Комментированное рисование в детском саду

Ирина Иванова
Комментированное рисование в детском саду

В настоящее время проблемы, связанные с целевым и содержательным компонентом обучения и в особенности проблемы познавательно – речевого развития детей дезориентируют педагогов, становятся проблемами организационно – деятельностного компонента образовательного процесса.

На их преодоление направлены общие и специальные технологии, которые используют педагоги в своей работе.

Коммуникативно – ориентированные технологии очень хорошо разработаны для организации общения детей. Эти технологии в качестве отдельных методик и приёмов часто используют при организации разных форм образовательной деятельности с детьми.

Развитие способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной.

Приём комментированного рисования.

Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребёнок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.

Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую, как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дети становятся объектами изображения, и комментирую их. Например: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по – настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной рисовать?. Андрей, узнай у Багдана, с кем он играл в мяч? Егор, спроси, во что вы играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Настей? Я дополняю ответы, делаю их грамматически и орфоэпически правильно оформленными, логически законченными предложениями.

В это время на доске возникают мини – ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке. Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно описать и зарисовать поведение детей в разных режимных моментах: прихода в детский сад (ситуация в раздевалке, занятия в музыкальном (физкультурном зале, утренники, возвращение домой (ситуация на улице) и др.

Затем я перехожу к следующей части НОД – к рассказыванию по картине – рисунку с моделированием коммуникативной ситуации. Например, говорю: «Видите, какая красивая у нас получилась картина. Вы все тут изображены. Только я не пойму, где кто. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано». Дети выходят по очереди и рассказывают сначала о себе, а потом о товарищах, об их играх и занятиях. Можно предложить: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказы выглядят примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату, дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют».

Таким образом передаётся содержание всех эпизодов.

Если же рисованием были заняты дети, выполняя задания в парах, то им предлагаю рассказать о том, что у них получилось (можно использовать схему, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н Кутеповой).

• Расскажи, что у вас получилось?

• Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?

• Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?

• У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?

Использование памятки для воспитателей «Основные правила проведения комментированного рисования» (приложение 1).

Методика комментированного рисования.

Цель: развивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.

Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:

деятельностный, способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребёнка (основными средствами действий выступают приёмы «вхождение в рисунок» и комментированного рисования, методы игрового моделирования движений и конструирования фигуры из геометрических форм);

развивающего обучения, основное содержание педагогического взаимодействия ребёнка и взрослого на НОД – создание «зоны ближайщего развитая», которая выражается в совпадении интереса детей к деятельности и развития их способностей. Создаются серии игровых обучающих ситуаций, направленных на развитие у детей:

способности к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др. ,

активности ориентировки в новых условиях,

переноса её в новые условия,

переключаемости с одного способа на другой,

быстроты образования новых понятий и способов действия,

темпа, выносливости, работоспособности.

коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на каждой НОД:

- создаются оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит,

- обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (сверстнику,

- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка,

- широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.

Этапы реализации связанных с целью задач в каждом возрастной группе детского сада можно обозначить следующим образом.

Подготовительный этап работы

Сюда входят:

• создание речевой среды и формирование положительной установки у детей на комментирование их действий;

• воспитание любознательности и интереса к изобразительной деятельности;

• развитие социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радости от совершаемых открытий, сопереживания и сочувствия, восхищения красотой);

• овладение комментирующей функцией речи;

• развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображённое на картинке и рисунке взрослого и сверстника;

• Развитие образного мышления, формирование умений создавать простые контурные изображения путём наложения геометрических фигур;

• Развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности, вносить изменения в образец взрослого.

Основной этап работы:

Этот этап включает:

• формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинами;

• положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование умений осуществлять художественно – творческие действия в процессе рисования;

• умения создавать художественное изображение (рисунок) конструктивным способом;

• социальных эмоций, нравственно – эстетических представлений и чувств;

• способности к восприятию перспективы, в частности определения направления движения фигуры и «точки схода»;

• мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в художественно – речевой деятельности;

• антиципации («предвосхищения») в создании воображаемой ситуации, пространственного мышления, умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её содержание с содержанием рисунка.

Заключительный этап работы:

Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы включает:

• формирование навыков коммуникативно – игрового поведения в процессе комментированного рисования, работы с картинками, режиссёрских игр и игр – драматизаций;

• умений и навыков создавать правдоподобные изображения людей и животных в статике и движении;

• умений создавать композицию рисунка и рассказывать о тех событиях, которые она передаёт;

• позиции «Я – художник», положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи;

• способности к эстетическому восприятию движения, художественного мышления и вкуса, к рефлексии художественно – творческой деятельности;

• способности к восприятию перспективы, формирование представлений о способах определения направления движения фигуры, её приближения и удалении, заслонении другими фигурами;

• расширение и углубление экологических представлений детей, восприятие экологического создания.

Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. В частности, НОД проводится в зависимости от возраста: по рисованию – 1 раз в месяц, как интегрированное – 1 – 2 раза в неделю, в первой половине дня. Организуются они по дгруппам от 4 до 6-7 человек.

В младшей группе – 1 занятие.

В средней -1 занятие.

В старшей – 2 занятия.

В подготовительной школе группе – 2 занятия.

В результате их проведения наблюдаются:

увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности;

оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей, увеличение показателей развития интеллектуальной способности на 20% - 25%;

рост количества творческих действий в процессе моделирования коммуникативной ситуации, комментированного рисования и игры – драматизации – 70%.Приложение 1

Основные правила проведения комментированного рисования (памятка для воспитателей).

1. Использование приёма транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».

2. Связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года). Повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты, игры, наблюдения в природе и пр.

3. Главными героями создаваемых рисунков выступают конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения.

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полутора – или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру.

5. Воспитатель создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

6. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показывать с помощью изобразительных движений.

7. В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Праздники
  • Дикие животные
Автор публикации:
Комментированное рисование в детском саду
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 09:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...