Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента

любовь манченко
Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента

Тема занятия: Наш северный край.

Программное содержание: Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.

Осуществлять подготовку руки ребенка к письму, через пальчиковую гимнастику,дидактические упражнения, художественно-творческую деятельность с использованием природного и бросового материала.

Развивать познавательную активность детей в процессе речевого общения, интерес к произведениям народов Севера. Воспитывать любовь и уважение к близким людям и бережное отношение кокружающему миру.

Словарь: аркан-танзянь, загон, малица, береста, корневатик.

Материал к занятию: Силуэты малиц из цветного картона; цветные нитки, меховое

полоски, бусинки, косточки и семена растений; различные виды круп (рис,гречка,чечевица). Листы бумаги с точечным изображением снежинок; фломастеры голубого цвета. Силуэтное изображение следов медведя; оленя ; птицы. Кольцебросы,оформленные как аркан (танзян) оленевода. Загон для оленей, сделанный из деревянных прутьев. Имитация медвежьей берлоги и чума, хантыйская национальная одежда, амулеты с национальным орнаментом, предметы быта (берестяные туески,

корневатик, пороховница).Хантыйские игрушки (деревянная юла,куклы из ткани и меха).Изделия из бисера (накосницы, воротник,украшения для волос,шкатулка,игольница,футляр).Музыкальные записи по тематике занятия.

Предварительная работа:

1. Посещение Лянторского этнографического музея.

2. Просмотр театрализованного действия по мотивам хантыйской сказки

«Хлебушко»представленного работниками музея.

3. Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни народов

Северного края, сказок народов ханты, манси.

4. Подбор экспонатов и оформление выставки «Декоративное творчество народов ханты»

5. Проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях,особенностях одежды.

б. Выполнение различных заданий и упражнений в книжках-раскрасках и тетрадях по знакомству с национальным орнаментом.

7. Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала.

В. Выполнение работ с использованием разнообразного природного материала;бусинок,бисера.

9. Работа с тканью различной фактуры.

Ю. Вышивание иглой (пластмассовой) с цветными нитками на специальном панно.

11 .Разучивание и выполнение самостоятельно пальчиковой гимнастики по схемам

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я хочу вас пригласить в удивительную страну, которая находится совсем рядом с нами.

Звучит музыка народов Севера, дети входят в помещение оформленное под стойбище оленеводов: на переднем плане чум; чуть дальше загон для оленей; рядом на полу следы оленьих копыт; в глубине комнаты берлога медведя; недалеко от берлоги следы птиц.

Воспитатель: Чудесный, северный край. Чье это жилище перед нами? Как оно называется?

Ответы детей: Это жилище называется чум и живут в нем оленеводы. Воспитатель: Какие народы живут в таком жилище и занимаются оленеводством?

Ответы детей: ханты,манси, якуты, ненцы.

Воспитатель: Суров этот край, но люди здесь живут удивительные: смелые, закаленные, мастеровые. Длинными,зимними вечерами, занимаясь рукоделием, они рассказывают интересные сказки. Хотите послушать одну из таких сказок?

Ответы детей: Очень хотим.

Воспитатель: Тогда, вот вам волшебные талисманы, надевайте их, располагайтесь поудобнее у чума, и слушайте северную сказку, (звучит тихая музыка)

Воспитатель рассказывает сказку:

Жила - была одна женщина со своими детьми. Часто мать занималась шитьем, а дети в

это время играли. Она много работала и уставала. Однажды попросила мать своих

детей помочь ей дошить малицу. Но напрасно, никто из детей не захотел работать.

Огорчилась женщина, оставила работу незаконченной, взяла в руки перышки,

привязала к рукам - стали они крыльями, малица ее тоже покрылась перьями,

превратилась она в птицу и улетела. Наигрались дети, проголодались, вернулись

домой, а матери нет. Это черный шаман забрал ее к себе, чтобы она ему вечно

служила.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему мама улетела птицей?

Ответы детей: Потому что дети не помогали ей.

Воспитатель: Как бы вы поступили на месте этих детей? Что бы почувствовали если

такое случилось с вашей мамой?

Ответы детей: Мы всегда помогаем своим мамам, ведь они очень устают и надо о них заботиться. И если бы с ними такое случилось, было бы очень грустно без мам.

Воспитатель: Я думаю что и этим детям плохо без мамы. Давайте мы попробуем отыскать ее, и вернуть к деткам. Согласны со мной?

Положительные ответы детей.

Воспитатель: Тогда не будем терять времени. Нам предстоит нелегкий путь пройти. Не испугаетесь трудностей?

Дети переходят от чума к загону для оленей.

Воспитатель: Ребята посмотрите, чьи это следы?

Ответы детей: Это следы оленей.

Воспитатель: Но где же олени? Ведь загон пуст, неужели здесь тоже побывал шаман?

Это он разогнал всех оленей, нужно отыскать их и собрать в загон.

Дети двигаются по следам, имитируя «оленей» Проводится игра «Поймай оленя»

Цель игры: Набросить аркан на оленя (кольцеброс) и подтянуть его.

Воспитатель: Ну что, справились с заданием, всех оленей собрали?

Положительные ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте пересчитаем всех оленей.

Дети пересчитывают собранных оленей.

Воспитатель: Сколько оленей вы собрали в загон? Что у вас получилось?

Ответы детей: В загоне 10 оленей. Получилось большое стадо.

Воспитатель: Молодцы ребята, настоящие оленеводы. А сейчас пора дальше идти. Но

что это за странный черный сугроб? Что-то здесь не так.

Ответы детей: Это не сугроб, а берлога, в которой спит медведь.

Воспитатель: Тише, тише ребята,если вы знаете кто спрятался под снегом, покажите

мне пальчиками и я все пойму.

Дети выполняют пальчиковое упражнение «Медведь»

Воспитатель: Отчего- же снег на берлоге черный? Наверное, это снова проделки черного шамана. Давайте исправим его недоброе колдовство.

Дети выполняют упражнение «Обведи по точкам» и укрывают «чистыми»

снежинками берлогу.

Воспитатель: Вот и еще одно испытание позади, я горжусь вами. Идем дальше.

Посмотрите здесь снова чьи-то следы.

Ответы детей: это следы птиц.

Воспитатель: Какие птицы водятся в нашей местности?

Ответы детей: Глухари, куропатки, тетерев и. т. д

Воспитатель: Вспомните, ребята, в кого превратилась мама? Может это она указывает

нам путь?

Дети двигаются по следам «птицы» имитируя взмах крыльями.

Воспитатель: Мы попали в чудесную комнату, где много замечательных вещей из быта северных народов.

Дети узнают и коротко описывают предметы быта, украшения, одежду.

Воспитатель: Кто мог изготовить все это?

Ответы детей: Это могла изготовить мама деток.

Воспитатель: Ребята что не успела закончить мама, перед тем как обернулась птицей?

Ответы детей: Мама не закончила шить малицу.

Воспитатель: Давайте, мы тоже оставим игры, забавы и поможем маме закончить

малицу.

Дети берут за основу силуэты малиц из картона и украшают ее: мехом, цветныминитками, бисером, природным материалом и т. д. После окончания работы, они относят украшенные малицы к чуму, любуютсяподелками, оценивают работы, называют используемый материал.

Воспитатель: Ну что ж ребята, вот мы и сделали все что могли для того чтобы вернуть

маму домой к ее деткам. Вспомните, какой путь мы преодолели.

Ответы детей: Мы собрали в стадо оленей, поменяли снежинки на берлоге медведя,смастерили много новых малиц для мамы и ее деток.

Воспитатель: Вот как вы постарались. Теперь то мама обязательно вернется к своим деткам,и они снова заживут дружно и счастливо, и будут во всем помогать друг другу и конечно маме. А нам пора возвращаться ведь нас ждут наши друзья, которым хочется узнать о нашем путешествии.

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Экологический проект «По осенним тропинкам». Старшая группа Экологический проект «По осенним тропинкам». Актуальность. Наблюдение за детьми во время прогулок выявило несколько проблем. Во-первых,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента
Опубликовано: 19 октября 2012 в 19:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...