Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Лариса Козионова
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.

Проанализировав уровень развития детей, посещающих логопункт, у 40 % детей выявлены нарушения со стороны лексико-грамматического строя речи.

Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию ЛГ категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.

Увеличение количества детей с ЛГНР и отсутствие на рынке комплексных пособий по развитию лексико-грамматической стороны подтолкнули к необходимости создания комплексного пособия.

Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Пособие представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг диаметром 10 см, вокруг 6 лучей – «солнышко».

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Ящичек, в котором в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка» (лента – контакт или лента Велкро). За счет этого пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.

Цель данного пособия:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков.

7. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.

Ценность пособия вижу в том, что:

его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;

можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях;

пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;

пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

«Лето – зима», «Весна – осень»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето, снежинки (зима, подснежника (весна, желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

«Он, она, оно, они»

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

«Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает, земли (ползает, воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

«Большой - маленький»

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

«Что делает?»

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)

«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили (На картинке вишня. Сок называется вишневый.)

«Сколько?»

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

«Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

Вариант 1 «Чей хвост?»

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.

Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.

Вариант 2 «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши (ухо, морда). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).

В ходе использования данного пособия были получены следующие результаты:

- возрос интерес детей к НОД;

- вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;

- повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.

В дальнейшем планирую

- разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам;

- изготовить картинный материал для работы по использованию предлогов в речи детей, по образованию приставочных глаголов, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Островок радости».Дидактическая игра «Островок радости». Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное.

Дидактическое пособие «Волшебство природы»Дидактическое пособие «Волшебство природы» Дидактическое пособие «Волшебство природы»Автор: Дубенцова Валерия Валериевна, учитель-логопед. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • День мамы, 8 марта
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Опубликовано: 17 мая 2013 в 21:51
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...