Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР (часть 3)

Оксана Ощепкова
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР (часть 3)

А. М. Быховская, Н. А. Казова. в комплекте Н. В. Нищевой (3)

Заключение.

По результатам диагностики:

1. В речевой карте в уточненном логопедическом заключении учитель-логопед:

- определяет уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией:

* тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития;

* тяжелое нарушение речи,общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития;

* тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития;

* тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития.

- отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической (клинико-логопедической) классификацией: алалия, ринолалия, дизартрия.

- отражает выводы из всех разделов речевой карты.

- отмечает сопутствующее заболевания.

2. Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которых заносятся баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребенка по формуле:

Уровень общего и речевого развития ребенка =

Итоговая сумма баллов/Максимальное количество баллов Х 100%

Например, 42/69 Х 100% = 50%,

Где 42 – итоговая сумма баллов, которую набрал ребенок за все оцениваемые показатели четырех блоков мониторинга; 69 – максимальное количество баллов за эти показатели.

Таким образом, уровень общего и речевого развития ребенка средний.

Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребенка:

Высокий уровень – 80 – 100%

Пограничный уровень (средне высокий) – 71 – 79%

Средний уровень – 50-70%

Низкий уровень – 49% и ниже.

Характеристика уровней общего и речевого развития ребенка

Высокий уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 4—5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики не выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений.

Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.

Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме.

При выполнении артикуляционных упражнений способность к переключению не затруднена, все движения выполняются в полном объеме. Тонус артикуляционной мускулатуры в норме.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря соответствует норме.

Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий.

Понимание обращенной речи в норме.

Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.

Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь в норме.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Ребенок не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок может самостоятельно пересказать текст из 3—4 предложений с опорой на картинки.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру слов.

Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.

У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации.

Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Средний уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт не сразу. В общении проявляется эмоциональная лабильность.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает отдельные ошибки, 1—2 раза ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок допускает отдельные ошибки при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок допускает 1—2 ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, не сразу может сложить картинку из 2—4 частей, не сразу может сложить по образцу фигуры из 4—5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется некоторая моторная неловкость и раскоординированность движений.

Ручная моторика развита не в полном объеме, темп выполнения движений незначительно снижен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, с трудом застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.

Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен незначительно, некоторые движения выполняются не в полном объеме.

При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, не все движения выполняются в полном объеме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен незначительно.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря несколько ниже нормы.

Ребенок понимает различные формы словоизменения, но может допустить 1—2 ошибки.

Понимание обращенной речи приближается к норме.

Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении или допускает 1—2 ошибки.

Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении или допускает 1—2 ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь несколько ниже нормы.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Ребенок допускает по 2—3 ошибки при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок может пересказать текст из 3—4 предложений с опорой на картинки и небольшой помощью взрослого.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок нарушает звуко-слоговую структуру некоторых слов.

У ребенка нарушено произношение 6—8 звуков.

У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации.

Ребенок допускает 1—2 ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Низкий уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно, проявляет негативизм. Эмоциональные реакции не всегда адекватны.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает множественные ошибки, ошибается при определении направления звука и воспроизведении

ритма.

Ребенок допускает ошибки при различении и соотнесении цветов, делает ошибки при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок допускает множественные ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить картинку из 2—4 частей. Ребенок не может сложить по образцу фигуры из 4—5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется общая моторная неловкость, раскоординированность движений. Ребенок выполняет движения не в полном объеме.

Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движений снижен, движения выполняются не в полном объеме. Отмечается наличие амбидекстрии, леворукость. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.

Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен, движения отсутствуют или выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, сглаженность носогубных складок.

При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, движения выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря значительно ниже нормы.

Ребенок практически не понимает различных форм словоизменения, не понимает отдельных предложений, плохо понимает обращенную речь.

Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.

Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь значительно ниже нормы.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Грамматический строй речи практически не сформирован, или ребенок допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок не может пересказать текст из 3—4 предложений с опорой на картинки.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок грубо нарушает звуко-слоговую структуру слов.

У ребенка нарушено произношение 8—10 и более звуков.

У ребенка недостаточный объем дыхания, ускоренный или замедленный темп речи, дисритмия, неправильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок не умеет употреблять основные виды интонации.

Ребенок допускает множественные ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Публикации по теме:

Формирование речевого развития у детей раннего возраста Речь в своем развитии проходит определенные периоды. На каждом из них элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

Индивидуальное занятие по коррекции ОНР  (III уровень речевого развития, стёртая дизартрия) ТЕМА: Автоматизация ЗВУКА [С] ЦЕЛЬ: Автоматизировать чёткое произношение звука[С] изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Ход.

К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР (часть 3)
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 12:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению собачки из полотенца
Наступающий 2018 год по восточному гороскопу представляет собака( год Желтой Земляной Собаки. В магазинах продается множество сувениров, подарков,...
Мастер-класс «Вязаные игрушки для новогодней елочки»
Скоро новый год. Все спешат украсить дома, нарядить елочку. Хочется что -то необычного, не правда-ли? Предлагаю украсить елочку вязаными игрушками:...
Методическая разработка интегрированной деятельности по экологии в ДОУ в форме КВН...
Экологический КВН "Будь природе другом" ( для детей подготовительной к школе группы и их родителей) Автор : Постникова Людмила Владимировна Цель:...
Стихи для детей
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию стихи для детей собственного сочинения. Может кому-то пригодится в работе с детьми. В заучивании они очень...
Фотоотчет «Как мы праздновали День наших мам»
Этот праздник знаем мы давно, И сегодня в радостный денек, Вас поздравить с праздником хотят, Девочки и мальчики - Весь наш детский сад! Милые,...