Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Лариса Красненко
Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Тема: Русские народные календарные игры.

Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад №1» общеразвивающего вида

Пос. Ракитное, Белгородской области

Красненко Лариса Анатольевна

Цель: обобщить знания детей о русских народных календарных играх Белгородской области.

Задачи:

1. Организовать занятие как демонстрацию музейных экспонатов, поддерживать у детей интерес к такой форме работы, как музейная экскурсия, желание исполнять роль экскурсоводов. Развивать при этом произвольную память и выразительность речи старших дошкольников.

2. Расширить и обобщить знания детей об использовании народных игр в жизни русского народа.

3. Поддерживать у детей интерес к историческим событиям своей малой родины, её культуре и традициям.

Оборудование:

Атрибуты к играм, русские народные костюмы, экспонаты музея ДОУ

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов детьми, игры детей и взрослых, рассматривание музейных экспонатов – атрибутов к народным играм и праздникам.

Форма организации детей: подгрупповая.

Форма организации занятия – музыкально-литературная композиция.

Ход занятия.

Воспитатель: В нашем детском саду есть музей, где собраны предметы русского народного быта: русские народные костюмы, домашняя утварь, старинная посуда и т. д. (показать рукой на выставку музейных экспонатов). А сегодня мы с детьми познакомим вас с самыми необычными и интересными экспонатами нашего музея – народными играми Белгородской области.

Народные игры – часть культуры и жизни любого народа, в том числе и русского. Они всегда сопровождали и сопровождают в настоящее время человека от колыбели и до старости. Но, конечно содержание игр все время меняется.

В старину содержание игр и взрослых и детей было больше всего связано с народным календарем, точнее, с временами года. Выделялись два основных периода: - весенне – летний и осенне-зимний. Они отражали подготовку и ожидание урожая, и его уборку.

Начало времени летних игр на улице было связано, с особенностями природных условий. Играть на улице начинали с первых проталин. Дети, радуясь солнышку и весне, пели и играли веснянки, заклички. Послушаете:

Ребенок: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Вот уж зимушка проходит,

Снег и стужу прочь проводит.

Весну красну приводит.

Ребенок: Из старины глубокой

Ласточки летят,

Весело щебечут,

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К нам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость Вам несет!»

Ребенок: Весна-красна, что ты нам принесла?

Я вам принесла три угодьица:

Первое угодье – в лугах половодье!

Другое угодье – солнце на подворье!

Третье угодье – вам здоровье!

Ребенок: Жаворонки, прилетите!

Сани с дровнями уведите,

Соху с бороной привезите!

Нам зима надоела,

Она у нас весь хлеб поела.

Воспитатель.

- А некоторые заклички сопровождались пением, а потом стали игрой с пением. Одна из таких игр «Заря-заряница». Посмотрите.

(Слова игры: Заря-заряница, красная девица

По полю ходила

Ключи обронила,

Ключи золотые

Ленты голубые

Говорком: Раз, два не воронь, а беги, как огонь).

Воспитатель.

- Эта игра сопровождала Благовещенские гуляния. На этом празднике играли в такие игры, как «Бабочка и ласточка», «Воробей», «В ласточку», «Жаворонок», «Коршун», «Ворон» (показ игр на стенде). Вот, например, для игры «Воробей» (Дошкольнику о музейной педагогике, Тихонова О. Г., стр. 51) использовался мяч, но мячи были не резиновые, а из шерсти домашних животных или из остатков ткани. Посмотрите. (Проходит дальше вдоль стеллажа).

- В вот это не просто палки, а ходули. На них ходили. Игры с ходулями нравились не только детям, но и взрослым. (Дошкольнику о музейной педагогике, Тихонова О. Г., стр. 49).

- А мне нравится вот эта игра (Берет коробку с описанием игры). Она называется «Редька». (Обращаясь к детям) Мы с вами уже знакомы с ней. Хотите поиграть в эту игру?

Дети:

- Да.

Воспитатель.

- Ведущего в народных играх всегда выбирали считалкой. Говорили: «Надо посчитаться». Мы тоже так поступим. Саша, посчитай детей!

(Ребенок считалкой выбирает ведущего).

- Лена в игре будет «Ивашкой Поповым», а остальные «редькой». (Последний ребенок в ряду – «бабка»).

Воспитатель:

- Самым главным и самым интересным на Руси и Белгородской области тоже, всегда считался праздник Пасхи. Во время этого праздника взрослые и дети играли в игры с пасхальными яйцами. Смотрели, чье яйцо дольше покрутится, устраивали катание яиц вот с таких горок (показать, соревновались, чье яйцо крепче, иногда разбивали их о лоб играющих.

- А вот пасхальную игру «Золотые ворота» (программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 366, которую вы сейчас увидите, тоже любили не только дети, но взрослые.

Воспитатель.

- Во время зимних праздников «Рождества», «Зимних святок» – играли в другие игры. Это были разные игры со снегом, льдом. Например – «Взятие снежной крепости», «Арина», «Два мороза». Все эти игры знакомы детям и в наше время.

А вот интересную святочную игру «Дударь-дударище» в настоящее время почти забыли. Но нам она очень нравится, и мы в нее сейчас поиграем. Но ведущего вы выберем сговоркой, правда, это такой вид считалки который чаще использовался для командных игр. Так как сговорки помогали выбрать ведущего не по счету, а по сговору.

А делалось это так. (К воспитателю подходят двое детей и договариваются, кто будет, к примеру, конь вороной, кто хомут золотой или др. сговорка. А у детей спрашивает «Конь вороной или хомут золотой?» Дети хором отвечают. Если громче кричат конь, значит, будет ведущим, тот кто является конем в данной сговорке, или наоборот тот, кто называется - хомут золотой).

Ведущим в этой игре будет Света.

Слова игры: Дударь – дударище,

Старый – старичище

Мы его в колоду,

Мы его в бороду.

Дударь, что болит?

Дударь: Голова, (зубы). Плечо, (глаз). Живот (коленки).

Ничего не болит.

Воспитатель. Но в зимнее время и взрослые и дети много времени находились в помещении, в избе. И здесь играли в спокойные игры со словами и юмором.

Мы вам покажем одну народную игру Белгородской области под названием «Летят – не летят», (Программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 331)

Воспитатель.

Сегодня я вместе с детьми старшей группы были экскурсоводами в этом необычном музее (показать) и рассказали вам о его лучших экспонатах – народных играх Белгородской области. А лучших потому, что:

Игра у нас не развлеченье,

А с большим значением:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Чтоб уродилась пшеничка,

Колос, чечевичка,

На поле – копнами,

На столе пирогами.

Вот такими пирогами мы гостям и угощаем.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Я — педагог XXI века» Муз. руководитель: Здравствуйте, я рада снова видеть Вас. Давайте ещё поздороваемся с гостями, которые присутствуют.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Тема: Встреча весны. Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре.

Конспект познавательно-речевого занятия по ознакомлению детей средней группы с русским народным творчеством. "В гостях у трех медведей"[/b] Занятие проводится совместно с родителями, поэтому текст во всех подробностях. Цель:Научить детей правильно.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: создание условий для формирования у детей.

Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка»Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка» Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Изобразительная деятельность. Тема: «Весёлая ярмарка»./.

НОД во второй младшей группе по ознакомлению с русским народным творчеством «Дом, дом открой свою тайну» НОД во второй младшей группе по ознакомлению с русским народным творчеством “Дом, дом открой свою тайну” Цель: знакомство детей с устройством.

НОД «Знакомство детей 2–3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами) «Петушок, петушок» Тема: «Петушок, петушок». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать у детей радость от слушания.

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство детей с театром и с творчеством артиста юмористического жанра»Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство детей с театром и с творчеством артиста юмористического жанра» анятие по ознакомлению с окружающим на тему:» Знакомство детей с театром и с творчеством артиста юмористического жанра Уразметовым Ахатом.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Опубликовано: 20 мая 2016 в 21:37
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Далматин» в технике объемное оригами.
Мастер – класс: «Далматин» в технике объемное оригами. Далматин – одна из самых элегантных и эффектных собак. В Англии ее назвали «Каретной собакой»,...
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...