Комбинированное игровое занятие по дифференциации звуков [с] и [ш] в подготовительной группе по сюжету сказки «Гуси–лебеди»

Анна Федотовская
Комбинированное игровое занятие по дифференциации звуков [с] и [ш] в подготовительной группе по сюжету сказки «Гуси–лебеди»

Комбинированное игровое занятие по дифференциации звуков [с] и [ш] в подготовительной группе: «Гуси– лебеди».

Цели: активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания, развитие слухового и зрительного восприятия, увеличение объема памяти, развитие двигательного и артикуляционного праксиса, развитие двигательных кинестезий, развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций, формирование двигательных навыков, дифференциация на слух и в речи свистящих и шипящих звуков ([с] и [ш]) слогах, словах и предложениях, развивать фонематического слуха, развивитие связной речи.

Оборудование: карточки-символы звуков [с] и [ш], карточки - картинки на дифференцируемые звуки, резиновые мячики-ежики, деревце с «яблочками», 2 корзины, пирожки из ткани (мячик, синяя лента, дощечки с изображением слов –паронимов, указка, проектор (в презентации использованы фрагменты мультфильма "Гуси- лебеди).

Ход занятия.

Дети заходят в зал, встают рядом со стульчиками.

Приветствие.

(самостоятельное хоровое проговаривание детьми):

Доброе утро! Птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Дети садятся на стульчики.

Объявление цели занятия.

Логопед:

Сегодня мы будем учиться различать на слух слоги и слова со звуками [с] и [ш] и правильно произносить слоги и слова с ними.

Характеристика звуков [с] и [ш].

Л.: Как насос качает воздух? (показывает картинку – символ насос)

Дети:

С-С-С….

Логопед: Как мы произносим этот звук? Что делают губы? (улыбаются) Где находится язычок? Гудит ли горлышко? (прячется за нижними зубами, делает «горку», между зубами «дорожка») Где проходит «ветерок»? Куда дуем? Ветерок теплый или холодный? узкий или широкий? (воздушная струя проходит по середине языка, узкая и холодная, горлышко не гудит, глухой звук).

Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш, логопед показывает картинку-символ «змея». Что делают губы вовремя произнесения этого звука? Где находится язычок? Какой ветерок? (широкий язычок поднят за верхние зубы, воздушная струя широкая и теплая).

Сейчас я приглашаю вас в сказку. В какую сказку мы попадем?

(Слайд №1)

Прочитайте название по первым звукам. На проекторе картинки: гриб, улитка, синичка, иглы – лебеди (гуси- лебеди).

Л.:

Раз, два, три, четыре, пять – вот и в сказке мы опять!

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город.

(Слайд №2 – начало сказки)

Л.:

Что было дальше? Послушалась Маша родителей? (нет, ушла со двора)

(Слайд №3)

Маша идет играть с подружками, и мы пойдем играть на полянку.

Дети встают в круг.

Игра «Кукушка»

Водящий поворачивается спиной к детям, дети водят хоровод:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет.

Ты, дружок, не зевай,

Кто кукует угадай.

Логопед показывает на одного из детей, указанный ребенок говорит: «Ку-ку», водящий должен угадать, кто «куковал».

(игра повторяется 2 – 3 раза)

Дети садятся на стульчики.

Л.:

Давайте посмотрим, что произошло, пока мы играли.

(Слайд №4 – гуси- лебеди похищают Ваню)

Придется выручать Ваню из беды. Поможете, ребята?

А отправимся мы вместе с Машенькой по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай. Дети ходят, высоко поднимая колени,

руки разведены в стороны

Ноги выше поднимай. Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Топай, топай по дорожке.

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги.

на носочках ты беги Бегут на носках руки согнуты перед груд.

И на пяточках пойдем.

Топать громко мы начнем Ходят на пятках руки за спиной.

Ты скачи,ты скачи, Скачут руки на поясе

на лошадке ты скачи.

Маршируй веселее. Маршируют.

Ножки топают дружнее.

Дети садятся на стульчики.

Мы пришли на полянку. (Слайд №5 – печка)

Вынула Маша пирожки из печки. Пирожки горячие. Ловите пирожок со звуком [с], а возвращайте со звуком [ш]:

СА- ША

СО-ШО

СЫ-ШИ

СЭ-ШЕ

СУ-ШУ

А теперь повторите за мной чистоговорки:

Ша-ша-са, ша-ша-са – на пеньке сидит оса.

Ша-ша-са, ша-ша-са - села на нос мне оса.

Ша-ша-са, ша-ша-са – укусила в нос оса.

Шо-шо-со, шо-шо-со – стал мой нос, как колесо.

Иска-иска- ишка, иска-иска-ишка -стал мой нос как шишка.

Шу-шу-су, шу-шу-су – лапкой я гоню осу.

Ша-ша-са, ша-ша-са – улетела в лес оса.

Слайд №6 - яблонька

Л.: (выносит деревце с яблочками). Снимите яблочки, назовите картинки на них. Если в названии картинки слышен звук (с, положи яблочко в корзинку с символом звука [с] (насос, если слышится [ш] – в корзинку с символом звука [ш] (змея).

Слайд №7 – речка.

На синей ленточке «камни» с картинками. Дети выбирают картинку, называют ее и находят камешек, на котором картинка с названием близким по звучанию к выбранной, откладывают камень в сторону.

Лексический материал:

Миска- мишка, скала – шкала, сайка – шайка, крыша – крыса, маска- Машка, касса – каша, каска – кашка.

Слайд №8 – ежик.

Ежиковый массаж.

Ежик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж!

Мы хотим с тобой поладить,

Мы хотим тебя погладить. Дети проводят массажными мячиками вперед-назад. Вращают мячик между ладонями.

Еж иголки отряхнул.

Еж свернулся и заснул.

Прячут мячик в ладошках.

Слайд № 9- дом

Песенка – упражнение «В лесу»

Есть в лесу из бревен дом,

Есть окошко в доме том

(пальцы в замок, большие пальцы соединены и направлены вверх)

Посмотрите в то окно, в нем и тихо и темно.

(заглядываем в окошко между большими и указательными пальцами).

Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом

(стучим кулаком одной руки по ладони другой).

Выглянул какой-то зверь

(рука, по которой стучали изображает собачку,

«Гав!»- сказал и запер дверь (возвращаем руку (дверь) в исходное положение).

Мы погромче кулачком постучимся в этот дом (стучим).

Выглянул какой-то зверь (показываем козу).

«Бе!» - сказал и запер дверь (пальцы в замок).

Громко, громко кулачком постучимся в этот дом (стучим).

Выглянул какой-то зверь (показываем корову –большой и мизинец вытянуты, остальные поджаты,

«Му!» - сказал и запер дверь (пальцы в замок).

Киска из окна глядит, «Мяу! Мяу!» - говорит (указательные пальцы – усы)

Хватит в домик наш стучать (грозим пальцем,

Дайте хоть чуть-чуть поспать» - (руки под щеку)

Слайд №10- избушка поворачивается.

Слайд №11 Баба Яга.

Л.:

Надо помочь Маше забрать Ваню из дома Б. -Я. Давайте отвлечем Б. Я. (Дети произносят дразнилку хором. отхлопывая ритм)

Дразнилка.

Бабка Ежка,

Костяная ножка,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

- У меня нога болит!

Слайд №12- Маша забирает братца.

Дети садятся на стульчики.

Л.: Забрала Маша братца и пустилась домой во весь дух.

Слайд 13 – Маша и Ваня возвращаются в родную деревню.

Подведение итогов.

Л.:

Вот и подходит к концу наша сказка. Как мы помогли Маше? Что мы учились делать? Какие звуки мы учились различать?

Подведение итогов занятия. Прощание.

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Слайд№14 – возвращение родителей. Конец.

Л.: Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец. (раздает детям леденцы на палочке).

Публикации по теме:

Дидактическая игра по автоматизации поставленных звуков из остатков потолочной плитки «Соедини в целое»Дидактическая игра по автоматизации поставленных звуков из остатков потолочной плитки «Соедини в целое» Главной задачей учителя-логопеда в исправлении дефектов речи является постановка и автоматизация звуков. Если постановка звука дается более.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Комбинированное игровое занятие по дифференциации звуков [с] и [ш] в подготовительной группе по сюжету сказки «Гуси–лебеди»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 12:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...