Лучший педагог года

Комплекс артикуляционной гимнастики

Галина Кнутова
Комплекс артикуляционной гимнастики

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

2. Движения проводите плавно, ритмично, чётко.

3. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

Публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

4. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счёт вновь подобранных логопедом упражнений. Чаще сравнивайте образец (запись в тетради) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).

5. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руки ребёнка, имитируя движение языка.

Артикуляционную гимнастику выполнять утром не более 15 минут (каждое упражнение делать 6-8 раз).

«УЛЫБКА»

Губы мои гибкие. Могут стать улыбкою.

Удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК»

Широка Нева-река, Зубки все мои видны — И улыбка широка. От краёв и до десны.

Рот открыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ХОБОТОК»

Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперёд. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке : у-у-у

Вытягиваем сомкнутые губы вперёд.

«ТРУБОЧКА»

Я на трубочке играю ду-ду-ду,ду-ду-ду. Её дудкой называю ду-ду-ду.

Вытягиваем губы вперёд трубочкой.

«ОКОШКО» Зубки рядышком стоят Рот прикрою я немножко, И в окошечко глядят. Губы сделаю «окошком».

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка.

«ПТЕНЧИКИ»

Щебечут радостные трели

Звонкие пернатые певцы,

А в гнезде, как будто в колыбели,

маленькие спят птенцы. Рот открыт широко, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТКА»

Поперёк улыбки лёг- Отдыхает язычок. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Прикусить язык зубами та-та-та-та А теперь уж не зубами - Я пошлё паю губами: Па-па-па, пя-пя-пя. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». (можно произносить пя-пя-пя)

«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Вот и вышел на порог «Что он скачет взад-вперёд?» — Любопытный язычок. Удивляется народ.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым.

«ИГОЛОЧКА»

Улыбаюсь: вот шутник — Меж зубами, как сучок, Узким-узким стал язык. Вылез длинный язычок. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении.

«ЗМЕЙКА»

А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит, ходит взад-вперё д: Как же он не устаёт? Рот открыт широко. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

«ЧАСИКИ» Влево вправо кончик ходит, Будто места не находит.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

«КАЧЕЛИ «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнётся мой язык — Артист!

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ» Языком давить стараюсь, Раздалась моя щека, В щёку сильно упираюсь. Как мешок у хомяка.

Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»

Просыпается язык — Я спросил у подбородка: Долго спать он не привык. — Эй, какая там погодка?

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот.

«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»

Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБКИ» Ходит «горка» влево-вправо, Чистит зубки очень браво.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону.

Приоткрыть рот и кончиком языка теперь «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ» Зубки верхние снаружи Зубки нижние — не хуже, Нам почистить очень нужно. Тоже чистки просят дружно

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

«БУЛЬДОГ» За верхнюю губку заложен язык — Бульдог уступать никому не привык. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами.

«ОБЕЗЬЯНКА» За нижнюю губку заложен язык — Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами.

«ПРЯТКИ» Обезьянка и бульдог — Всех покажет язычок. Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

«кружок»

Мой язык совсем не глуп — Ходит кругом возле губ. Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«ГОРКА» или «КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбаюсь, рот открыт — В зубы нижние уткнувшись, Там язык лежит, свернувшись. Горку нам изобразит.

Рот открыт кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«КАТУШКА»

Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперёд. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд.

«ДУЕМ НА ЛОПАТКУ»

Дую, дую на «лопатку», чтоб была широкой, гладкой. Сделать лопатку и спокойно подуть по середине языка как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

«с горки дует ветерок»

С горки дует ветерок, и несёт он холодок.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

«Загнать мяч в ворота» Щёк своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой», длительно подуть на шарик.

«ПАРУС» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол)за верхними зубами.

«ИНДЮК»

Широко открыт мой рот, Лижет «чашечкой» губу Язычок — назад-вперёд. И «болбочет» на бегу.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

«МАЛЯР» Мы закрасим потолок, Будет чистым (вот дела) Маляром стал язычок. Всё до дальнего угла.

Сделать упражнение парус. Двигать кончиком языка по «потолочку»(твёрдомунёбу)взад-вперёд.

«ПАРОХОД»

Вывожу язык вперёд, «Ы» тяну - и к нам плывё т Закушу его и вот: Большой белый пароход! Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы» («пароход гудит»). Можно со звуком а.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ЧАШЕЧКА»

Улыбаюсь, рот открыт: К зубкам подняты края — Там язык уже стоит. Вот и «чашечка» моя. Рот открыт широко. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«СТУПЕНЬКИ» На верхнюю губку, За зубки скачок — На верхние зубки, Во рту язычок.

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести чашечку к зубам и в рот.

«ФОКУС» Я «чашку» выведу вперёд, И тёплый воздух обдаёт С неё подую вверх. Мой носик, например.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение. На кончик носа положить кусочек ватки, сдуть её.

«ЛОШАДКА»

Рот широко открываю Прыгает вниз язычок, К нёбу язык прижимаю. И раздаётся щелчок. Язык присосать к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку (уздечку). Или Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«ГРИБОК» Широко открою рот, Присосу язык на нёбо, Будто щёлкну я вот-вот. Челюсть вниз — и вся учёба.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ГАРМОШКА»

Присосу язык на нёбо, Ходит челюсть вверх и вниз — А теперь смотрите в оба: У неё такой круиз. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«КУЧЕР»

Губы вместе я сведу, И скажу лошадке: «Тпру!» Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами (едем на мотоцикле).

«дятел» За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по альвеолам, звонко, отчё тливо и многократно повторяя: «д-д-д».Темп убыстряется постепенно.

«комарик»

Это кто зудит летает,

Зло пищит всем угрожая,

Превращает ночь в кошмар,

Ненавистный всем. (Комар)

Дуть за верхними зубами с голосом. З-з-з-з-з-з-з

«шмель» ж-ж-ж

Шмель летал весь день с утра, Утомился очень,

На цветок присел слегка,

И пригнул цветочек.

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх к альвеолам, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен.

Публикации по теме:

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Мастер-класс по изготовлению пособия для артикуляционной гимнастики «Осеннее чудо-дерево»Мастер-класс по изготовлению пособия для артикуляционной гимнастики «Осеннее чудо-дерево» Мастер-класс по изготовлению пособия для артикуляционной гимнастики «Осеннее чудо-дерево» Важнейшим направлением логопедической работы.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа» Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 15:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД