Папки-передвижки

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией

Попкова Наталья
Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур.

Каждый из нас обладает знаниями об окружающем мире. Направленную на познание деятельность принято называть Когнитивной.

Взаимосвязь когнитивного и речевого развития детей, а также влияние когнитивной базы на употребление языковых средств является одной из актуальных проблем современной психолингвистики вообще и лингвистики детской речи в частности. Пространственные отношения для установления такой связи – наиболее благоприятная почва, поскольку предметы и их окружение представлены наглядно, их можно потрогать, услышать звуки, сигнализирующие об их передвижении. А одновременные обозначение их в речи, позволяет выявить взаимосвязь восприятия, мышления и речи. Под когнитивной базой традиционно понимается совокупность знаний, накопленных человеком в течении жизни, а также психофизиологические процессы, обеспечивающие накопление знаний: восприятие, память, мышление. Когнитивное развитие понимается как процесс накопления знаний, опыта, а также развитие мыслительных способностей. Н. Н. Данилова отмечает, что между когнитивными и эмоциональными процессами существует не только прямые, но и обратные связи. Когнитивная деятельность может не только быть источником эмоции, но и сама зависеть от эмоционального состояния субъекта. Когнитивный аспект усвоения лексических значений был разработан Тумановой. Автор выявил особенности формирования до грамматических обобщений у дошкольников с ОНР и обосновал ведущую причину не овладения словообразовательными операциями. Это несформированность «нервной перестройки», обеспечивающей переход от элементарного иконического кода, лежащего в основе условия лексического значения, к коду дискретному, дающему возможность вычислить из общего звукового потока морфему как отдельный знак, а от него к особому коду речедвижения, обеспечивающему нормативное произнесение производного слова. Показано, что такая несформированность приводит, с одной стороны к неполноценной речевой коммуникации, а с другой стороны ограничивает когнитивные возможности детей, необходимые для развития «языковой компетентности».

Публикация «Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией» размещена в разделах

Чувственное освоение пространства происходит по пути абстрагирования от собственного тела и проходит в 3 этапа.

1. Овладение ориентацией в схеме тела (вверх – где голова, низ – где ноги)

2. Овладение ориентацией за пределами собственного тела, при этом точка отсчета – собственное тело.

3. Овладение системой отсчета «от другого предмета», ребенок абстрагируется от собственного тела.

Работа над схемой лица, а в дальнейшем всего тела позволяет овладеть не только пониманием структуры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикал:

ВЫШЕ, НИЖЕ, НАД, ПОД, МЕЖДУ. Помимо этого ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, одежда, но и расширяет свой словарный запас.

Схема тела как базисный уровень пространственных представлений начинает свое формирование на самых ранних этапах развития – первом году жизни при N, а у детей с алалией начинаем работу с этого. Естественно, что у алаликов формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного рода ощущений, идущих от собственного тела, и в процессе взаимодействия со взрослыми. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности лица демонстрируют дети к 1.5 г. В виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого : «Где у нас глазки?» Чуть позже ребенок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их. При этом, безусловно, ребенок не называет где находится та или иная часть лица (тела) – максимум, что он может сказать – это «тут», «вот».

В дальнейшей работе в речи ребенка наряду с сообщениями, вмещающими множество объектов, появляются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождение предметов в пространстве : «положи в чашку», «дай в руку». Эти обозначения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносится на внешние предметы: «в чашке, на столе». Параллельно с этим ребенок может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отношению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. Н-р, «носик – выше рта», «животик – выше ножек». Вначале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале, и лишь позже – видя какую-либо картинку с изображением человека или куклы. Т. о. ребенок вначале овладевает наиболее «множественными» пространственными представлениями, а в дальнейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, принятому за своеобразную «точку отсчета» «над бровями, под столом)

Игры которые можно использовать в работе

1. «Поможем Маше собраться на прогулку».

2. «В какой руке».

3. «Где что находится»

4. «Поможем маме накрыть на стол»

5. «Делай как я».

Публикации по теме:

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Конспект педагогической ситуации по образовательной области «Речевое развитие» с детьми второй младшей группы. Конспект педагогической ситуации с детьми второй младшей группы на тему «По сказочной дорожке» Цели педагогической ситуации: Воспитательные.

Консультация для родителей «Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольники еще плохо ориентируются в.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста» Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. Цель. Представление опыта работы с нетрадиционными.

Перспективный план по разделу «Речевое развитие» с детьми младшей группыПерспективный план по разделу «Речевое развитие» с детьми младшей группы Сентябрь № 1 стр17 Тема. Путешествие по территории участка Цель Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать.

План кружковой работы «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы План кружковой работы «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы. Фогель Анна Станиславовна Январь. Цель: уточнить представления.

Развитие пространственных представлений на индивидуальных занятиях Занимаясь с ребёнком на индивидуальных занятиях, следует садиться справа от него, соответственно ребёнку предлагается стул, который находится.

Рекомендации родителям по установлению позитивных отношений с детьми. Детство-это не подготовка к жизни, а уже сама жизнь; Не нужно опускаться до уровня своего ребёнка, а стоит подняться до высоты его чувств;.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 20:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД