МААМ-картинки

Комплексное занятие для старших дошкольников «Плывет над Россией колокольный звон»

Игитова Надежда Вильямовна
Комплексное занятие для старших дошкольников «Плывет над Россией колокольный звон»

Плывет над Россией колокольный звон.

Комплексное занятие для старших дошкольников.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Публикация «Комплексное занятие для старших дошкольников „Плывет над Россией колокольный звон“» размещена в разделах

Цели: формировать знания о колоколах и колокольных звонах; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, расширять представления детей о культуре своего народа, языке и обычаях; развивать творческую активность; познакомить со свойствами материалов (металла древесины, глины, стекла); совершенствовать игровые навыки, учить детей лепке из целого куска.

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, интерес, радость) при проведении комплексно-тематического мероприятия; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в конкурсах и играх; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей его содержанию; высказывать свою точку зрения, рассуждает и дает необходимые пояснения; активно участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование: колокольчики из различных материалов металлические, стеклянные, глиняные, деревянные, пластилин.

Музыкальное сопровождение: праздничные пасхальные звоны и песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Архангельские колокола» – праздничный звон, свадебный звон, вечерний звон. Э. Григ «Колокольный звон». Г. Свиридов «Звонили звоны». Романс «Колокольчики мои».

Содержание организованной деятельности детей.

1. Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку Вот цветочки синий цвет,

С язычком, а звука нет Колокольчик

Я хочу вам подарить колокольчики (воспитатель раздает всем по цветочку, дети рассматривают). Давайте послушаем красивый романс, посвященный этому цветочку.

(прослушивание романса).

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов.

Понтий Мироний Павлин Милостивый (353-431гг.) епископ Ноланский. однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) после поездки по своей епархии. И присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Удивительное, сказочной красоты место очаровывало, располагая к тому, чтобы прилечь и немного помечтать. Волшебные грёзы понесли его мысли в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались с облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали  колокольчики за тонкие стебли, колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Понтию Миронию захотелось поделиться услышанным со всеми людьми, но как это сделать. Святой Павлин поспешил в Нолу и сразу заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор все мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.

Многие века эта история считалась непререкаемой истиной. Только около 300 лет назад, археологи обнаружили, что колокола пришли к людям из глубокой древности, — о них знали ещё египтяне.

3. Колокола на Руси.

Первое упоминание о колоколах на Руси найдено в Новгородской летописи в 1066 году. Древнейший из сохранившихся колоколов (начало XII века, по преданию, привезен в новгородский Антониев монастырь основателем его из Рима.

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, положил начало литью колоколов в России.

Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон».

Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают, И вот настает момент, когда колокол рождается. Веревки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют, С трудом поднимают с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегают.

Колокола льют сейчас, так же как и в старину, по описаниям прадедов и дедов. Колокол словно живое существо. Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь повелел отрубить ему уши. Как человек, колокол имеет уши, плечи, язык, туловище. Возьмите в руки колокольчики, давайте разберем, где у колокольчика, уши? язык? плечи? туловище?

С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно, маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола : до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.

О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.

Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится?

Самый большой колокол – Царь-колокол, Он весит 200 тонн, Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь – колокол в Московском Кремле и является уникальным историческим памятником России.

- Как вы думаете, отчего зависит звук колокола?

От материала, из которого изготовлен колокол. Для отливки требуются красная и зеленая медь, олово, проволочное железо, серебро. Точный состав для отливки знали только колокольные мастера, который они не выдавали даже под пыткой. Колокольные мастера пользовались особым почетом и уважением. Обучались мастерству долго…

Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук также во многом, зависит от него – из какого материала он сделан, его формы и веса. Человек, который играет на музыкальном инструменте, под названием колокол называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит виртуозность и мастерство, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – целая наука.

Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призыв к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди.

Красный звон – целый день на большие праздники.

4. Слушание колокольных звонов.

Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.

Для того, чтобы звуки колокола были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те далекие времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьев, Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дернуть за веревку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления в нутрии себя, исцеления от болезней.

Послушайте стихотворений

Колокол дремавший 

Разбудил поля, 

Улыбнулась солнцу 

Сонная земля.

Понеслись удары 

К синим небесам, 

Звонко раздается 

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.  

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С. Есенин

1914  (Колокольчик в стихах)

5. Сказка.

Послушайте английскую сказку, она о том, как появились колокольчики.

В давние времена жила маленькая девушка-эльф, которую звали Незабудкой. Она была очень красива и романтична. Услышала она однажды красивые далёкие звуки. Это были удары колоколов деревенской церкви, смягчённые до необычайной нежности дальностью расстояния. Божественные звуки привели её в восторг и так ей полюбились, что она объявила: Тот, кто сумеет смастерить колокольчик, который будет издавать такие же милые и нежные звуки, тому отдаст она свою руку и сердце. Что тут началось! И какие только чудеса выдумки ни проявляли маленькие эльфы. Но у них ничего не получилось. Только один маленький эльф не собирался сдаваться. Он догадался прибегнуть к помощи фей и попросил их подсказать ему, как сделать  чудесные колокола, которые принесут гармоничные звуки в царство эльфов. Надо сказать, что феи были озорными созданиями и очень охотно делали всякие волшебные вещицы. Идея эльфа пришлась им по вкусу, и они с азартом принялись за дело. Из кусочков небесного свода феи сотворили крохотные колокольчики. Эти колокольчики они повесили на зелёные стебельки и вложили в них по маленькому обломку звёзд.

Когда прошла волшебная ночь, и лёгкий утренний ветерок встряхнул слега опущенные  головки колокольчиков, то к удивлению и восторгу эльфов послышался красивый звон. Никогда ещё в их царстве не раздавались подобные звуки. Тихие, нежные и чистые, казалось, они воплотили самые чудесные звуки вселенной. А что же маленькая Незабудка? Она побежала прямо к тому месту, откуда разносились чарующие звуки, обвила руками шею Эльфа и поцеловала его.

6. Игра «Жмурки».

Уже стало традицией привозить из путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, из разных материалов, но всегда они напоминают о том месте, которое вы посетили. В Ясной Поляне в гончарной мастерской тоже делают колокольчики из глины с особой росписью. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Вспомните, пожалуйста, где можно встреть колокольчик

Ответы детей.

7. Из какого материала сделан, колокольчик.

На столе лежат колокольчики из различных материалов. Возьмите, каждый по колокольчику, попробуйте колокольчик на ощупь, возьмите за ушко, встряхните, услышите звуки. Расскажите, каждый о своем колокольчике и о звуке, который он издает.

Металлический - гладкий, холодный, блестящий, звук – звонкий, долгий.

Глиняный – шершавый, теплый, звук – глухой, тихий

Стеклянный – прозрачный, гладкий, холодный, звук – громкий, звонкий.

Деревянный – теплый, шершавый, звук – глухой, тихий.

Возьмите, колокольчики в руки и давайте устроим Красный звон.

Звучит запись колокольного звона, дети помогают своими колокольчиками.

8. Лепка. Методика проведения лепки. Рассмотреть с детьми колокольчики, подчеркнуть форму. Объяснить детям, что такие формы лепятся из целого куска. Показать, как это делается. В процессе работы обращать внимание на усвоение нового приема лепки.

9. Рефлексия.

- Назовите музыкальный символ России.

- Чем сказка отличается от легенды.

- В каких случаях звучат колокола.

- Из каких материалов делают колокола, колокольчики.

- Дайте характеристику глиняным, металлическим, деревянным, стеклянным изделиям.

Публикации по теме:

Аппликация из геометрических фигур «Плывет, плывет кораблик»Аппликация из геометрических фигур «Плывет, плывет кораблик» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию нашу аппликацию. Цель: создание аппликации «Плывет, плывет кораблик». Задачи:.

День Победы (интегрированное занятие для старших дошкольников) ДЕНЬ ПОБЕДЫ (интегрированное занятие для старших дошкольников) Воспитательные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым.

Физкультурное занятие для старших дошкольников «Мы спортсмены»Физкультурное занятие для старших дошкольников «Мы спортсмены» Цель: Формирование основ здорового образа жизни, у детей старшего дошкольного возраста, укрепление здоровья. Задачи: - учить придумывать,.

Итоговая НОД по развитию речи «Полет над Россией» (подготовительная группа) Видео Цель: закрепление и совершенствование речевых умений и навыков Программные задачи: Образовательные: • Обогащать словаря детей словом «пейзаж»;.

Фотоотчет «Колокольный звон»Фотоотчет «Колокольный звон» Пасхальный звон Колоколов оставил след в сердцах детей. Когда ты слышишь звон колоколов, То на душе становиться спокойно… И кажется.

Конспект НОД «Плывет, плывет кораблик» Интегрированная неппрерывная образовательная деятельность «Аппликация из шерстяных ниток» на тему: «Плывет, плывет кораблик…» Программное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Голубой океан небес над Россией» (подготовительная группа) Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №233 ОАО "РЖД" КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная.

Мастер-класс «Колокольный звон»Мастер-класс «Колокольный звон» Здравствуйте, уважаемые коллеги. В нашем детском саду, накануне светлого праздника Пасхи, проходила акция под названием "Колокольный звон",.

Технологическая карта урока музыки в начальной школе «Великий колокольный звон» Таблица 3 – Технологическая карта урока музыки Раздел. Тема Раздел: «О России – песнь, что стремиться в храм» Тема: «Великий колокольный.

Занятие для старших дошкольников «Учимся справляться с гневом» Добрый день, дорогие коллеги! Спешу поделиться с вами занятием, полезным для регуляции психоэмоционального состояния детей. Цель: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие для старших дошкольников «Плывет над Россией колокольный звон»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 20:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД