Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии речи.

Елена Тодика
Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии речи.

В исправлении недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателей групп. Очень важна и значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно.

Для выработки единой стратегии, комплексного подхода к ребенку в ДОУ создан психого-медико-педагогический консилиум, основной целью данной деятельности является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплекса воспитательных, профилактических и коррекционных мер, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья ребенка с речевыми нарушениями.

Участники коррекционного процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники (педиатр, медсестры, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели ДОУ, родители.

Система психолого-медико-педагогического сопровождения включает диагностико-прогностический, коррекционно-развивающий, коррекционно –просветительский этапы, в рамках которых определены направления деятельности.

На первом этапе осуществляется комплексное изучение детей и составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка.

На втором этапе - коррекционно-развивающем воспитание и обучение детей с нарушениями речи строится с учётом их индивидуальных особенностей развития, образовательных потребностей и возможностей на основе комплексного изучения ребёнка в течение всего учебного года.

На третьем этапе - коррекционно – просветительском, который

варьируется в зависимости от конкретных проблем.

Работа ПМПк предполагает сопровождение не только ребёнка с речевыми нарушениями, но и его семьи.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если специалисты и родители станут действовать согласованно.

Беседуя с родителями детей, мы убедились, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи ребенка. Почти все родители замечают только неправильное произношение, и очень редко кто отмечает недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. Кто-то из родителей элементарно не реагирует на просьбы логопеда, считая, что занятий в детском саду будет достаточно. И что самое главное, во многих семьях речевое общение взрослых и детей сведено к минимуму.

Мы перенесли акцент в системе комплексного коррекционного воздействия на ребенка, дополнив её сочетанием традиционных и новаторских подходов, работой с семьей и с ребенком через семью. Используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:

• открытые занятия (одна из наглядных и эффективных форм обучения родителей);

• консультации для родителей (цель - показать успехи или затруднения ребенка в преодолении его речевого дефекта, какие требования к речи нужно предъявить к ребенку на данном этапе работы);

• Мастер – классы «Артикуляционная гимнастика – это здорово!», «Речевые игры дома»

В процессе проведения мастер-класса была показана презентация и проведена артикуляционная гимнастика с родителями.

Семинар-практикум по теме «Где куклы так похожи на людей». Его провели педагог-психолог и учитель-логопед.

В ходе семинара родители узнали, почему так важно для детей эмоциональное развитие и развитие тонкой моторики рук, как развиваются движения рук у ребенка и что способствует их развитию. Родителям были продемонстрированы пальчиковые игры, игры с рисованием и лепкой, игры с предметами домашнего обихода, игры с куклами направленные на развитие эмоциональной сферы, речевых и коммуникативных навыков, формирование социальной уверенности. На практической части семинара педагоги предложили участникам сыграть в игры и выполнить упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые можно будет использовать в домашних играх с ребенком.

• тематические выставки;

«логопедические уголки»;

• информационные стенды;

• Видеопрезентации, использование компьютерных программ с артикуляционной гимнастикой в домашних условиях;

• разработка картотеки (буклеты) «Домашняя игротека», цель которой координировать и систематизировать работу по преодолению общего недоразвития речи, организация полноценной речевой среды в семье.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов ДОУ Презентация позволяет показать взаимосвязь в работе специалистов и воспитателей : учителя-логопеда, педагога ИЗО, музыкального руководителя,.

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения в в г.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии речи.
Опубликовано: 20 марта 2013 в 15:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...