Комплексно-тематическое планирование в детском саду.

тамара соломеина
Комплексно-тематическое планирование в детском саду.

Старший воспитатель

Соломеина Тамара Геннадьевна

Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО поставили перед педагогами задачу:

Реализовывать содержание образовательной программы через комплексно-тематическую организацию образовательного процесса в адекватных для дошкольников формах работы.

Данную задачу необходимо решать, исходя из двух основных моделей организации образовательного процесса:

1. Совместной деятельности взрослого и детей;

2. Самостоятельной деятельности детей.

Обучение и воспитание осуществляется преимущественно в совместной деятельности, организация которой должна иметь ряд характерных признаков:

1. Ребёнок и взрослый – субъекты взаимодействия. Во всех видах деятельности ребёнок проявляет не меньшую активность, чем взрослый.

2. Образовательный процесс организован с учётом потребностей и интересов детей, в соответствии с положениями Л. С. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников (ребёнок – дошкольник может обучаться по программе, заданной взрослым, только в том случае, если эта программа стала его собственной) и о зоне ближайшего развития детей (обучение и воспитание должны осуществляться в области тех задач, которые дети способны решать совместно со взрослым).

3. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми, большинство из которых носит интегративный характер.

Итак, при планировании образовательного процесса необходимо учитывать:

1. Планируемые результаты освоения Программы как целевой ориентир;

2. Задачи психолого-педагогической работы в возрастной группе детей;

3. Примерный перечень тем, в рамках которых данные задачи решаются.

Планирование образовательного процесса, организованного как совокупность интересных и увлекательных дел по подготовке и проведению тех или иных событий (праздников) предполагают вдумчивый подход педагогов к выбору форм работы. Желательно, чтобы эти формы носили интегративный характер и постепенно становились традицией группы; например, такая форма, как мастерская, позволяет развивать не только продуктивную деятельность, но и коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, двигательную и т. д.

Однако комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса не цель, а только средство мотивации детей на образовательную деятельность в целом. И если в каких-то конкретных условиях данный принцип не работает, то нужно искать другой мотив деятельности. Допустим, не всегда возможно сформировать необходимые математические представления в ходе подготовки к празднику, однако это не означает, что ФЭМП нужно проводить в форме учебной модели, где главным мотивом является авторитет взрослого, необходимо найти другой, значимый для детей смысл деятельности.

4. Непосредственно – образовательная деятельность, в соответствии с ФГТ, осуществляется через организацию детских видов деятельности, следовательно, в расписании НОД должно быть указано, какой вид деятельности выходит на первый план на данный период времени. Общий объём НОД, длительность периодов соответствуют требованиям СанПиН.

5. Ежедневно в общем объёме образовательной деятельности (как НОД, так и ОДвРМ) должны решаться задачи всех образовательных областей (для ДОУ, работающих в режиме полного рабочего дня)

Для того, чтобы воспитатель смог учесть все требования, необходимо было разработать оптимальную форму планирования, что и стало целью моей работы.

Задачи работы:

1. Обеспечить выполнение ООП ДО в полном объёме;

2. Исключить формальный подход педагогов к планированию, мотивировав их на системное, вдумчивое отношение к процессу;

3. Облегчить труд воспитателей, объединив комплексно-тематическое планирование с календарным;

Изучила методические рекомендации К. Ю. Белой (профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Н. В. Фединой (руководителя Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», О. А. Скоролуповой (заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ). Познакомилась с разработками преподавателей ИРО Свердловской области, а также с опытом педагогов в электронных источниках.

Не нашла готовых форм планирования, которые бы удовлетворяли всем требованиям. Где-то комплексно-тематическим планированием назван календарь праздников (событий, где – то было простое перечисление возможных видов деятельности, которые можно провести по заданной теме с детьми определённого возраста без учёта временных рамок, где-то таблицы были просто неудобны для работы.

Итак, планирование начинается с календаря праздников (событий, который

прописан в Рабочей программе педагога. Там указывается цель, итоговое мероприятие и предполагаемые виды деятельности в соответствии с возрастом.

