Получи документы

Коллекционирование (1 фото)

Елена Скрипкина
Коллекционирование

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего – либо, имеющего определенную ценность для ребенка.

Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире;

• Формированию, развитию и поддерживанию мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, классификация и т. д. ,

• Развитию речи и коммуникативных навыков (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослыми, так и со сверстниками.

Публикация «Коллекционирование» размещена в разделах

Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребенка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Причем если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить следующее: в них практически нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, при этом хорошо просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки и пр., девочки – заколки, тряпочки. Пузыречки и т. д.).

В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных предпочтений детей.

В старшем дошкольном возрастес развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных «Экспонатов» коллекции, обобщение на темы, заданные предметом коллекции.

Надо отметить, что многие детские коллекции относятся к такому виду профессионального коллекционирования, как аналогофилия. Например, кошки – фотографии с кошками, открытки с кошками, пазлы с кошками, игрушечные кошки на разных материалах, книги о кошках и пр.

Однако встречается и коллекционирование однородных материалов и объектов. Это может быть собирание фигурок из киндер – сюрпризов (киндерфилия); коллекционирование вкладышей, оберток от конфет, наклеек от жевательных резинок (гумофилия, собирание значков (фалеристика, открыток (филокартия, карманных календариков (филотаймия) или магнитов на холодильник (мемомагнетика, коллекционирование природных материалов, экспонатов флоры и фауны. В детской жизни встречаются такие коллекции, которым, возможно, и не дано еще название в мире взрослого коллекционирования. Это коллекции бумаги, ниток, заколок и т. д.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребенка – дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно – действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.

Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы, книги и журналы.

Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми). Сюда относятся детские рисунки, коллажи и даже книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.

Детские коллекции представлены двумя основными формами:

Индивидуальные Коллективные

определяются разными мотивами, поэтому в соответствии с мотивацией можно условно выделить несколько видов коллекций :

• Эмоционального потрясения (очень понравилось что – то. Произвело неизгладимое впечатление) – эмоциональные коллекции;

• Появление познавательного интереса – познавательные коллекции;

• Социальной потребности – социальные коллекции. Инициатором выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.

Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5-7 лет. Акцент на старший дошкольный возраст связан с тем, что именно в данной возрастной группе сверстник становится значимой фигурой в жизни ребенка. С ним он выстраивает не только эмоциональные контакты (построенных на симпатиях, совместных играх, но и содержательные контакты (построенные на совпадающих познавательных предпочтениях и интересах). В связи с этим коллекционирование начинает играть роль как в познавательном развитии, так и в социальном. Благодаря коллекционированию дети имеют возможность на определенном содержании объединяться в разные группы: друг с другом (от двух – трех детей до всей группы, с педагогами, с родителями.

Главное – эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы с ними, ориентированностью детей в содержании представленных коллекций, интересом к ним и использованием в свободной самостоятельной деятельности

Эмоциональные коллекции

отличаются активным началом и быстрым угасанием. То и другое напрямую связано с протеканием конкретной эмоциональной реакции на что-либо. Например, ребенок побывал с родителями на выставке кошек. После этого много делится впечатлениями со всеми, начинает собирать открытки, фотографии, календарики с изображением кошек. Но по мере удаления события в прошлое эмоции гаснут, и интерес к собранному пропадает.

Взрослым надо с пониманием, спокойно относиться к подобному проявлению познавательной активности ребенка. Не стоит упрекать его и насильно удерживать в содержании, к которому пропал интерес. К тому же обычно ребенок к моменту угасания интереса к одному содержанию загорается другим. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию на период ее действия, закрепить в сознании и душе ребенка состояние радости и удовлетворения от собственного процесса познания ( это означает: рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему; разумно пополнять коллекцию; обращаться к прошлому опыту; переводить собранный материал в действенный, продуктивный план).

Познавательные коллекции

отражают устойчивые познавательные предпочтения и интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции более устойчивы по тематике. Радость открытой связаны с углублением, расширением конкретной темы.

Социальные коллекции

форма проявления социальных потребностей ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него появляются симпатии к определенным сверстникам, стремление общаться именно с ними, желание завоевать их признание, уважение и дружбу.

Один из путей развернуть сверстника к себе- начать собирать такую же коллекцию, как и он. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами и др. при этом происходит взаимообогащение как социальной. Так и познавательной сферы детей.

Коллекционирование
Публикации по теме:

Коллекционирование как одно из направлений формирования познавательной активности дошкольниковКоллекционирование как одно из направлений формирования познавательной активности дошкольников Одним из направлений формирования познавательной активности старших дошкольников является коллекционирование. Коллекционирование – одно.

Фотоотчет «Коллекционирование»Фотоотчет «Коллекционирование» Интересный вид работы- коллекционирование. Ведь собирательство развивает в ребенке интерес, бережливость, речь, стремление, больше узнать.

Коллекционирование декоративных тарелок. ФотозарисовкаКоллекционирование декоративных тарелок. Фотозарисовка Всем приятного времени суток! Наверняка, каждый из вас в детстве занимался коллекционированием. И не только в детстве, ведь коллекционирование.

Коллекционирование ключиков и историй к нимКоллекционирование ключиков и историй к ним История коллекционирования в нашей группе началась с первого сувенирного ключа очень красивой формы, мы с ребятами решили коллекционировать.

Коллекционирование-эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического.

Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование». Коллекционирование Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание.

Мое увлечение — коллекционирование ангелочковМое увлечение — коллекционирование ангелочков В день светлого праздника Пасхи захотелось написать о чем-то светлом и духовном. Я уже в течении нескольких лет собираю ангелочков. Какая-то.

Проект: «Коллекционирование с детьми 1 младшей деревянных игрушек.» Проект: "Коллекционирование с детьми 1 младшей деревянных игрушек. " «Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а.

Увлечение детей-коллекционирование лошадокУвлечение детей-коллекционирование лошадок Лошадь, природы создании чудесное, С тобой единение чувствую тесное… Четыре копыта, подковы несущие, Мягкие губы, сахар берущие… Глаза лошадиные.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коллекционирование
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 13:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД