Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Марина Борисовна
Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, потому что этот период – самый активный в развитии опорно-двигательного аппарата и других важнейших органов и систем.

К нам группу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) родители приводят своих малышей после посещения детской поликлиники. Детей осматривают специалисты: невролог, психиатр, ортопед, логопед, психолог и дают своё заключение, а также рекомендации для работы с детьми в детском саду.

Диагнозы у малышей различные: детский церебральный паралич разной степени тяжести, порезы верхних и нижних конечностей, дисплазия тазобедренных суставов, врождённые деформации стоп, нарушение осанки.

Дети с ортопедическими заболеваниями в первую очередь нуждаются в корректировке тех мышечных групп, которые у них недостаточно развиты: именно их надо укреплять.

У детей с нарушением ОДА нарушена сенсорная сфера, моторика рук, зрительная координация, ослаблена словесная сфера. Обучение таких непростых детей имеет свою специфику и осуществляется по коррекционным методикам. Такие дети требуют особого внимания.

В детском саду есть хорошо оснащённые физкультурный и тренажёрный залы, кабинеты массажный и психолога, оборудованный стационарный бассейн. В нашей группе создана богатая предметно-развивающая среда: шведская стенка, массажные дорожки и коврики, массажёры, мячи разных размеров, модули.

Основной целью коррекционной работы является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической помощи. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, врача ЛФК, логопеда, психолога и воспитателя. Мы - воспитатели являемся связующим звеном в этой цепи коррекционной работы.

Каждый ребёнок – это всегда индивидуальный случай. На основании поставленного диагноза и рекомендаций врача-ортопеда каждому ребёнку разрабатывается индивидуальный комплекс корригирующей гимнастики.

Врач невролог назначает курс массажа также индивидуально для каждого малыша. Массажист в массажном кабинете делает ему лечебный массаж по рекомендации специалиста.

В первой половине дня инструктор ЛФК проводит занятия лечебной гимнастики. Мы помогаем отдельным детям выполнять упражнения.

В группе мы продолжаем работу специалистов, проводим утреннюю гигиеническую гимнастику, ортопедические минутки, игровые занятия по окончании курса ЛФК.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций. Точные движения быстро утомляют детей, поэтому используем подвижные игры и игровые упражнения.

Например: для формирования правильной осанки проводим упражнения у зеркала «Какие мы красивые», у стены «Почешем спинки», положив на голову ребёнка мешочек с песком, коробочку или другой небольшой предмет, просим его выполнить несколько заданий в ходьбе, ползании, приседании, лазании (важно, чтобы предмет не упал с головы ребёнка, упражнения в балансировке «Мы – циркачи», упражнения-команды «Самый внимательный».

Развитие движений в дошкольном возрасте – очень важный процесс, который играет огромную роль в физическом и умственном развитии ребёнка. Занимаясь с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, необходимо помнить о быстрой их утомляемости. Деятельность детей делаем разнообразной, интересной, увлекательной. Физическая работа малышей непродолжительная по времени и строго соответствует их функциональным возможностям. Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формообразование мышц, в процессе их роста, длительная же бездеятельность мышц ведёт к потере работоспособности и большим нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата.

Используем разные виды закаливающих процедур: в виде воздушных, водяных и солнечных ванн. Кроме общего укрепления организма, приспособления его к изменяющимся условиям внешней среды закаливание положительно влияет на дыхание, состав крови, кровообращение, нервную систему и жизненно важные органы.

С большим удовольствием наши воспитанники занимаются фитбол-гимнастикой. Как только ребёнок садится на мяч, происходит естественная балансировка. Центр тяжести тела совпадает с центром тяжести мяча, осанка выправляется. Покачивание на мяче оказывает волнообразное действие на позвоночник. Упражнения с фитболами (7-10 минут) комбинируем с обычной гимнастикой и массажем.

Гимнастика с большими мячами помогает воспитать у малыша правильную осанку, развивает чувство равновесия; улучшает работу вестибулярного аппарата; тренирует мышцы конечностей, спины, брюшного пресса, таза.

В режиме дня мы используем подвижные игры, которые не только развлекают детей, но и способствуют развитию их двигательных навыков. В игре «Море волнуется раз» по команде дети принимают любую позу в исходном положении стоя, сидя, лёжа с правильной осанкой и самовытяжением. В игре «Прокати мяч» малыши прокатывают мяч между ног, стоя в колонне в затылок друг другу. В игре «Мой домик» дети спасаются от водящего в «домике»: становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.

Наши воспитанники регулярно посещают бассейн. Там с ними занимается инструктор по плаванию. Вода обладает свойством выталкивания, сопротивляемостью и гидростатическим давлением. Выталкивающее действие воды создаёт чувство невесомости. Сила выталкивания уменьшает вес тела, что позволяет снять с позвоночника ту нагрузку, которая на него ложится в вертикальном и горизонтальном положениях. Упражнения в воде благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы, улучшая их функционирование. Кроме того, гидростатическое давление создаёт эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибюлярного аппарата.

Вот некоторые игры и упражнения в воде, которые проводятся с нашими воспитанниками.

«Привет». Ребёнок ложится на спину, Взрослый поддерживает ребёнка, затем отклоняется вправо, произнося при этом: «Привет!» Ребёнок тоже должен повернуть голову вправо. Затем повторить это же упражнение, но с наклоном влево.

«Кораблик». Группа детей, взявшись за руки, продвигается в воде то правым, то левым боком.

«Солнышко. Ветер. Дождь». По команде взрослого «Солнце!» все ложатся на спину («загорают», по команде «Ветер!» все играющие стоят прямо и дуют на поверхность воды, а по команде «Дождь!» все ложатся на спину и активно работают ногами и руками.

После занятий в бассейне дети возвращаются в группу счастливые, задорные. У них столько эмоций, что они их переполняют, в группе становится шумно и весело.

Нарушение опорно-двигательного аппарата сказывается на общем развитии ребёнка. Тяжёлые формы НОДА зачастую становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей

Нарушение ОДА сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Дети быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, у них отмечается недостаточно устойчивое внимание. Они неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не могут чётко и правильно сформулировать мысль, их речевая активность снижена. Они редко вступают в совместную игру, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи.

Если нормально развивающимся детям достаточно создать условия для игры, то воспитанников с нарушением ОДА зачастую приходится учить играть. Как правило: игра примитивна, не отражает действительности. Мы формируем у детей запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который малыши переносят в игру.

Лично я люблю играть с детьми. Я не руковожу игрой, а участвую в ней, стараюсь увлечь своих воспитанников, предотвратить возможные конфликты. Я играю с детьми на равных, дети становятся активнее, смелее, изобретательнее.

При работе с детьми с НОДА логопед уделяет повышенное внимание развитию памяти и внимания. Мы продолжаем эту работу в течении дня. Встречая утром детей, спрашиваем: «С кем они пришли в детский сад?», «Кого или что они видели по дороге?». Любят малыши такие игры, как: «Съедобное – не съедобное», «Что здесь лишнее?», «Чего не стало?» и другие игры на узнавание любого обобщающего понятия: овощи, одежда, игрушки, и т. п. Задуманное обобщение выделяем среди других слов хлопками.

Развитие мелкой моторики рук – неотъемлемая часть работы педагогов. В группе оборудован уголок, где ребёнок может по желанию: собрать крупные пазлы или мозаику, составить картинку из кубиков, нанизать на шнурок мелкие предметы, застегнуть и расстегнуть пуговицы и т. д.

С целью развития волевой сферы дошкольника учим не бояться трудностей, стремиться их преодолевать; развиваем самоконтроль; развиваем уверенность в себе, своих силах.

Только в тесном взаимодействии с родителями можно добиться успешных результатов коррекционно-развивающейся работы с детьми. Поэтому в своей группе мы с коллегой стремимся к расширению контактов с семьёй. Это: оформление различных стендов, индивидуальные беседы, родительские собрания, организация встреч с различными специалистами, посещение родителями открытых физкультурных занятий, занятий ЛФК, организация совместных мероприятий.

Таким образом, воспитательный процесс, в группе для детей с НОДА носит индивидуально-ориентировочный характер. Педагоги и родители следуют рекомендациям специалистов. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное развитие детей с нарушением ОДА.

Комплекс упражнений для детей с диагнозом ПВДС.

Цель: укрепить мышцы и связки стопы и голени;

сформировать правильную постановку ног.

1. Ходьба на носках, руки на поясе – 1 круг.

2. Ходьба на носках, в полуприсяде – 1 круг.

3. Ходьба с высоким подниманием колен – 1 круг.

4. Ходьба по ребристой доске.

5. Восхождение по наклонной доске.

6. Лазание по перекладинам.

И. п. – сидя

1. Ноги согнуты в коленях, приподнимание пяток вместе и попеременно – 1 мин.

2. Тыльное сгибание стоп вместе и попеременно – 1 мин.

3. Сгибание пальцев стоп – 1 мин.

