Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента

любовь манченко
Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента

Тема занятия: Наш северный край.

Программное содержание: Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.

Осуществлять подготовку руки ребенка к письму, через пальчиковую гимнастику,дидактические упражнения, художественно-творческую деятельность с использованием природного и бросового материала.

Развивать познавательную активность детей в процессе речевого общения, интерес к произведениям народов Севера. Воспитывать любовь и уважение к близким людям и бережное отношение кокружающему миру.

Словарь: аркан-танзянь, загон, малица, береста, корневатик.

Материал к занятию: Силуэты малиц из цветного картона; цветные нитки, меховое

полоски, бусинки, косточки и семена растений; различные виды круп (рис,гречка,чечевица). Листы бумаги с точечным изображением снежинок; фломастеры голубого цвета. Силуэтное изображение следов медведя; оленя ; птицы. Кольцебросы,оформленные как аркан (танзян) оленевода. Загон для оленей, сделанный из деревянных прутьев. Имитация медвежьей берлоги и чума, хантыйская национальная одежда, амулеты с национальным орнаментом, предметы быта (берестяные туески,

корневатик, пороховница).Хантыйские игрушки (деревянная юла,куклы из ткани и меха).Изделия из бисера (накосницы, воротник,украшения для волос,шкатулка,игольница,футляр).Музыкальные записи по тематике занятия.

Предварительная работа:

1. Посещение Лянторского этнографического музея.

2. Просмотр театрализованного действия по мотивам хантыйской сказки

«Хлебушко»представленного работниками музея.

3. Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни народов

Северного края, сказок народов ханты, манси.

4. Подбор экспонатов и оформление выставки «Декоративное творчество народов ханты»

5. Проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях,особенностях одежды.

б. Выполнение различных заданий и упражнений в книжках-раскрасках и тетрадях по знакомству с национальным орнаментом.

7. Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала.

В. Выполнение работ с использованием разнообразного природного материала;бусинок,бисера.

9. Работа с тканью различной фактуры.

Ю. Вышивание иглой (пластмассовой) с цветными нитками на специальном панно.

11 .Разучивание и выполнение самостоятельно пальчиковой гимнастики по схемам

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я хочу вас пригласить в удивительную страну, которая находится совсем рядом с нами.

Звучит музыка народов Севера, дети входят в помещение оформленное под стойбище оленеводов: на переднем плане чум; чуть дальше загон для оленей; рядом на полу следы оленьих копыт; в глубине комнаты берлога медведя; недалеко от берлоги следы птиц.

Воспитатель: Чудесный, северный край. Чье это жилище перед нами? Как оно называется?

Ответы детей: Это жилище называется чум и живут в нем оленеводы. Воспитатель: Какие народы живут в таком жилище и занимаются оленеводством?

Ответы детей: ханты,манси, якуты, ненцы.

Воспитатель: Суров этот край, но люди здесь живут удивительные: смелые, закаленные, мастеровые. Длинными,зимними вечерами, занимаясь рукоделием, они рассказывают интересные сказки. Хотите послушать одну из таких сказок?

Ответы детей: Очень хотим.

Воспитатель: Тогда, вот вам волшебные талисманы, надевайте их, располагайтесь поудобнее у чума, и слушайте северную сказку, (звучит тихая музыка)

Воспитатель рассказывает сказку:

Жила - была одна женщина со своими детьми. Часто мать занималась шитьем, а дети в

это время играли. Она много работала и уставала. Однажды попросила мать своих

детей помочь ей дошить малицу. Но напрасно, никто из детей не захотел работать.

Огорчилась женщина, оставила работу незаконченной, взяла в руки перышки,

привязала к рукам - стали они крыльями, малица ее тоже покрылась перьями,

превратилась она в птицу и улетела. Наигрались дети, проголодались, вернулись

домой, а матери нет. Это черный шаман забрал ее к себе, чтобы она ему вечно

служила.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему мама улетела птицей?

Ответы детей: Потому что дети не помогали ей.

Воспитатель: Как бы вы поступили на месте этих детей? Что бы почувствовали если

такое случилось с вашей мамой?

Ответы детей: Мы всегда помогаем своим мамам, ведь они очень устают и надо о них заботиться. И если бы с ними такое случилось, было бы очень грустно без мам.

Воспитатель: Я думаю что и этим детям плохо без мамы. Давайте мы попробуем отыскать ее, и вернуть к деткам. Согласны со мной?

Положительные ответы детей.

Воспитатель: Тогда не будем терять времени. Нам предстоит нелегкий путь пройти. Не испугаетесь трудностей?

Дети переходят от чума к загону для оленей.

Воспитатель: Ребята посмотрите, чьи это следы?

Ответы детей: Это следы оленей.

Воспитатель: Но где же олени? Ведь загон пуст, неужели здесь тоже побывал шаман?

Это он разогнал всех оленей, нужно отыскать их и собрать в загон.

Дети двигаются по следам, имитируя «оленей» Проводится игра «Поймай оленя»

Цель игры: Набросить аркан на оленя (кольцеброс) и подтянуть его.

Воспитатель: Ну что, справились с заданием, всех оленей собрали?

Положительные ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте пересчитаем всех оленей.

Дети пересчитывают собранных оленей.

Воспитатель: Сколько оленей вы собрали в загон? Что у вас получилось?

Ответы детей: В загоне 10 оленей. Получилось большое стадо.

Воспитатель: Молодцы ребята, настоящие оленеводы. А сейчас пора дальше идти. Но

что это за странный черный сугроб? Что-то здесь не так.

Ответы детей: Это не сугроб, а берлога, в которой спит медведь.

Воспитатель: Тише, тише ребята,если вы знаете кто спрятался под снегом, покажите

мне пальчиками и я все пойму.

Дети выполняют пальчиковое упражнение «Медведь»

Воспитатель: Отчего- же снег на берлоге черный? Наверное, это снова проделки черного шамана. Давайте исправим его недоброе колдовство.

Дети выполняют упражнение «Обведи по точкам» и укрывают «чистыми»

снежинками берлогу.

Воспитатель: Вот и еще одно испытание позади, я горжусь вами. Идем дальше.

Посмотрите здесь снова чьи-то следы.

Ответы детей: это следы птиц.

Воспитатель: Какие птицы водятся в нашей местности?

Ответы детей: Глухари, куропатки, тетерев и. т. д

Воспитатель: Вспомните, ребята, в кого превратилась мама? Может это она указывает

нам путь?

Дети двигаются по следам «птицы» имитируя взмах крыльями.

Воспитатель: Мы попали в чудесную комнату, где много замечательных вещей из быта северных народов.

Дети узнают и коротко описывают предметы быта, украшения, одежду.

Воспитатель: Кто мог изготовить все это?

Ответы детей: Это могла изготовить мама деток.

Воспитатель: Ребята что не успела закончить мама, перед тем как обернулась птицей?

Ответы детей: Мама не закончила шить малицу.

Воспитатель: Давайте, мы тоже оставим игры, забавы и поможем маме закончить

малицу.

Дети берут за основу силуэты малиц из картона и украшают ее: мехом, цветныминитками, бисером, природным материалом и т. д. После окончания работы, они относят украшенные малицы к чуму, любуютсяподелками, оценивают работы, называют используемый материал.

Воспитатель: Ну что ж ребята, вот мы и сделали все что могли для того чтобы вернуть

маму домой к ее деткам. Вспомните, какой путь мы преодолели.

Ответы детей: Мы собрали в стадо оленей, поменяли снежинки на берлоге медведя,смастерили много новых малиц для мамы и ее деток.

Воспитатель: Вот как вы постарались. Теперь то мама обязательно вернется к своим деткам,и они снова заживут дружно и счастливо, и будут во всем помогать друг другу и конечно маме. А нам пора возвращаться ведь нас ждут наши друзья, которым хочется узнать о нашем путешествии.

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Экологический проект «По осенним тропинкам». Старшая группа Экологический проект «По осенним тропинкам». Актуальность. Наблюдение за детьми во время прогулок выявило несколько проблем. Во-первых,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента
Опубликовано: 19 октября 2012 в 19:57
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...