Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Лариса Козионова
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.

Проанализировав уровень развития детей, посещающих логопункт, у 40 % детей выявлены нарушения со стороны лексико-грамматического строя речи.

Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию ЛГ категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.

Увеличение количества детей с ЛГНР и отсутствие на рынке комплексных пособий по развитию лексико-грамматической стороны подтолкнули к необходимости создания комплексного пособия.

Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Пособие представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг диаметром 10 см, вокруг 6 лучей – «солнышко».

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Ящичек, в котором в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка» (лента – контакт или лента Велкро). За счет этого пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.

Цель данного пособия:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков.

7. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.

Ценность пособия вижу в том, что:

его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;

можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях;

пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;

пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

«Лето – зима», «Весна – осень»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето, снежинки (зима, подснежника (весна, желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

«Он, она, оно, они»

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

«Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает, земли (ползает, воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

«Большой - маленький»

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

«Что делает?»

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)

«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили (На картинке вишня. Сок называется вишневый.)

«Сколько?»

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

«Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

Вариант 1 «Чей хвост?»

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.

Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.

Вариант 2 «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши (ухо, морда). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).

В ходе использования данного пособия были получены следующие результаты:

- возрос интерес детей к НОД;

- вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;

- повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.

В дальнейшем планирую

- разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам;

- изготовить картинный материал для работы по использованию предлогов в речи детей, по образованию приставочных глаголов, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Островок радости».Дидактическая игра «Островок радости». Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное.

Дидактическое пособие «Волшебство природы»Дидактическое пособие «Волшебство природы» Дидактическое пособие «Волшебство природы»Автор: Дубенцова Валерия Валериевна, учитель-логопед. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Опубликовано: 17 мая 2013 в 21:51
+32
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...