Далее, на основании этого календаря, воспитатель составляет комплексно-тематический план на каждую тему. Этот план составляется в течение учебного года, в нём учитывается конкретный состав группы, динамика развития детей, увлечённость воспитанников какой – либо формой работы.

Одна - две недели – это тот временной период, который реально охватить мысленным проектированием, чтобы представить, через какие виды деятельности можно достичь поставленной цели, как распределить их в течение данного периода. Наметив примерную схему, воспитатель затем начинает кропотливую работу по отбору психолого-педагогических задач, которые возможно решить в рамках данной темы, продумывает, через какую модель организации лучше их решать, какие формы деятельности будут наиболее оптимальны и каких результатов по развитию детей педагог хотел бы достичь.

Поэтому, чтобы избавить воспитателя от дублирования при составлении комплексно-тематического и календарного планов, было решено их объединить.

Первая таблица

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Указываем форму организации детей – групповая, подгрупповая

Пишем по порядку все НОД, не указывая день недели, так как эта информация есть в расписании.

В таблице указываем:

1. образовательную область,

2. интеграцию с другими образовательными областями, задачи которых решаются в данном виде НОД,

3. тему деятельности и задачи;

4. формы организации деятельности;

5. материалы, которые нужно приготовить и здесь же методическое пособие, которое используется для проведения деятельности.

Комплексно-тематическое планирование в детском саду.

Вторая таблица

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в образовательной деятельности взрослых и детей во время режимных моментов (ОДвРМ)

Форма организации – подгрупповая, индивидуальная

В таблице прописываем:

1. вид взросло-детской деятельности (с учётом интеграции образовательных областей). Прописываем все основные виды деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную и продуктивную

2. формы организации детско-взрослой (партнёрской) деятельности с указанием задач;

3. день недели и время в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста – обеспечивается предметно-развивающей средой, позволяющей ребёнку сделать выбор по интересам и взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Третья таблица

Самостоятельная образовательная деятельность

В ней прописывается наполнение центров развития. Таблица заполняется сразу на весь временной период реализации темы.

Четвёртый раздел планирования

взаимодействие с субъектами образовательного процесса:

родителями, школой, ДШИ, Центром Культуры, библиотекой. Прописываются те формы работы, которые проводятся именно в данный отрезок времени.

Планирование образовательной деятельности подразумевает достижение определённых результатов, поэтому

Пятая таблица

Планируемые результаты освоения детьми темы «…»

В таблице две колонки:

1. В первой перечисляются интегративные качества,

2. Во второй – какие именно приращения должны развиться у ребёнка в каждом интегративном качестве в данный промежуток времени. Составляя эту таблицу, педагог сверяется с результатами освоения детьми определённого возраста содержания образования, которые прописаны в Рабочей программе.

Из всей проделанной работы логично вытекает заполнение ещё одной шестой таблицы:

«Мониторинг освоения ООП ДО»

каждым ребёнком.

Здесь можно отследить динамику развития каждого ребёнка, педагогу сделать выводы о правильности выбранных им форм взаимодействия с детьми. Подведение итогов освоения предыдущей темы является отправной точкой для планирования следующей. Кроме того, текущий мониторинг развития детей поможет в проведении итогового мониторинга развития в конце учебного года. Тем более, что критерии оценки одинаковые, обусловленные электронной версией мониторинга к ПООП ДО «УСПЕХ».

Данной формой планирования пользуемся в течении учебного года. Сложно, но интересно. Воспитатели стали значительно чаще применять в работе с детьми технологию "метод проектов".

При разработке таблиц пользовалась методическими рекомендациями к ПООП ДО "УСПЕХ"

Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. - М. :Просвещение, 2011. - 240с.

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Статьи Ссылки на статьи Поощрения ребенка Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды» ФГТ В ДОУ. Комплексно-тематическое планирование.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Комплексно-тематическое планирование в детском саду.
Опубликовано: 14 мая 2013 в 07:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...