Получи документы

Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр

Мария Попова
Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр

Анализ массовой практики трактует, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания.

МБДОУ детском саду одной из основных целей деятельности ставит – создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские и женские.

Задача заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя как представителя определенного пола и как личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.

Публикация «Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр» размещена в разделах

В педагогическом процессе дошкольного учреждения я использую потенциал народной культуры, так как, «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды», в частности народные игры.

Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» рабочей программы детского сада содержит материал народного фольклора, русских традиций, народных игр.

Русские народные игры служат источником полоролевого воспитания современных детей.

Основные направления моей работы :

- формирование полоролевой идентичности;

- формирование привлекательности гендерной роли;

- формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности.

Народные игры – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование русских народных игр в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в народных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.

С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».

Первая задача полоролевого воспитания – формирование полоролевой идентичности и при решении этой задачи большую помощь могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, ухаживали за домашними животными, приобретали навыки в прядении, вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять, а также охотиться и рыбачить. Также от девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, отзывчивость, вежливость, исполнительность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Это все можно донести до детей, посредством фольклорных произведений. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику.

В работе с детьми дошкольного возраста воспитатели активно использовали пестушки, потешки с движениями в качестве физкультминуток, двигательных разминок, а если их скомпоновать на разные группы мышц, получаются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна.

Так же неоценимую помощь в работе оказывают загадки. С помощью которых в интересной и увлекательной для детей форме, знакомили с предметами обихода, одежды, профессиями. Есть такое поверие про то, как появилась загадка. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать не только свою физическую силу, ловкость, мужество, но и знания, ум, сообразительность, и проявлял он эти качества в отгадывании загадок.

В старшем дошкольном возрасте по полоролевому воспитанию передо мной, как педагогом была поставлена задача – формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности. Эта задача эффективно реализовывается через игровую деятельность.

Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Также с помощью народных игр можно познакомить детей с обрядами, традициями русского народа. По своему содержанию все народные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Правила игры заставляют девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех, при этом дети осознают свою связь с коллективом – образовывается привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяют того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчаются, не обижаются и принимают сложившуюся ситуацию, как должную.

Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья. Как отмечают П. Рожнова, М. Забылин, Н. И. Костомаров, Г. Н. Волков, И. И. Шангина, В. С. Кукушин и др., «семья – это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев, культ семейного благополучия и счастья».

С детьми рассматривали репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На терассе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др. Отгадывали народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играли в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси». Знакомили с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде. Обсуждали темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена».

Иметь представления о детях разного возраста и пола, некоторые характерные особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимые занятия - одна из задач образовательной программы ДОУ. В работе с детьми мы использовали материнский фольклор: колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»). Пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.). Величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»). В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. Приписывание ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее.

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. «Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов».

Жизнь детей наполнена сказками, в течение дня воспитатели постоянно читали с детьми сказки, рассматривали иллюстрации к ним, смотрели мультфильмы по сказкам, в группе есть библиотека и аудиотека народных и авторских сказок. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.

Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости.

В нашем детском саду создан этнографический музей «Русская изба». В уютной обстановке музея среди старинных бытовых вещей дети знакомятся с предметами труда и быта мужчин и женщин, мужским и женским народным костюмом, с русскими традициями в воспитании мальчиков и девочек.

Общеизвестно, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Народные игры – неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. (В ДОУ составлена картотека народных игр, которой охотно пользуются педагоги).

Согласно исследованиям Ю. В. Шурдуковой «врастание в мир взрослых происходило через игровую деятельность. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни».

Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Большое внимание уделяется совместным играм мальчиков и девочек. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Работа проводилась в течение учебного года согласно перспективному планированию.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Мы живем в современном.

Картотека бурятских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека Бурятских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Чем играли раньше дети? Раньше у детей не было такого.

Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью ПейзажЕсли видишь на картине, нарисована река, Живописные долины и дремучие леса, Белокурые берёзки или старый крепкий дуб, Или вьюга, или.

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста. Цель способствовать.

Опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается численность детской преступности и детей, склонных к агрессивным.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования ставит одной из своих задач патриотическое воспитание детей дошкольного.

Сценарий музыкально-физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок народных игр» Дети проходят в зал под веселую музыку, строятся, следом вбегает Скоморох с сундуком Скоморох: Здравствуйте, веселые девчонки! Здравствуйте,.

Сценарий спортивно-музыкального праздника для старшего дошкольного возраста «Фестиваль народных игр» Сценарий спортивно-музыкального праздника для старшего дошкольного возраста «Фестиваль народных игр» Дата проведения: июль 2017год Место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр
Опубликовано: 11 января 2018 в 16:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД