Коллекционирование природных объектов как средство формирования у дошкольников осознанно–правильного отношения к природе

Ирина Кожина
Коллекционирование природных объектов как средство формирования у дошкольников осознанно–правильного отношения к природе

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. При опросе детей, что они собирают, это оказались наклейки, фишки, продаются они набором, в основном китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к российским предметам, вообще к самому коллекционированию. В детях тяга к собирательству заложена самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка.

Коллекционирование можно считать семейным хобби, поскольку вместе с детьми, раскладывая свои экземпляры по альбомам или коробочкам или просто любуясь своей коллекцией, взрослые приятно проводят время, общаются. Но, к большому сожалению, в современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. А дошкольники, как правило, еще не способны самостоятельно коллекционировать что-либо целенаправленно. Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача взрослых состоит не только в том, чтобы увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?

Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, то есть у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Таким образом, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Организация работы по созданию коллекции «Морские ракушки» в средней группе

Для организации выставки коллекции «Морские ракушки» мною был составлен перспективный план по организации и созданию данной коллекции, в который вошли разделы: работа с детьми и работа с родителями.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по организации и созданию коллекции «Морские ракушки» в средней группе

Цель: пополнить знания детей о морских и речных обитателях и месте их проживания; расширять кругозор детей, развивать любознательность, познавательную активность в процессе создания коллекции. Поддерживать интерес к коллекционированию, вызвать интерес к созданию собственной коллекции. Приобщать ребенка к миру маленьких тайн природы, открытий. Воспитывать у детей стремление передать красоту, желание запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились.

Работа с детьми:

1. Беседа «Какие бывают коллекции»

Цель: ознакомить детей с понятием «коллекция», дать представления о том, для чего нужны коллекции. Вызвать интерес к созданию коллекции «Морские ракушки» в группе.

2. Пополнение и оформление коллекции.

Цель: собрать природные материалы (ракушки) для коллекции детей.

3. Оформление сухого аквариума, поделки детей.

4. Конструирование по замыслу из ракушек.

5. Чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов.

Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации о морских раковинах.

6. Фото-сессия «Коллекция нашей группы».

7. Выставка коллекции группы «Морские ракушки».

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей.

Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.

2. Консультация «Коллекционируем вместе с детьми».

Цель: формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.

3. Организация выставок, коллекций детей и родителей в детском саду.

Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций.

4. Посещение выставки.

Информация для воспитателя

Редкие природные объекты так же красивы, как раковины моллюсков (ракушки). Сложность и изысканность форм и рисунков, цветов и узоров, текстуры, многообразие форм и размеров (от нескольких миллиметров до 61 см) сделали их популярными и привлекательными объектами коллекционирования, известного еще в древние времена.

Раковины моллюсков или ракушки – это уникальный, дидактически удобный, необычный и красивый, достаточно прочный раздаточный материал для наблюдения, экспериментирования, сравнения, классификации, игры, конструирования и ручного художественного труда.

Ракушки можно использовать как удобный счетный материал, а также для формирования и закрепления представлений о форме, величине, пространственном расположении, для составления сериационных рядов (окраски, величины и др.).

Особенно удобны для этих целей небольшие нехрупкие раковины с плотной структурой (катушки, лужанки, мелкие двухстворчатые гребешки, каури, мелании).

Интересны и загадочны причудливые раковины обитателей теплых морей и океанов – «поющие» раковины. Эти, как правило, крупные спирально закрученные раковины при приближении к уху дают ощущение разных шумов благодаря движению воздуха в полости и разницы температур.

Для того, чтобы узнать отношение родителей к созданию коллекции в нашей группе, в начале учебного года мною была разработана анкета для родителей.

Анкета для родителей:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Назовите интересы вашего ребенка.

3. Интересуетесь ли Вы или ваш ребенок коллекционированием?

4. Есть ли у Вас свои или семейные коллекции? Назовите их.

5. Ваше отношение к созданию коллекции детей у нас группе?

6. Какую помощь Вы сможете оказать для создания коллекции?

Также мною была проведена консультация для родителей «Коллекционируем вместе с детьми», после которой они заполнили данную анкету. Из 20 опрошенных родителей все родители проявили интерес к данной работе, никто не отказался помочь в её создании.

В процессе работы с детьми, мною была проведена беседа на тему: «Какие бывают коллекции». В результате было выяснено, что несколько детей собирают дома коллекцию ракушек. После летнего отдыха дети с удовольствием показывали привезенные с мест отдыха необычные камни, ракушки. Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Ведь ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее. Возможно, кто-то из друзей малыша тоже захочет собрать свою коллекцию.

Собрав достаточный материал, в группе была создана коллекция «Морские ракушки». Собранную коллекцию мы используем в непосредственной образовательной деятельности. А именно: проводим конструирование по замыслу из ракушек. Дети каждый раз восхищаются своими постройками, с каждым разом у них развивается воображение, фантазия. Читая художественно-познавательную литературу и энциклопедию, у детей все больше появлялся интерес к пополнению и оформлению не только групповой коллекции, но и к созданию своей коллекции дома. В итоге мною была проведена фото-сессия и выставка коллекции, которую посетили родители нашей группы, а также дети других групп нашего детского сада.

Коллекционирование природных объектов как средство формирования у дошкольников осознанно–правильного отношения к природе
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования» Консультация для воспитателейРазвитие познавательной активности дошкольников через коллекционированиеТема: «Колокольчиковое дерево» Подготовила:.

Мое хобби самое распространенное в мире  — коллекционированиеМое хобби самое распространенное в мире  — коллекционирование Коллекционирование - дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое. Это одно из древнейших увлечений человека.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Коллекционирование природных объектов как средство формирования у дошкольников осознанно–правильного отношения к природе
Опубликовано: 15 января 2014 в 23:08
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...