Папки-передвижки

Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Быстрова
Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста

1 этап:

Дидактическая игра «Чайник»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Я - чайник, ворчун,

Хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ

Выставляю живот. Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, живот надут.

Я чай кипячу,

Клокочу и кричу Топают.

- Эй люди, я с вами

Публикация «Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Попить чаю хочу! Призывные движения правой рукой.

Дидактическая игра «Снеговик»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Стоящему ребенку предлагают представить, что он снеговик, которого слепили из плотного снега. Постепенно он должен растаять, меняя напряжение мышц тела и оседая на корточки.

Дидактическая игра «Дерево на ветру»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Ребенок сидит на корточках, опустив голову на колени и обхватив их руками. Это семя, которое начинает расти и распускаться, начиная тянуться ветками к солнцу. Взрослый дает команду: «Ветер», ребенок, расслабляя верхнюю часть туловища, сгибается в талии, изображая сломанное дерево.

Дидактическая игра «Слепой скульптор»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы «скульптор» с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

Дидактическая игра «Море волнуется»

Цель: формирование произвольного внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?.»

Дидактическая игра «Ритм по кругу»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

Дидактическая игра «Хлопки»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Дидактическая игра «Паровоз»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего

Дидактическая игра «Ходьба по контуру»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т. д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т. д.).

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображаемое животное.

2 этап:

Дидактическая игра «Глаз – «фотограф»

Цель: совершенствование навыка портретного распознавания объектов, расширение поля зрения.

Оборудование: наборное полотно и карточки с изображением знакомых животных, растений, геометрических фигур.

Описание игры. На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются буквы (3-4 карточки). Взрослый на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с карточками и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ребенку предлагается назвать картинки, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке. На наборном полотне могут устанавливаться также знакомые детям буквы.

Дидактическая игра «Не зевай!»

Цель: совершенствование навыка портретного распознавания геометрических фигур, расширение поля зрения.

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске изображены 3-4 геометрические фигуры. До определенного момента они закрыты полоской бумаги. Вызванный ребенок поворачивается спиной к доске, взрослый в это время открывает геометрические фигуры. Ребенок поворачивается лицом к фигурам, подбрасывает мяч и рассматривает их, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к детям и называет геометрические фигуры, которые успел запомнить. Следующему ребенку предъявляется новая группа фигур.

Дидактическая игра «Заполним квадраты»

Цель: совершенствование навыка портретного распознавания объектов, расширение поля зрения.

Оборудование: карточки с квадратами, разделенными на девять равных частей, размеры которых приблизительно соответствуют размерам контуров предметов (например, машины, деревья и др.).

Описание игры. Взрослый чертит на доске квадрат, в трёх- четырё х клетках которого размещены контуры предметов:

Взрослый открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить рисунки и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном порядке.

Дидактическая игра «Звездочеты»

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

Материал: звездное панно.

Ход. Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом панно.

Дидактическая игра «На космическом корабле»

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

Материал: настенное интерактивное панно «Бесконечность».

Ход упражнения : предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.

После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.

Дидактическая игра «Сосчитай буквы (бабочек, цветочков)».

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

По комнате расположены объекты для счета (буквы, бабочки или цветочки). Ребенка просят сосчитать объекты.

3 этап:

Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал: лабиринт.

Ход работы:

Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.

Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

Дидактическая игра «Палочки-моталочки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.

2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.

Ход работы:

1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами, машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.

2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть, предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.

Дидактическая игра «Пройди по дорожке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру, шарик.

2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.

3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.

4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.

5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам, прослеживает движение глазами.

2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.

3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.

2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

Дидактическая игра «Волшебные ниточки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант: 1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.

Дидактическая игра «Волшебное стекло»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал: волшебное стекло, карандаш, лист бумаги с изображением.

Ход работы:

Ребенок обводит предмет, смотря через «волшебное» стекло.

Дидактическая игра «Обведи точно»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка, обводит изображенный предмет манкой.

4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.

Дидактическая игра «Цветочки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.

Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.

Дидактическая игра «Надень бусы на леску»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок.

Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т. д. на шнурок (леску).

Дидактическая игра «Занимательные пробки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал: поле с прикрепленными горлышками от соков, пробки.

Ход работы:

1 вариант: прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т. д.).

2 вариант: открутить пробки, найти «клад».

3 вариант: прикрутить пробки с буквами так, чтобы получилось слово.

Дидактическая игра «Дорисуй круги на картинках (Улитки)»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается дорисовать домик улитки.

Усложнение:

Дидактическая игра «Узнай кто (что) это?»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины.

Ребенку предлагается рисунок, сделанный на половину. Ребенку нужно дорисовать зеркальную его часть.

Дидактическая игра «Обведи по точкам»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Ребенку предлагается дорисовать за художника картину.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.

Дидактическая игра «Раскрась картинки»

Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе.

В игру можно играть как индивидуально, так и с группой.

В случае индивидуальной работы ребенку дается задание: «Найди и раскрась букву А». Перед тем, как приступить к раскрашиванию необходимо, чтобы он объяснил во что же «превратилась» буква. Где еще спряталась А?

Работая с группой детей, их можно разделить на команды, которым будут засчитываться баллы при нахождении буквы. В этом случае (т. к. картинка демонстрируется с определенного расстояния) педагогу лучше распечатать рисунок в формате А-3 и раскрасить самостоятельно или с детьми.

Дидактическая игра «Штриховка»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации.

С помощью трафаретов, дети обводят заданную фигуру и заштриховывают в заданном направлении. Детям с нарушением зрения предлагаю закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук и пальцев. Здесь же дети закрепляют цвета. Штриховка укрепляет мышцы руки ребенка, способствует концентрации внимания, развивает логическое мышление, навыка доведение дело до конца, воспитывает усидчивости.

Также даются ПРАВИЛА: проводить линию строго заданной формы. Чтоб линии были параллельно друг другу. Не выходить за контур изображения.

Дидактическая игра «Повтори узор»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.

Дидактическая игра «Рисуем ниточкой»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Дидактическая игра «Графический диктант»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.

Дидактическая игра «Зашумленные предметы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Детям предается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.

Публикации по теме:

Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста Система упражнений по формированию готовности к школе, а, следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста,.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Осень» О Г Л А В Л Е Н И Е О С Е Н Ь 1. «Назови ласково» Программные задачи. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными.

Комплекс утренней гимнастики на свежем воздухе летом для детей старшего дошкольного возраста. Комплекс утренней гимнастики на свежем воздухе летом для детей старшего дошкольного возраста. Вводная часть. -Мы в лесу летом целый день.

Использование дидактических игр в формировании числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита.

Сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ДОМИНО ЖЕЛЕЗНЫЙ» Цель игры: Привить любовь к родному хутору Железному. Познакомить с достопримечательностями и символикой посёлка. Учить.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к рисованию и письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Учебно-методический комплекс по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду организуется с учетом приоритетного направления деятельности и определяется.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 04:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД