Комплексное занятие для подготовительной речевой группы, с элементами ТРИЗ технологий

Татьяна Напримерова
Комплексное занятие для подготовительной речевой группы, с элементами ТРИЗ технологий

Тема: «Четыре времени года. Зима».

Цель: систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

1. Развивать сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные чувства, особенности состояния.

2. Закреплять знания детей о временах года и их признаках, формировать практические навыки словообразования и словоизменения; уточнять и расширять запас конкретных представлений о свойствах снега. Учить подбирать определения и глаголы. Развивать творческое воображение детей, используя прием активизации мышления – мозговой штурм.

3. Развивать фантазию детей, речь, активность и самостоятельность; желание делать добрые дела.

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся возле стульчиков, расставленных полукругом.

Воспитатель: Ребята, сейчас на стульчик садится тот, кто ответит на мой вопрос:

- какое сегодня число?

- какой сегодня день недели?

- какой день недели был вчера?

- какой будет завтра?

- когда ты вырастешь, кем будешь – мужчиной или женщиной?

- назови день своего рождения.

- кто такая бабушка?

- кто больше – тигр или слон?

И т. д.

Молодцы, все правильно ответили на вопросы. А теперь, давайте улыбнемся друг другу и гостям, и мысленно пожелаем всем здоровья, удачи и хорошего настроения.

- Посмотрим, как вы отгадаете загадку:

Река подо льдом, все бело кругом,

Метелица вьется, как время зовется?

- А почему вы считаете, что это зима?

- А сейчас какое время года? По каким признакам мы узнаем зиму?

Воспитатель: Молодцы, все правильно.

Постаралась зима. Покрыла всю землю белым пушистым покрывалом. Так радостно, так светло стало. А что же это за пушистое покрывало такое?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята. Это снег, а как можно охарактеризовать снег? Какой он?

дети с помощью воспитателя подбирают определения к слову «снег» («белый, холодный, чистый, пушистый, искристый, серебристый, кристаллический, липкий, рассыпчатый, мокрый).

- Снег что делает?

Подбор глаголов к слову «снег» (идет, падает, ложится, кружится, вьется, скрипит, лепится, искрится).

- Что получается, когда нападает много снега? (сугробы)

- Как называется, когда идет сильный снег, такой, что ничего и не видно? (снегопад)

- А когда снег идет, да еще и ветер, холодно, брр, что это? (метель)

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Жил однажды тролль, злющий - презлющий. Но однажды он был в хорошем настроении и смастерил волшебное зеркало, которое решил подарить Снежной Королеве. Давайте посмотрим в окошко и представим, как она пролетает на быстрых, как ветер, санях… Уехала далеко-далеко, на Северный полюс. (Дети смотрят в окно и воображают). А какой вы себе представляете Снежную Королеву?

Высказывания детей.

Воспитатель: вот как, вы представляете себе Снежную Королеву, хорошо.

Только ехала она так быстро, что зеркало уронила, одни осколки остались.

А ведь если хоть один крошечный осколок заколдованного зеркала попадет кому-нибудь в сердце или в глаз, то человек станет злым, все вокруг ему будет казаться уродливым и безобразным. Как это случилось с Каем, добрым мальчиком из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».

- Что же делать, ребята? (Выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

- Может, мы попробуем его собрать? А для того, чтобы его собрать, нужно выполнить все задания на осколках, которые придумала Снежная Королева.

«В моём царстве зимы студёные,

Отдыхали лучше бы дома вы.

Я ветром северным засвищу,

Вас я в льдинки превращу.

Снегу сыпаться повелю!

Все пути, дороженьки завалю.

Если встречусь вам на дороженьке,

Заморожу рученьки, ноженьки»!

Воспитатель: ребята, вы не испугались угроз Снежной Королевы?

- Как вы думаете, какими надо быть, чтобы справиться с заданиями?

Дети: (версии детей).

- Да, нам поможет в этом дружба и смекалка. А кто из вас умеет дружить?

- Как вы думаете, кого можно назвать другом?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте присядем и попробуем все вместе справиться с этим нелегким заданием, попробуем собрать осколки зеркала.

1. ОСКОЛОК. ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

ВОСПИТАТЕЛЬ достает свиток

Снежная Королева забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю… снег

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки

На поселки, на лужок все снижается….снежок

Вот веселье для ребят все сильнее…. снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки

Словно в белый пуховик нарядился…снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой… снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег

Воспитатель: Вот и выполнили первое задание, подсказали нужные слова. Давайте найдем осколку его место.

(Ребенок прикладывает осколок к основе зеркала)

2. ОСКОЛОК: «СТАРЫЕ ВЕЩИ»

Воспитатель: Прислушайтесь, слышите, кто-то плачет – это старые вещи (бутылка из-под лимонада и фломастер). Дети рассматривают предметы.

- Давайте подумаем, как можно продлить «жизнь» этим предметам? Для чего они еще могут служить?

Ответы детей: - я думаю, что из нее можно сделать горшок для цветов или совок для снега или сыпучих продуктов;

- а я думаю, что можно сделать воронку, а из фломастера я бы сделала качели для куклы или бигуди для волос;

- можно сделать, если распилить на части макароны для игры в «Магазин» и т. д.

Воспитатель: Вот и со вторым заданием справились.

(Ребенок прикладывает второй осколок)

3. ОСКОЛОК. «МЕТЕЛЬ»

Физкультминутка.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо – карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Воспитатель: Справились еще с одним нелегким заданием.

(Ребенок прикладывает третий осколок).

Воспитатель: Нам нужно спешить выполнить все задания и поскорее собрать все осколки. Присаживайтесь.

4. ОСКОЛОК. ИГРА «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

- Посмотрите - это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и сказать, куда она переместилась. Закончите предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под елку.

Снежинка лежит…. на ветке.

Снежинка опустилась ….за елкой.

Снежинка лежит…. около елки.

-Молодцы, ребята справились и с этим заданием

.Ребенок прикладывает следующий осколок.

- Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли)

- А как можно согреться?

(дети предлагают свои варианты)

- Правильно, а еще чтобы согреться, надо хорошо потрудиться. Снежная королева предлагает вам создать своими руками заснеженные веточки.

5. ОСКОЛОК «ЗАСНЕЖЕННЫЕ ВЕТОЧКИ»

- Как можно это сделать? (показ, объяснение)

Сухие веточки деревьев, кустарников; клей ПВА, кисточки, влажные салфетки; шарики пенопласта.

- посмотрите, какие красивые заснеженные веточки у нас получились! И задание Снежной Королевы мы выполнили, приложите последний осколок разбитого зеркала.

Ребенок прикладывает последний осколок.

Воспитатель: какое же чудо произошло?

Ответы детей: Мы справились со всеми заданиями. Собрали из осколков зеркало, и теперь никто не пострадает от злого умысла тролля и Снежной Королевы. Никто не станет злым.

Воспитатель: Что нам помогло справиться с этим нелегким заданием?

Ответы детей: Ум, смекалка, доброта, дружба и т. д.

Воспитатель: правильно, сообща, вместе можно преодолеть любое препятствие, выполнить любое задание, справиться с любыми трудностями.

Итог занятия:

- Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии.

- А теперь давайте посмотрим в это замечательное зеркало и улыбнемся друг другу.

Спасибо за старание.

Публикации по теме:

Кружковая работа Кружковая работа «Театр Сказка» Направление: художественно – эстетическое Возраст детей: 5 – 6 лет Количество занятий: 2 в месяц Пояснительная.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Комплексное занятие для подготовительной речевой группы, с элементами ТРИЗ технологий
Опубликовано: 21 декабря 2012 в 13:53
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...