Комплекс упражнений «Веселые пчелки»

Елена Приходько
Комплекс упражнений «Веселые пчелки»

Комплекс упражнений «Веселые пчелки».

Упражнение 1. Музыкальный полет.

Знакомство со свойствами музыкальных звуков.

Цель. Развитие звуковысотного и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии. Изучение звуковысотных отношений с помощью двигательного моделирования мелодии, установление ассоциативных пространственно-звуковых связей.

Ход занятия.

У каждого ребенка на тыльной стороне ладони – бумажная пчелка, которая с помощью резиночки крепится на одном из нескольких пальцах.

Педагог предлагает детям «оживить» свои бумажные игрушки и познакомить их со свойствами музыкальных звуков.

Педагог. Звуки бывают тихими и громкими (дети жужжат за пчелок, последовательно предают динамические оттенки, высокими и низкими (дети сопровождают звукоимитационное пение взлетом и падением руки с бумажной пчелкой, задерживаясь в полете на отдельных звуках по инициативе педагога).

Затем взрослый предлагает детям поиграть с самодельными игрушками в «Музыкальное эхо». Ведущая пчелка пропевает несложную музыкальную фразу, которую остальные участники игры должны повторить. Сначала роль ведущей пчелы исполняет педагог, затем, по желанию, кто-либо из детей.

Упражнение 2. Пчелиные тайны, или как сохранить мелодию?

Цель. Упражнение детей в чистом пропевании звуков и несложных мелодий; формирование способности к взаимодействию с партнерами по игре.

Создание игровых ситуаций, активизирующих исполнительские (вокальные) и творческие (тетрально-игровые) проявления детей.

Материал. Бумажные пчелки, корзина с цветами.

Ход занятия.

Сначала педагог проводит с детьми музыкальную разминку, повторяя задание из первой части упражнения 1. Затем вводит детей в новую игровую ситуацию. Когда пчела встречает на своем пути цветочные поляны или клумбы, она обязательно сообщает об этом членам своей пчелиной семьи. О том, какие цветы встретились ей на пути, сколько времени до них нужно лететь и в каком направлении двигаться, пчелки могут рассказать друг другу на особом пчелином языке, с помощью звуков определенной высоты.

Педагог. Давайте представим, что одна из пчелок нашла за речкой полянку с медоносными цветами и хочет рассказать об этом своим соседям. (Педагог, управляя пчелкой, пропевает сидящему справа от него ребенку несколько звуков. Тот делится этой информацией с «пчелкой» своего соседа и т. д.)

Игра продолжается по кругу – каждый ребенок вместе со своей бумажной пчелкой подхватывает музыкальную фразу и передает ее соседу. Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководитель раскрывает перед детьми букет цветов, к которому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с веселой импровизационной песенкой кружатся по залу. Танец пчелок можно сопровождать музыкой «Полет шмеля» Н. А. Римский – Корсаков.

Упражнение 3. Музыкальное приключение «Непрошеный гость».

Цель. Развитие фантазии, творческой активности при создании воображаемой ситуации. Передача в импровизационной песенке контрастных эмоциональных состояний: беспокойного, сердитого, гневного и спокойного, ласкового, мягкого. Установление музыкально-двигательных ассоциативных связей при передаче игрового образа.

Материал. Игрушечный медведь (плюшевый или бибабо, пчелиный домик-улей.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре или на стульчиках. В руке у каждого - бумажная пчелка.

Театрально-игровая ситуация. Утро. Пчелки просыпаются, радуются новому дню, раскрывающимся с первыми лучами солнца цветам. (Дети, управляя полетом бумажных пчелок, жужжат). Роль цветка «исполняет» свободная рука. Пчелка нетерпеливо кружится вокруг бутона (в этот момент пальцы, подобно цветочным лепесткам, собраны вместе). Когда цветы раскрываются, пчелки собирают нектар. Педагог предлагает детям пофантазировать, как с помощью руки передать форму различных цветков (ромашки, лилии, колокольчика, ландыша и др.). Отметить творческие, наиболее выразительные варианты педагог может, предложив детям отгадать, какой цветок задумал тот или иной отличившийся ребенок.

Собранный мед пчелки спешат отнести в улей, однако замечают, что к их домику подбирается медведь. Он захочет разорить улей и полакомиться медом. Дети передают в звуках недовольство пчелок: жужжат сердито, требовательно, пугающе. Звуковой фон сопровождается при этом резкими угрожающими движениями руки с бумажной пчелкой.

Медведь отступает, отмахиваясь от пчел, недовольно ворчит.

С последними лучами солнца вся пчелиная семья возвращается в улей. Пчелки удобно устраиваются в своем деревянном домике и засыпают под тихую колыбельную песенку. Взрослый предлагает детям придумать «Колыбельную для пчелки». Педагог интересуется, какой по характеру она должна быть (спокойной, мягкой, ласковой, неторопливой, напевной). Колыбельную песенку дети могут прожужжать на «пчелином» звукоимитационном языке или исполнить ее на собственные импровизационные фразы и стихи, например: «Спите пчелки, засыпайте, отдыхайте, отдыхайте», «Утром ты в цветке сидишь и жужжишь,а теперь спокойно спишь, баю-бай».

Упражнение 4. Давайте познакомимся.

Цель. Развитие у детей потребности в музыкально-творческом самовыражении. Освоение выразительных возможностей мелодии. Обогащение эмоционально-образного словаря.

Ход занятия.

Участники игры свободно сидят на ковре или на стульчиках. Педагог предлагает детям придумать ситуации, которые могли бы вызвать у пчелок радость, восторг, печаль, тревогу, гнев, а затем озвучить эти эмоциональные состояния импровизационной песенкой. Одно и то же чувство можно выразить по-разному – музыкальный руководитель сравнивает импровизации детей, находит в них особые эмоциональные оттенки, отмечает средства музыкальной выразительности, ритм, динамику, характер исполнения, интонационные особенности мелодии.

Педагог предлагает детям побольше узнать о музыкальных пчелках. У каждой из них свой характер, и узнать о нем можно через песенку-жужжалочку. Одни пчелки добры и приветливы, поэтому и жужжалочки получаются у них добрыми, милыми, ласковыми. Другие – капризны, упрямы. У таких пчелок жужжалочки звучат резко, требовательно и т. д. Проводится игра «Жужжалочки».

Упражнение 5. Музыкальные диалоги, или Парные жужжалочки.

Цель. Воспитание ценностного отношения к творческим проявлениям партнера по игре. Развитие способности различать оттенки настроений и выражать это в импровизационном пении.

Ход занятия.

Дети делятся на пары. Они могут стоять или сидеть на ковре. В руках у каждого – бумажная пчела. Педагог предлагает детям выразить в песенках-жужжалочках следующие сюжетные ситуации.

• Одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.

• Одна пчелка задает вопрос, другая ее поучает.

• Одна рассказывает секрет, другая удивляется.

• Пчелки ссорятся между собой.

• Пчелки просят прощения друг у друга.

• Пчелки веселятся и т. д.

Упражнение 6. Неслышный полет.

Цель. Знакомство с особенностью музыкальной речи (фразировкой). Развитие у детей чувства музыкальной формы.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках или свободно располагаются на ковре. Педагог предлагает прослушать знакомое произведение с отчетливой фразировкой и передать особенности музыкальной речи в полете музыкальных пчелок.

В этом игровом упражнении пчелки летают беззвучно, поднимаясь на свободную ладошку –«листок» с началом и окончанием каждой музыкальной фразы. В несложном пчелином полете ребенок через движения руки передает характер исполняемого произведения, интонационные и динамические оттенки музыки.

Отрывок музыкального занятия «Пчелки».

Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей через исполнительскую и творческую деятельность в пении. Развивать музыкальные способности детей (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух). Автоматизация произнесения звука «ж» в слоге. Воспитать уважение детей друг к другу, интерес к творческой деятельности в пении.

Ход занятия.

Дети слушают музыкальное произведение «Полет шмеля» м. Н. Римский-Корсаков.

Педагог: Как вы думаете, кто к нам в гости сейчас прилетит?

Появляется воспитатель с большой пчелкой на руке, «пчелка» здоровается, дети отвечают.

Педагог: В зал к нам пчелка прилетела,

Свою песенку запела.

Вы, ребята, не зевайте

Настроение песни пчелки угадайте!

Дети исполняют музыкальную игру «Жужжалочка» муз. С. Красовой.

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и поют:

«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.

На полянку за медком, а потом в пчелиный дом»

Дети останавливаются, обращаются к «пчеле»:

«Пчелка, пчелка, пожжужи, о себе нам расскажи,

Пчелка, пчелка пожжужи о себе нам расскажи»

По окончании песни Пчела исполняет песенную импровизацию. Участники игры должны определить словами настроение песенки. Ведущим игроком становится тот, кто подберет наиболее точные определения.

Педагог: Славно, детки, вы жужжали.

