Комплексное занятие для подготовительной речевой группы, с элементами ТРИЗ технологий

Татьяна Напримерова
Комплексное занятие для подготовительной речевой группы, с элементами ТРИЗ технологий

Тема: «Четыре времени года. Зима».

Цель: систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

1. Развивать сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные чувства, особенности состояния.

2. Закреплять знания детей о временах года и их признаках, формировать практические навыки словообразования и словоизменения; уточнять и расширять запас конкретных представлений о свойствах снега. Учить подбирать определения и глаголы. Развивать творческое воображение детей, используя прием активизации мышления – мозговой штурм.

3. Развивать фантазию детей, речь, активность и самостоятельность; желание делать добрые дела.

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся возле стульчиков, расставленных полукругом.

Воспитатель: Ребята, сейчас на стульчик садится тот, кто ответит на мой вопрос:

- какое сегодня число?

- какой сегодня день недели?

- какой день недели был вчера?

- какой будет завтра?

- когда ты вырастешь, кем будешь – мужчиной или женщиной?

- назови день своего рождения.

- кто такая бабушка?

- кто больше – тигр или слон?

И т. д.

Молодцы, все правильно ответили на вопросы. А теперь, давайте улыбнемся друг другу и гостям, и мысленно пожелаем всем здоровья, удачи и хорошего настроения.

- Посмотрим, как вы отгадаете загадку:

Река подо льдом, все бело кругом,

Метелица вьется, как время зовется?

- А почему вы считаете, что это зима?

- А сейчас какое время года? По каким признакам мы узнаем зиму?

Воспитатель: Молодцы, все правильно.

Постаралась зима. Покрыла всю землю белым пушистым покрывалом. Так радостно, так светло стало. А что же это за пушистое покрывало такое?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята. Это снег, а как можно охарактеризовать снег? Какой он?

дети с помощью воспитателя подбирают определения к слову «снег» («белый, холодный, чистый, пушистый, искристый, серебристый, кристаллический, липкий, рассыпчатый, мокрый).

- Снег что делает?

Подбор глаголов к слову «снег» (идет, падает, ложится, кружится, вьется, скрипит, лепится, искрится).

- Что получается, когда нападает много снега? (сугробы)

- Как называется, когда идет сильный снег, такой, что ничего и не видно? (снегопад)

- А когда снег идет, да еще и ветер, холодно, брр, что это? (метель)

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Жил однажды тролль, злющий - презлющий. Но однажды он был в хорошем настроении и смастерил волшебное зеркало, которое решил подарить Снежной Королеве. Давайте посмотрим в окошко и представим, как она пролетает на быстрых, как ветер, санях… Уехала далеко-далеко, на Северный полюс. (Дети смотрят в окно и воображают). А какой вы себе представляете Снежную Королеву?

Высказывания детей.

Воспитатель: вот как, вы представляете себе Снежную Королеву, хорошо.

Только ехала она так быстро, что зеркало уронила, одни осколки остались.

А ведь если хоть один крошечный осколок заколдованного зеркала попадет кому-нибудь в сердце или в глаз, то человек станет злым, все вокруг ему будет казаться уродливым и безобразным. Как это случилось с Каем, добрым мальчиком из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».

- Что же делать, ребята? (Выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

- Может, мы попробуем его собрать? А для того, чтобы его собрать, нужно выполнить все задания на осколках, которые придумала Снежная Королева.

«В моём царстве зимы студёные,

Отдыхали лучше бы дома вы.

Я ветром северным засвищу,

Вас я в льдинки превращу.

Снегу сыпаться повелю!

Все пути, дороженьки завалю.

Если встречусь вам на дороженьке,

Заморожу рученьки, ноженьки»!

Воспитатель: ребята, вы не испугались угроз Снежной Королевы?

- Как вы думаете, какими надо быть, чтобы справиться с заданиями?

Дети: (версии детей).

- Да, нам поможет в этом дружба и смекалка. А кто из вас умеет дружить?

- Как вы думаете, кого можно назвать другом?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте присядем и попробуем все вместе справиться с этим нелегким заданием, попробуем собрать осколки зеркала.

1. ОСКОЛОК. ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

ВОСПИТАТЕЛЬ достает свиток

Снежная Королева забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю… снег

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки

На поселки, на лужок все снижается….снежок

Вот веселье для ребят все сильнее…. снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки

Словно в белый пуховик нарядился…снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой… снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег

Воспитатель: Вот и выполнили первое задание, подсказали нужные слова. Давайте найдем осколку его место.

(Ребенок прикладывает осколок к основе зеркала)

2. ОСКОЛОК: «СТАРЫЕ ВЕЩИ»

Воспитатель: Прислушайтесь, слышите, кто-то плачет – это старые вещи (бутылка из-под лимонада и фломастер). Дети рассматривают предметы.

- Давайте подумаем, как можно продлить «жизнь» этим предметам? Для чего они еще могут служить?

Ответы детей: - я думаю, что из нее можно сделать горшок для цветов или совок для снега или сыпучих продуктов;

- а я думаю, что можно сделать воронку, а из фломастера я бы сделала качели для куклы или бигуди для волос;

- можно сделать, если распилить на части макароны для игры в «Магазин» и т. д.

Воспитатель: Вот и со вторым заданием справились.

(Ребенок прикладывает второй осколок)

3. ОСКОЛОК. «МЕТЕЛЬ»

Физкультминутка.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо – карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Воспитатель: Справились еще с одним нелегким заданием.

(Ребенок прикладывает третий осколок).

Воспитатель: Нам нужно спешить выполнить все задания и поскорее собрать все осколки. Присаживайтесь.

4. ОСКОЛОК. ИГРА «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

- Посмотрите - это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и сказать, куда она переместилась. Закончите предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под елку.

Снежинка лежит…. на ветке.

Снежинка опустилась ….за елкой.

Снежинка лежит…. около елки.

-Молодцы, ребята справились и с этим заданием

.Ребенок прикладывает следующий осколок.

- Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли)

- А как можно согреться?

(дети предлагают свои варианты)

- Правильно, а еще чтобы согреться, надо хорошо потрудиться. Снежная королева предлагает вам создать своими руками заснеженные веточки.

5. ОСКОЛОК «ЗАСНЕЖЕННЫЕ ВЕТОЧКИ»

- Как можно это сделать? (показ, объяснение)

Сухие веточки деревьев, кустарников; клей ПВА, кисточки, влажные салфетки; шарики пенопласта.

- посмотрите, какие красивые заснеженные веточки у нас получились! И задание Снежной Королевы мы выполнили, приложите последний осколок разбитого зеркала.

Ребенок прикладывает последний осколок.

Воспитатель: какое же чудо произошло?

Ответы детей: Мы справились со всеми заданиями. Собрали из осколков зеркало, и теперь никто не пострадает от злого умысла тролля и Снежной Королевы. Никто не станет злым.

Воспитатель: Что нам помогло справиться с этим нелегким заданием?

Ответы детей: Ум, смекалка, доброта, дружба и т. д.

Воспитатель: правильно, сообща, вместе можно преодолеть любое препятствие, выполнить любое задание, справиться с любыми трудностями.

Итог занятия:

- Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии.

- А теперь давайте посмотрим в это замечательное зеркало и улыбнемся друг другу.

Спасибо за старание.

Публикации по теме:

Кружковая работа Кружковая работа «Театр Сказка» Направление: художественно – эстетическое Возраст детей: 5 – 6 лет Количество занятий: 2 в месяц Пояснительная.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Комплексное занятие для подготовительной речевой группы, с элементами ТРИЗ технологий
Опубликовано: 21 декабря 2012 в 13:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по аппликации с использованием природного материала «Осеннее дерево»
Скоро начнется золотая пора- осень! А кто не любит прогуляться по парку с детьми, внуками ранней осенью, когда под ногами шуршат разноцветные листья! Дети и...
Мое участие во флешмобе в день города. Фоторепортаж с места событий
Вот там, в середине, во втором , синем ряду я стою - принимала участие в городском Флешмлбе 5 Августа в день города Белгорода! Так хотелось поделиться с...
Стихотворение «Лето»
Лето - это ярко. Лето - это жарко. Летом мы купаемся, Природой наслаждаемся. Это вкус арбуза, Аромат цветов. Ягода в корзинках И море грибов....
Индивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы семейного детского...
В рамках проекта «Огород», разработанного для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста, дети изучают агротехнику различных...
Конспект творческо-познавательного занятия «Яблочный Спас угостит яблочком нас»
Раздался стук в дверь. В группу, с полным ведром яблок, вошла Валюша. «На те вам, к празднику, ешьте». Дверь закрылась, Валюша убежала домой, а...