4. Перекатывание стопой гимнастическую палку, мяч – 1 мин.

5. Захват пальцами ног карандаша и других мелких предметов

6. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.

7. Ножку положить на ножку, круговые движения стопами в одну и другую стороны (каждой стопой).

И. п. стоя

1. Стопы расположены параллельно друг другу на ширине ступни. Приподнимание на носки двумя ногами вместе и попеременно.

2. Перекаты с пятки на носки и обратно.

3. Приседания на носках.

Дыхательные упражнения

Через стороны руки поднять вверх – вдох,

опустить – выдох.

Комплекс упражнений для детей с диагнозом –миатонический синдром.

Цель: повысить тонус мышечной системы организма; формировать правильную осанку.

1. Ходьба по залу:

- руки вверх, на носках;

- руки вперёд, в полуприсяде;

- вращение руками вперёд;

- вращение руками назад;

- руки поднять вверх – вдох, опустить – выдох.

И. п. – лёжа на спине

1. Потягивание;

2. Руки в стороны, ноги вместе, поднять голову, ноги к себе – 1,2,3, опустить -4;

3. Полумостик, руки в стороны;

4. Велосипед»

5. «Звёздочка» - руки и ноги в стороны, поднять вверх руки и ноги – 1,2,3, опустить -4.

6. Оттягивание носков стоп.

7. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.

И. п. – стоя

1. Круговые движения головой - наклоны головы по 3-5 раз в каждую сторону.

2. Поочерёдно и одновременно поднимать и опускать плечи – 3-5 раз.

3. «Мельница» - круговые движения прямыми руками.

4. Повороты корпусом, ноги на месте.

5. Перекаты с пятки на носок.

6. Восхождение по наклонной плоскости.

7. Упражнения на беговой дорожке.

8. Приседания на носочках.

9. Ходьба на высоких четвереньках.

Дыхательные упражнения

1. «Сильные руки» и. п. – стоя, поднять руки вверх, сжав кулачки – вдох4; опустить, разжать пальцы – выдох. Повторить 4-6 раз.

2. «Часики» и. п. – о. с. махи прямыми руками вперёд и назад «тик-так» Темп средний, повторить 10-12 раз.

3. «Дровокол» и. п. – о. с. Поднять вверх сцепленные руки слегка согнув их в локтях – вдох; наклониться, одновременно опустить руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях – выдох. Темп средний, повторить 5-6 раз.

Комплекс упражнений для детей с диагнозом – порок сердца.

Цель: компенсировать недостаточность кровообращения; общее укрепление организма.

1. Ходьба на носочках – 0,5 круга;

2. Ходьба с высоким подниманием бедра – 0,5 круга;

3. Ходьба по ребристой дорожке;

И. п. – стоя

1. Повороты головой вправо, влево по 4-5 раз в каждую сторону;

2. Наклоны туловища по 4-5 раз в каждую сторону;

3. 1 – согнуть руки к плечам, 2 – выпрямить вверх, 3 – согнуть к плечам, 4 – опустить вниз. Повторить 4-5 раз;

4. «Ножницы» руками;

5. Круговые движения в лучезапястном суставе, локтевом и плечевом по 5 раз;

6. Поднять правую руку вверх – вдох, опустить – выдох, то же левой рукой по 2-3 раза;

7. Плавание стилем «Брасс», счёт до 10;

8. И. п. – руки в стороны, ноги на ширине плеч. Правой ладонью достать левую ладонь с поворотом туловища, то же другой рукой попеременно по 3-4 раза;

9. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3-4 раза.

И. п. – сидя на стуле

1. Ноги выпрямлены в коленном суставе, поочерёдно сгибать и разгибать ноги в голеностопном суставах до лёгкой усталости;

2. Ноги согнуты в коленях, приподнимать пятки вместе и попеременно;

3. Сгибать пальцы стоп.

И. п. – стоя

1. Упражнение на беговой дорожке;

2. Ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки вытянуть вверх, кулачки не разжимать, опустить. Повторить 4-5 раз;

3. Ноги врозь, руки на поясе, наклоны туловища вперёд, руки вниз. Повторить 4-5 раз;

4. Ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 2-3 «пружинки», чередуя с ходьбой на месте 2-3 раза. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений для детей с диагнозом ДЦП

Цель: Восстановить двигательную функцию; снизить повышенный тонус мышц; противодействовать развитию контрактур.

ЛФК

Пассивные и активные упражнения в крупных и мелких суставах рук.

И. п. – сидя

1. Сжимание и разжимание кулачка – 1-2 мин. ;

2. Разведение и сведение пальцев – 1 мин. ;

3. Сгибание и разгибание всех пальцев по очереди в пястно-фаланговом суставе;

4. Отведение и приведение большого пальца;

5. Сопоставление большого пальца поочерёдно с кончиками всех остальных;

6. Поочерёдное поднимание каждого пальца вверх;

7. Упражнения с предметами.

И. п. – сидя

1. Пассивные и активные упражнения в голеностопном суставе (круговые движения, повороты вправо, влево, оттягивание стопы от себя, на себя) по 10-15 раз каждое упражнение;

2. Пассивные упражнения в каждом пальце.

И. п. – лёжа на спине

1. Ноги вытянуты, инструктор ЛФК захватывает ноги в области нижней части голени и сгибает их в коленных и тазобедренных суставах;

2. И. п. – то же. Инструктор ЛФК плавно производит круговые пассивные движения в тазобедренных суставах по часовой стрелке и против часовой стрелке;

3. И. п. – то же. Инструктор плавно разводит и сводит прямые ноги ребёнка;

4. Инструктор сгибает ногу в коленном и тазобедренном суставе, выводит стопу из подошвенного сгибания в тыльное и возвращает в и. п. ;

5. И. п. – лёжа на животе. Инструктор сгибает ногу ребёнка в коленном суставе до 90гр. В этом положении выводит стопу из подошвенного состояния в тыльное. Другой рукой прижимает таз к кушетке;

6. И. п. – лёжа на спине, прямые руки вдоль туловища. Инструктор сгибает руку ребёнка в локтевом суставе до 90 гр., производит тыльное сгибание кисти в запястье с одновременным движением пальцев в разогнутом положении. Затем поворачивает ладонь и плавно сгибает и разгибает руку в локтевом суставе;

7. И. п. – сидя на стуле. Инструктор удерживает опущенную руку ребёнка в областе локтя и кисти в положении разгибания и наружной ротации и пассивно поднимает и опускает плечо;

8. И. п. – то же. Инструктор стоит лицом к ребёнку. Руки ребёнка соеденены, пальцы выпрямлены и придерживаются одной рукой инструктора. Инструктор поднимает руки ребёнка вверх и вытягивает их.

9. И. п. – лёжа на спине. Ребёнок поднимает руки и ноги вверх и произвольно трясёт ими.

10. Брюшное дыхание – 1 мин.

Все упражнения повторить по 4-6 раз.

Комплекс упражнений для детей с диагнозом – дисплазия тазобедренного сустава.

Цель: Снять напряжение и укрепить мышцы тазобедренного сустава; максимально восстановить объём движений.

1. Ходьба с коррекцией неправильной постановки ног (стоп);

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или в и. п. - стоя с равномерной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия 15-20 мин.

3. И. п. – лёжа на спине, ноги прямые. Попеременное сгибание разгибание стоп. 4-6 раз;

4. И. п. – то же. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставе;

5. И. п. – то же. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол; носки на себя стопы удерживаются вертикально. 4-6 раз каждой ногой Дыхание произвольное.

6. И. п. – то же. Одновременное потягивание обеими руками вверх, а стопами вниз, вернуться в и. п. – расслабиться. (самовытяжение 3-4 раза, дыхание произвольное);

7. И. п. – то же, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз, дыхание произвольное.

8. Инструктор удерживает ногу ребёнка за голеностопный сустав и выполняет лёгкую вибрацию всей конечности.

9. И. п. – лёжа на здоровом боку. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз.

10. И. п. – лёжа на животе. Напряжение и расслабление ягодичных мышц 4-6 раз.

11. И. п. – то же. Движение ногами, как при ползании «по пластунски» 4-6 раз.

12. И. п. – лёжа на животе. Лёгкое покалачивание пятками по ягодицам. Повторить 4-6 раз.

13. И. п. – стоя на четвереньках. Поочерёдное отведение согнутых ног до горизонтального уровня 3-4 раза каждой ногой.

Заключительная часть 2-3 мин.

14. Ходьба с попеременным потряхиванием ногами.

15. И. п. – стоя, руки в стороны. Сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 3-4 раза.

Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Публикации по теме:

Путешествие по группе «Пчелка».Путешествие по группе «Пчелка». Предлагаю вашему вниманию оформление нашей группы. Дети этой группы c нарушением опорно-двигательного аппарата. Все дети с нарушениями опорно.

Смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни против наркотиков» В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» с 03.12.12г. по 14.12.12г. проходил смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 2 мая 2013 в 21:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...