерзание). В октябре – со свойствами воздуха: «Воздух вокруг нас», «Ветерок», «Теплый и холодный», «Как обнаружить воздух». В ноябре - декабре знакомство с различными материалами (бумагой, деревом, песком, тканью). В январе – феврале – знакомство с миром животных и птиц (наблюдения за птицами, опыт «Почему птица может летать?», наблюдения за животными (собакой, кошкой, опыты с использованием тактильных дощечек «Почему кошка может мыться языком?»). В феврале – обобщающая деятельность по закреплению свойств зимних явлений: как образуется снег, почему на снегу можно оставить следы почему рано темнеет и поздно светлеет и т. д. В марте – апреле ознакомление с весенними изменениями в природе: таяние снега, образование сосулек, появление первых цветов, образование почек и распускание листочков, выход из спячки животных. В мае более детально знакомлю детей с ростом и развитием растений в весенний период.

В группе создан многофункциональный уголок природы в соответствии с возрастными особенностями детей. В нём дети учатся:

узнавать времена года, давать им характеристику;

знакомятся с пословицами и поговорками о природе, учат стихи;

В свободном досуге могут рассматривать различные иллюстрированные тематические подборки («Цветы», «Животные России», «Птицы Иркутской области» и т. д., энциклопедии, экологический журнал «Тошка»;

Имеется подборка различных дидактических игр экологического содержания; а так же различные макетные игры («Северный полюс», «Ферма», «Животные Прибайкалья» и т. д.)

Функционирует мини – библиотека и уголок речетворчества, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные» книги, энциклопедии, иллюстрации, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. В библиотеке имеются произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, С. Бунтовской, В. Бианки, Н. Сладкова и др. Также в свободном доступе для детей различные тематические альбомы: «Наши любимые сказки», «На картинку посмотри, все что видишь расскажи», «Занимашки», «Портреты писателей».

В группе организована опытническо - исследовательская станция, на которой у нас живут Дед, Бабка, кот Мурлыка и пёс Барбос. Дети им «помогают» выращивать огород, в котором растут овощи: лук, чеснок, морковь, репка, картофель, горох. Ежедневно проводятся наблюдения, где замечаются малейшие изменения в росте и развитии овощных культур. Вместе с ребятами пытаемся разобраться, почему произошли те или иные изменения (Почему лук не может прорости?)

На территории нашего детского сада ежедневно проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями. Сначала прошу рассказать о том, что видят, затем по наводящим вопросам «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?» и т. д., описываем объект или явление. В результате этого словарь ребёнка пополняю существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, упражняю в умении подбирать слова со сходными значениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, жука. В конце наблюдения обязательно делаем вывод.

Например, наблюдение за березой летом. Начинаем наблюдение с чтения стихотворения С. Есенина «Задремали звезды золотые…». Предлагаю найти березки на участке, обращаю внимание на их красоту.

-Что подразумевается под «зелеными сережками», «шелковыми косами»?

- Как вы могли бы сказать о наших березках?

- Березка живая или нет? Почему?

- Как дышит березка?

- Для чего березке нужна кора?

- От чего кора может защитить дерево?

- Где еще находится кора кроме ствола? (на ветках)

Предложить потрогать кожу у себя на руках.

- Для чего человеку нужна кожа?

Предложить подумать, чем мы можем помочь молодой березке? (Например, привязать веточку, чтобы не сломал ветер). В конце наблюдения поем с детьми русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Активно использую метод детской проектной деятельности. В начале года был реализован краткосрочный проект «Деревья наших лесов». С помощью экологической проектной деятельности:

• Обогащаю словарный запас детей;

Развиваю активность речи;

• Поддерживаю у детей познавательное отношение к окружающей действительности;

• Побуждаю к разнообразным действиям с предметами.

Во время моей работы с детьми я всегда стараюсь дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей словесно, грамматически правильному построению предложения, анализу, учит делать выводы и аргументировать их. Например, краткосрочный месячный проект «О чем рассказал лес». Задачами проекта являлись: расширение и углубление знаний детей о лесе, о его обитателях, знаний о экокультуре нашего края. Для родителей проводились консультации: «Значение словесных экологических игр в детском саду», «В лес вместе с ребенком». Родители совместно с детьми оформляли фотовыставку «Наш край», участвовали в изготовлении поделок из природного материала.

Для эффективности развития речи детей подключаю к этому процессу и родителей. Работу с родителями осуществляю по нескольким направлениям:

1. Родительские собрания: «Развиваем вместе, «Окно в природу»

2. Наглядные формы взаимодействия: консультации «Прочитайте детям», «Речевое развитие детей пятого года жизни», «Значение экологической художественной литературы в речевом развитии детей 4-5 лет»; «как правильно выбрать книгу ребенку для чтения»; памятки «Развитие мелкой моторики», «Общие правила развития речи», тематические выставки «Зимние явления», «Понаблюдайте осенью», «Как учить ребенка составлять описательные рассказы», «О братьях наших меньших».

3. Словесные формы взаимодействия: беседы как коллективные, так и индивидуальные «Почему ребенок не говорит?», «Как беседовать с детьми» (содержание и требования к беседе с ребенком)», обмен опытом семейного воспитания (беседы на родительском собрании, «Учим фантазировать», рекомендации «Интонирование вежливых слов (грустно, радостно, с огорчением и т. д.)

4. Вовлечение в педагогическую деятельность: анкетирование «Условия для речевого развития в семье», «Особенности общения вашего ребенка»; показ приемов работы с книгой (наблюдение за детьми в деятельности, посещение открытых занятий, выставки работ детей «Моя любимая сказка», участия в конкурсах «Лучший выдумщик»

5. Взаимодействие с ребенком в семье: заучивание стихов, повторение чистоговорок, игры («Найди звук», сочинение сказок («Весенний ручеек», пальчиковые игры и т. д.

(41 слайд) Период дошкольного детства характеризуется бурным и стремительным развитием всех психических функций ребенка. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности. И для полноценного психического комфорта ребенка он должен не только хорошо разговаривать, но и уметь выражать свои мысли и эмоции в речи. Именно общение с природой дает для этого благодатную почву

Работа, проведенная мной за этот небольшой период (с сентября месяца) уже приносит свои результаты:

• Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился на 10% (дети имеют представления о животных, птицах, их средах обитания; имеют представления о взаимосвязи живой и неживой природы; что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. На деятельности по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю.

• По развитию речи: совершенствуется грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонационностью декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу а также составить небольшой описательный рассказ; совместно со взрослым могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

В дальнейшем я планирую продолжить развивать речь детей средствами экологического воспитания. В настоящее время мною разрабатывается комплекс различных мероприятий: природоохранная акция с участием родителей «Сбережем природу», проект по экологии в старшей группе «Животные планеты Земля», экскурсии в природу и совместное с родителями посещение экологического музея.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Иголочка» Артикуляционная гимнастика малышам. Часто родители задаются вопросом: "Зачем нашему малышу выполнять артикуляционную гимнастику, ведь он.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Развитие речи детей среднего возраста средствами экологии (из опыта работы)
Опубликовано: 23 мая 2013 в 12:37
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет)
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также является основным...
Сценарий новогоднего утренника «Как то раз под новый год все отправились в поход»...
КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД ВСЕ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД! Дети входят в зал цепочкой, идут в хороводе вокруг елки, останавливаются. Ведущая. Здравствуй,...
Книжка — малышка «Цыпленок». Мастер-класс.
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению рукотворной развивающей книжки – малышки с детской сказкой К. И. Чуковского «Цыпленок». Ранее я...