Пчелки петь вы помогали.

А у пчелки есть подружки,

Все жужжалки-хохотушки.

На руки их надевайте.

Задание пчелки выполняйте!

Дети выполняют задания «пчелки»:

Упражнение 1. «Прожужжи звуки» (на фланелеграфе выкладывается ритмический рисунок).

Упражнение 2. «Пропой ноты, сыграй их на ксилофоне» (на слог «жу»).

Пчелка: С утра жужжу, цветы бужу.

Кружу, гужу, жу-жу-жу!

Педагог предлагает детям парами расположиться по залу, исполнить музыкальную игру «Разговор пчелок», музыкальная пьеса «Вальс-шутка» м. Д. Шостакович.

Педагог: Пчелка мне сказала, что ей понравилось у нас в гостях, как вы пели, играли. И мне было интересно с вами играть, сочинять разнохарактерные песенки. Я предлагаю вместе с пчелками пройти к себе в группу.

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Упражнение «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой.

Цель: Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.

Содержание: Дети исполняют песенку, показывая движением руки мелодический рисунок. Показать детям, как сыграть эту мелодию на металлофоне, ксилофоне.

Упражнение «Играй, сверчок».

Цель: Развивать у детей ладотональный слух. Формировать первоначальные навыки песенной импровизации на заданный текст. Стимулировать инициативу детей, самостоятельный поиск при выполнении задания.

Содержание: Музыкальный руководитель поет песню, воспитатель с игрушкой поет ответ на музыкальный вопрос. На последующих занятиях игрушку передают детям, предлагая каждому спеть музыкальный ответ. Текст песни: «Возьми-ка скрипку и смычок, играй нам полечку,сверчок!

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!».

Упражнение «Пчела жужжит».

Цель: Развивать у детей ладотональный слух, самостоятельность, инициативу, творческую активность.

Содержание: Вначале дать детям прослушать песню, предложить высказаться о ее характере, обратить внимание на изобразительность музыки. На примере исполнения песенки воспитателя показать возможность варьирования мелодии. Текст песни: «У пчелы полно хлопот, добывать ей надо мед,

Над цветком пчела кружит, про дела свои жужжит: жу-жу-жу-жу-жу!».

Упражнение «Музыкальное эхо».

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании мелодии с музыкальным сопровождением и без него.

Содержание: Предложить детям поиграть в «эхо» (взрослый поет, дети отвечают). Исполняются разнообразные мелодические обороты.

Упражнение «Веселая-грустная песенка».

Цель: Развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в поисках певческой интонации, в варьировании мелодических оборотов, музыкальных фраз, предложений, передавая разнообразный характер мелодии.

Содержание: Педагог предлагает на заданную тему, текст исполнить мелодическую импровизацию, соответствующего настроения. Текст песни: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора»,

«Солнце ярко светит, весело на свете, тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля!».

Игра «Прохлопай ритм».

Цель: Развивать умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, хлопками.

Содержание: Педагог на фланелеграфе выкладывает ритмический рисунок, предлагает детям прохлопать его или проиграть на металлофоне.

Игра «Комар».

Цель: Автоматизация изолированного произнесения звука «з»; отработка темпа и координации движений.

Содержание: Дети поют песенку, подняв голову кверху, «следят за комаром», поворачивая голову слева направо и спарва налево на каждую строчку песенки.

Комар летит и пищит, пищит.

Ой, лови! Ой, лови! Не то спрячется! Хлоп! (хлопают в лалоши)

Педагог: Комар такой маленький, голосок у него тоненький! Покажите, какой голосок комара!

Педагог предлагает детям «полетать», издавая звук «з».

Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнение 1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта не должны напрягаться, но только натягиваться, рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровне рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж». Каждый звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох. Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возвращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

Особенности произнесения: звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкою губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ». Звуки «К» и «Г» произносится только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т. е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и»Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В», «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых складок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выбора воздуха примерно: «В-В-В-Ы», «З-З-З-Ы», «Ж_Ж-Ж-Ы» (этого быть не должно).

Публикации по теме:

Анализ физкультурного занятия Вопросы для анализа физкультурного занятия. 1. Условия проведения (подготовка места, инвентарь). 2. Одежда и обувь детей и воспитателя.

Наша группа «Звоночки»Наша группа «Звоночки» В сентябре мы начали оформлять нашу группу. Чтобы нашим ребятам было интересно и познавательно. Для начала мы покрасили в веселый цвет обои.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Комплекс упражнений «Веселые пчелки»
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 17:35
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...