Лучший педагог года

Комплекс упражнений по группам звуков

Наталия Приданцева
Комплекс упражнений по группам звуков

НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Окошко.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Лягушка.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану.

3. Хоботок.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Публикация «Комплекс упражнений по группам звуков» размещена в разделах

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

4. Лягушка-хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.

5. Лопаточка.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслаблен ном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Трубочка.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть этой трубочкой.

Язык сложим в трубочку

-На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

7. Толстячок.

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

8. Худышка.

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

9. Накажем непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. Причешем язычок.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

11. Часики.

Цель. Активизация (улучшение подвижности) мышц языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12. Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

с-сь-з-зь-ц

1. Лягушка-хоботок.

См. упражнение 4 на с. 2.

2. Лопаточка.

См. упражнение 5 на с. 2.

3. Накажем непослушный язычок.

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его, произнося «пя-пя-пя».

4. Киска сердится.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5. Упрямый ослик.

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. Трубочка.

См. упражнение 6 на с. 3.

7. Чистим нижние зубы.

Цель. Научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы,

чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

8. Качели.

См. упражнение 12 на с. З.

9. Посчитай нижние зубки.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за зубы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Ш-Ж-Щ-Ч

1. Лягушка - хоботок.

См. упражнение 4 на с. 2.

2. Лопаточка.

См. упражнение 5 на с. 2.

3. Накажем непослушный язычок

(с произнесением «пя-пя-пя). См. упражнение 3 на с. 4.

4. Чашечка.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

5. Бублик.

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении под счет до пяти.

6. Фокус.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Положить на самый кончик носа кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. Лошадка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не высунут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

8. Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

9. Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее рукой).

10. Грибок.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

11. Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ К-Г-Х

1. Лягушка - хоботок.

См. упражнение 4 на с. 2.

2. Лопаточка - иголочка.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.

3. Киска сердится.

См. упражнение 4 на с. 4.

4. Чистим нижние зубки.

См. упражнение 7 на с. 4.

5. Посчитай нижние зубки.

См. упражнение 9 на с. 5.

6. Катушка.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.

7. Качели.

См. упражнение 12 на с. 3.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Л-ЛЬ

1. Лягушка - хоботок.

См. упражнение 4 на с. 2.

2. Лопаточка.

См. упражнение 5 на с. 2.

3. Накажем непослушный язычок

(с произнесением «пя-пя-пя»). См. упражнение 3 на с. 4.

4. Вкусное варенье.

См. упражнение 9 на с. 7.

5. Качели.

См. упражнение 12 на с. 3.

6. Пароход.

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел

-Прямо по морю пошел.

7. Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

-Ты - индюк!

8. Маляр.

См. упражнение 8 на с. 7

9. Чистим верхние зубы.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. Посчитай зубки.

См. упражнение 9 на с. 5.

В этом комплексе «считаем» верхние зубы.

11. Поймаем звук Л.

Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р-РЬ

1. Качели.

См. упражнение 12 на с. 3.

2. Маляр.

См. упражнение 8 на с. 7.

3. Чистим верхние зубки.

См. упражнение 9 на с. 10.

4. Посчитай верхние зубки.

См. упражнение 9 на с. 5.

5. Лошадка.

См. упражнение 7 на с. 6.

6. Грибок.

См. упражнение 10 на с. 7.

7. Гармошка.

См. упражнение 11 на с. 7.

8. Барабан.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д!»

9. Комарик.

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы и длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик

10. Моторчик.

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас — мотор!

Заводи его, шофер!

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

1. Маляр.

См. упражнение 8 на с. 7.

2. Барабан.

См. упражнение 8 на с. 11.

3. Лошадка.

См. упражнение 7 на с. 6.

4. Грибок.

См. упражнение 10 на с. 7.

5. Гармошка.

См. упражнение 11 на с. 7.

6. Дотянись до носа.

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р-РЬ

1. Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2. Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. Лошадка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не высунут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

4. Грибок.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

5. Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

6. Барабан.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

7. Моторчик.

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста «И сколько хочешь радуйся, играй на все лады» Веникова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4» Уважаемые родители! Помните.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.

Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет. Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет. Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.

Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.

Комплекс упражнений на развитие фонематического восприятия. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая.

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста в детском саду Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс упражнений по группам звуков
Опубликовано: 29 августа 2017 в 08:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД