Папки-передвижки

Комплексное методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры «Автобус»

Людмила Остапенко
Комплексное методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры «Автобус»

ДУЗ № 38 «ДЕЛЬФИН»

Конспект подгруппового занятия

обучение сюжетно-ролевой игре «Автобус»

старшая группа

Воспитатель: Остапенко Л. Н.

ДУЗ № 38 «Дельфин»

г. Евпатория

2014 г.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Цель: Обучение сюжетно-ролевой игре «Автобус».

Публикация «Комплексное методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры „Автобус“» размещена в разделах

Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Обучать выполнять игровые действия в соответствии взятой роли. Познакомить детей с ролью кондуктора. Закреплять умение брать на себя роль шофера, и пассажиров, и действовать с их назначенной ролью. Продолжать учить использовать атрибуты для этой роли, закреплять умение действовать в соответствии с их назначением. Обучать ролевому диалогу. Расширять и активизировать словарный запас детей. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, уважение к труду водителя и кондуктора. Продолжать формирование элементарной компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности во время нахождения на улице, дороге и во время пользования общественным транспортом.

Оборудование: строительный материал; шапочки для шофера (фуражка) и кондуктора; сумка с билетами; кошельки; деньги; сумки для покупателей; куклы; жезл; «водительские права»; «автобусные остановки» - дорожные знаки 5.45.1 «Место остановки автобуса» на подставках, с нанесёнными на них надписями названий этих остановок – «БОЛЬНИЦА», «СТАДИОН», «ШКОЛА», «ДЕТСКИЙ САД»; разрезные картинки различных видов транспорта.

Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Рассматривание иллюстраций по теме «Автобус», «Водитель». Чтение художественной литературы. Рисование автобуса. Проведение дидактических игр на классификацию, выделение лишнего по профессиональному признаку. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Беседа из личного опыта. Просмотр обучающих видео сюжетов.

Игровые роли. Водитель, пассажиры, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик.

Ход ИГРЫ

Организационный момент:

В группе появляется Домовёнок Непослуха.

Непослуха:

- Здравствуйте ребята! Узнали меня?

Дети:

- Да! Непослуха!

Непослуха:

- Молодцы! А вас как зовут?

Дети: (называют свои имена)

Воспитатель:

- Непослуха, ты почему такой грустный?

Непослуха:

- Ребята, у меня сегодня спортивные соревнования и мне надо доехать до стадиона, но я не знаю на каком транспорте можно поехать, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель:

- Подожди, Непослуха, мы с ребятами сейчас тебе поможем.

- Ребята, а вы знаете, что такое стадион?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно! Стадион – это место, где занимаются спортом, где проходят спортивные соревнования. Он находится в городе, на территории Дворца спорта. А на каком транспорте до него можно доехать?

Ответы детей: (на автобусе, трамвае)

Воспитатель:

- Молодцы!

На столе заранее приготовлены разрезные картинки различных видов транспорта.

Воспитатель:

- Смотрите у нас есть много различных видов транспорта, но все они сломались, давайте их починим, и Непослуха выберет, на чем ему можно доехать до стадиона.

Индивидуально-дифференцированные задания - дети собирают разрезные картинки различных видов транспорта.

Воспитатель по мере выполнения задания задаё т вопросы детям:

- Что ты собрал?

- Что у тебя получилось?

- Грузовая машина – это какой транспорт? (и т. д.)

Непослуха:

- Молодцы ребята!

- Хорошо справились со своей задачей!

- А теперь, отгадайте загадку, а отгадка - у кого-то из вас на картинке!

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Ответ должны дать дети собравшие картинки с изображением «автобусов».

Воспитатель:

- Может добраться на автобусе?

Ответы детей:

- Да!

Воспитатель:

- Автобус – это пассажирский транспорт, а почему?

Ответы детей:

- Потому, что он перевозит пассажиров.

Воспитатель:

- А кто мне скажет, какие модели автобусов, из тех которые у вас получились на картинках, ездят по дорогам нашего города?

Ответ должен дать ребёнок дети собравшие картинки с изображением «автобусов».

Ответы детей:

- Вот этот! (должны показать на картинку с изображением автобуса «Богдан» (маршрутка № 4 с пассажирами).

Воспитатель:

- А, куда еще можно в городе поехать на автобусе?

Воспитатель предлагает образец фразы:

- Например: На автобусе можно поехать в больницу!

Ответы детей:

Воспитатель:

- Как называют человека, который управляет автобусом?

Ответы детей:

- Водитель!

Воспитатель:

- А где, пассажиры должны ожидать автобус?

Ответы детей:

- На автобусных остановках!

Воспитатель:

- Ну, а теперь давайте отвезем Непослуху, на стадион.

Дети:

- Давайте!

Воспитатель:

- Но прежде чем отправиться в путь, мы должны с вами вспомнить правила поведения и безопасности во время поездки в транспорте и нахождения на улице. И нам в этом поможет Непослуха.

- Непослуха, а ты знаешь эти правила?

Непослуха:

- Ой, я, кажется, забыл их.

Воспитатель:

- Ребята, а для чего нам необходимо знать эти правила безопасности?

Дети:

- Чтобы мы могли безопасно ходить по дорогам и ездить в транспорте.

- Чтобы не подвергать свою жизнь и жизни других людей опасности, потому что дорога и транспорт это одно из самых опасных мест, с которыми мы и люди сталкиваются ежедневно!

Воспитатель:

- Молодцы ребята, правильно!

Непослуха:

- А я знаю, кто нам может помочь вспомнить эти правила безопасности! Это Тётушка Сова и мои друзья. Давайте посмотрим все вместе урок Тётушки Совы.

Демонстрация видеосюжета.

Воспитатель:

- Итак, ребята, мы с вами вспомнили и узнали много интересного и полезного о том, как надо себя вести в общественном транспорте, и на дороге, и теперь можем отправляться в путь. Но для этого, нам нужен автобус и автобусные остановки. Давайте все вместе построим наш автобус и сделаем остановки.

Для игры воспитатель вместе с детьми делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем — место водителя. Перед водителем — руль, который прикрепляется либо к большому деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. По периметру игровой комнаты, в соответствующих игровых зонах, оборудуются автобусные остановки – по два три стульчика и ставятся дорожные знаки 5.45.1 «Место остановки автобуса» на подставках, с нанесёнными на них надписями названий этих остановок – «БОЛЬНИЦА», «СТАДИОН», «ШКОЛА», «РЫНОК», «ДЕТСКИЙ САД», при этом воспитатель предлагает детям определить места расположения этих остановок. Место отправления «автобуса» от остановки «ДЕТСКИЙ САД».

Воспитатель:

- Молодцы ребята, какой прекрасный автобус у нас получился, и он уже ждёт нас на остановке «ДЕТСКИЙ САД». Но, чтобы он поехал, нужен водитель. Сейчас я по считалочке выберу водителя:

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам - шофер.

И сам - мотор.

Нажимаю

На педаль -

И машина

Мчится вдаль!

Воспитатель:

- Посмотрите, что необходимо взять водителю для поездки?

На столе лежат атрибуты: фуражка, поварешка, «водительские права», шприц, расческа (любые предметы).

«Водитель» выбирает атрибуты для своей роли.

Воспитатель:

- Для чего тебе водительские права … (называет имя ребёнка «водителя»?

Ответ ребё нка:

- Чтобы я имел право управлять автобусом!

Воспитатель:

- Итак, у нас есть водитель. Ребята, а как называются люди, которые едут в автобусе?

Ответы детей:

- Пассажиры!

Воспитатель:

- Вот вы и будете пассажирами, но не простыми!

- Кто у нас будет семейной парой с маленьким ребёнком?

Дети предлагают свои кандидатуры. Воспитатель выбирает две три пары. Девочки берут в руки куклы.

Воспитатель:

- А кто у нас будут «бабушками» и «дедушками»?

Дети предлагают свои кандидатуры. Воспитатель выбирает по два ребёнка на роль «дедушки» и «бабушки».

Воспитатель:

- Ты … (имя ребёнка) и ты… (имя ребёнка) поедете с нами на «РЫНОК», а вы …. (имена детей, уже сделали покупки, и будете ожидать автобус на остановке.

- Хорошо, а кто хочет быть «доктором» и «медсестрой», и кто из «пациентов» отправится в больницу и из неё?

Дети предлагают свои кандидатуры. Воспитатель выбирает два ребёнка на роль «врача» и «медсестры» и два ребёнка на роль посетителей «больницы».

Воспитатель:

- Пусть наш «врач» и «медсестра» едут на работу, и … (имя ребёнка посетителя больницы) тоже поедет в больницу на приём к врачу, а … (имя ребёнка посетителя больницы) будет ехать с больницы, и будет ожидать наш автобус на своей остановке.

Воспитатель:

- Кто будет «учителем» и «учеником», которые направляются в «школу»?

Дети предлагают свои кандидатуры. Воспитатель выбирает по одному ребёнку на роль «учителя» и «ученика».

Воспитатель:

- Вы поедете с нами в автобусе!

- А еще нам нужен милиционер-регулировщик, который будет смотреть за порядком на дороге!

Дети предлагают свои кандидатуры. Воспитатель выбирает одного ребёнка и вручает ему жезл.

Воспитатель:

- Прошу, пройти на посадку.

Дети подходят к импровизированному автобусу.

Воспитатель:

- Ребята, а в какую дверь нашего автобуса вы будете заходить.

Ответы детей:

- В заднюю!

Воспитатель:

- Ну, а кто пойдет на посадку в переднюю дверь?

Ответы детей исполняющих роль бабушек и дедушек:

(Мы)

Воспитатель:

- Правильно!

- Мальчики, а как вы будете производить посадку в наш автобус?

Ответы детей:

- Сначала пропустим «мам с детьми» и девочек!

Воспитатель:

- Молодцы!

- Вот теперь можно занимать места в автобусе!

Дети занимают места в импровизированном автобусе и на «остановках».

Воспитатель, размещая «пассажиров», попутно объясняет им свои действия: («У вас на руках сын. Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д.).

Воспитатель:

- Когда, пассажиры едут в автобусе, кондуктор продает билеты. Кондуктором буду я. Сегодня у нас появилась новая сумка, в ней лежат билеты. Вы будете их покупать.

- Сейчас я расскажу, как нужно покупать билет:

Пассажир кондуктору дает деньги, и говорит:

- Дайте, пожалуйста, мне билет.

Кондуктор дает билет.

- Пассажир говорит «Спасибо!».

Воспитатель раздает детям кошельки.

Воспитатель-кондуктор:

- Приготовьтесь оплачивать проезд, начинается продажа билетов. Билет стоит 3 гривны. Нужно отсчитать 3 гривны. Достаньте деньги из кошельков, рассчитайтесь.

Обучение ролевому диалогу.

Пассажир-ребё нок:

- Дайте, пожалуйста, мне билет!

Кондуктор дает билет.

Пассажир-ребё нок:

- Спасибо!

Кондуктор дает билет

Воспитатель-кондуктор:

- Непослуха, а ты почему такой грустный?

Непослуха:

- Ребята, а у меня нет денег, чтобы купить билет.

Воспитатель-кондуктор:

- Не грусти, Непослуха, наши ребята тебе помогут. Кто поможет купить билет Непослухе?

Дети покупают билет Непослухе, и садят его в автобус.

Воспитатель-кондуктор:

- Билеты проданы, водитель, заводи мотор, включи музыку, поехали, споем веселей. Следующая остановка «ШКОЛА».

Водитель:

- Осторожно двери закрываются!

Исполняется физкульт-минутка с элементами пальчиковой гимнастики под музыку «Мы в автобусе сидим».

«Мы в автобусе сидим»

(1) Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

(2) И из окошечка глядим

Всё глядим!

(3) Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот

(4) Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

(5) Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

(6) А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

(7) И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

(8) Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

1 - правой и левой рукой поочередно хлопаем по коленям

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны

3 - «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони: правой рукой при повороте вправо, левой рукой при повороте влево

4 - пожимаем плечами

5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя (движения «паровоз»)

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом вправо влево в перехлёст (имитируем движение «дворников»)

7 - «крутим руль» сжимая и разжимая пальцы в кулак и «бибикаем»

8 – изображаем подпрыгивающие движения на стульях

Воспитатель-кондуктор:

- Пассажиры, будьте внимательны, автобус подъезжает к остановке!

- Остановка «ШКОЛА»! Автобус останавливается, готовьтесь к выходу!

Водитель:

- Осторожно двери открываются!

Дети пассажиры «учитель» и «ученик» выходят из автобуса и направляются в игровую зону «школа», где продолжают сюжетно-ролевую деятельность своего направления.

Водитель:

- Осторожно двери закрываются!

Воспитатель-кондуктор:

- Следующая остановка «РЫНОК»!

Воспитатель-кондуктор:

- Остановка «РЫНОК»! Автобус останавливается, готовьтесь к выходу!

Водитель:

- Осторожно двери открываются!

Дети пассажиры «бабушки» и «дедушки» выходят из автобуса и направляются в игровую зону «рынок» (магазин, где продолжают сюжетно-ролевую деятельность своего направления. Ожидающие пассажиры на остановке производят посадку в автобус.

Водитель:

- Осторожно двери закрываются!

Воспитатель-кондуктор:

- Следующая остановка «БОЛЬНИЦА»! Вошедшие, приобретаем билеты!

Милиционер регулировщик по условному знаку воспитателя выходит на дорогу перед «автобусом» и запрещающим сигналом - правая рука с жезлом поднята вверх, останавливает «автобус».

Воспитатель-кондуктор:

- Водитель! Почему остановились не на остановке?

Водитель:

- Нас остановил милиционер регулировщик!

Милиционер регулировщик:

- Водитель, предъявите ваше водительское удостоверение!

Водитель:

- Назовите причину остановки!

Милиционер регулировщик:

- Вы проехали перекрёсток на красный свет!

Водитель:

- Но я его не заметил, ещё горел жёлтый.

Милиционер регулировщик:

- С вас штраф – 10 гривен!

Водитель оплачивает штраф.

Водитель:

- Выдайте квитанцию!

Милиционер регулировщик:

- Получите, пожалуйста!

Водитель (обращаясь к пассажирам) :

- Можем ехать дальше, извините за задержку!

Воспитатель-кондуктор:

- Остановка «БОЛЬНИЦА»! Автобус останавливается, готовьтесь к выходу!

Водитель:

- Осторожно двери открываются!

Воспитатель-кондуктор:

- Не задерживаемся при посадке и высадке! Следующая остановка «СТАДИОН»! Вошедшие, приобретаем билеты!

Водитель:

- Осторожно двери закрываются!

Воспитатель-кондуктор:

- Уступите, пожалуйста, место, а то девочку держать тяжело.

- Остановка «СТАДИОН»! Автобус останавливается, готовьтесь к выходу!

Непослуха:

- Все приехали, я побежал.

Воспитатель-кондуктор:

- Подожди Непослуха не спеши.

- Ребята как нужно выходить из автобуса?

Ответы детей:

- Надо выходить осторожно, друг за другом, ни кому не мешать и не толкаться, пропускать вперед девочек.

Дети вместе с Непослухой выходят из автобуса.

Непослуха:

- Все я побежал.

Воспитатель:

- Не торопись Непослуха, посмотри впереди дорога! Сейчас наши ребята напомнят тебе, как надо переходить через дорогу.

Ответы детей:

- Нужно посмотреть сначала налево, затем направо.

Воспитатель:

- Перед нами регулируемый пешеходный переход. Давайте вспомним на какой сигнал светофора можно переходить через дорогу?

Ответы детей:

- На зелёный!

Воспитатель:

- Молодцы! Давайте спокойно и безопасно пройдем по пешеходному переходу.

Дети идут по пешеходному переходу и останавливаются перед «стадионом».

Непослуха:

- А вот и стадион. Спасибо большое ребята, что вы мне помогли, я пойду на соревнования, и приглашаю вас остаться и поиграть на стадионе.

Воспитатель:

- Ребята, Непослуха вам благодарен. Давайте скажем ему до свидания!

Дети прощаются с Непослухой.

Воспитатель:

- Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе поиграть!

Подвижная ига «Цветные автомобили».

Воспитатель:

- Ребята, а теперь я предлагаю всем вместе вернуться в детский сад! Занимаем места в автобусе!

Воспитатель следит за посадкой в автобус в соответствии с ролями детей.

Воспитатель заканчивает занятие:

- Молодцы ребята, наша поездка закончилась! Теперь все вместе давайте дружно расставим всё на свои места!

Приложения

Подвижная ига «Цветные автомобили»

Цель игры : обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба); закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание и дис-циплинированность, умения играть в детском коллективе; закрепить знание сигналов светофора; вызывать желание изучать правила дорожного движения.

Оборудование: разноцветные картонные круги или кольца (рули) и такого же цвета флажки (красный, жёлтый, зелёный) по количеству детей.

Правила игры : дети-«автомобили» не должны сталкиваться и мешать движению друг друга.

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь, цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным ( например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

ПЕСНЯ ПРО НАШ ГОРОД

Сл. Г. Георгиева, муз. Т. Чудовой

В нашем городе большом,

В нашем городе большом,

По широкой мостовой

Мчится транспорт городской

Припев: Едут автобусы –

Быстрые автобусы,

Едут автобусы –

Быстрые автобусы,

И машины легковые,

И машины грузовые,

Как игрушки заводные!

А над улицей сияет

Разноцветный светофор,

И его команды знает

Каждый в городе шофер.

Припев: Едут автобусы –

Быстрые автобусы,

Едут автобусы –

Быстрые автобусы,

И машины легковые,

И машины грузовые,

Как игрушки заводные!

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «АЗС» Цель: Развитие партнерских отношений, коммуникативных способностей между детьми в детской проектной деятельности. Задачи: Формировать.

Комплексное руководство к сюжетно-ролевой игре «Цирк» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Цирк» Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин» во второй младшей группе Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение П. Ершов «Конек- Горбунок».

Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части:.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автобус» в средней группе для детей с ОНР Цель: Обучение сюжетно-ролевой игре «Автобус» Задачи: Обучать выполнять игровые действия в соответствии взятой роли. Познакомить детей.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в подготовительной группе с дидактической игрой «Путешествие по городу» Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Задачи: Углублять и расширять знания детей о труде врача, медицинской.

Конспект-занятие сюжетно-ролевой игры «Автобус»Конспект-занятие сюжетно-ролевой игры «Автобус» Конспект -занятие Сюжетно-ролевой игры «Автобус» Во 2 младшей группе «Б» Воспитатель: Ищенко Н. Н. Цель: 1. Уточнять и закреплять знания.

Макеты для сюжетно-ролевой игрыМакеты для сюжетно-ролевой игры Кто из детей не хочет попробовать побыть строителем,инженером? Построить машину, парикмахерскую,а потом обыграть постройку? Что бы дать.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Волшебный мир лепки» IV. Методическое обеспечение программы В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение,.

Методическое обеспечение второй младшей группы на 2015–2016 учебный год Методическое обеспечение 2 младшая группа 2015- 2016 учебный год Программы Автор Название программы Год издания Издательство Т. И. Бабаева,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры «Автобус»
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 23:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД