Комплексное занятие по развитию речи и ОХЛ

Людмила Чеботарева
Комплексное занятие по развитию речи и ОХЛ

Занятие по развитию речи и ОХЛ в старшей группе «Б» МДОУ №10.

Тема: Звуковая культура речи. Звуки [Ш] и [Щ].

Обобщение темы «Деревья зимой».

Цели:

1) Образовательные:

- Учить выделять общий звук в словах, учить детей называть слова с заданным звуком, закрепить знания о согласных и гласных звуках.

- Продолжать учить согласовывать слова в предложениях. (Обр. обл. – «Коммуникация»)

- Закрепить знания о характерных признаках зимы и названия зимних месяцев

- Закрепить обобщающее слово «деревья». (Обр. обл. – «Познание»)

2) Развивающие:

- Развитие мелкой моторики руки, закрепить умение повторять узор по образцу.

- Развивать навык звукобуквенного анализа.

(Обр. обл. – «Здоровье», «Познание»)

3) Воспитательные:

- Воспитывать интерес к творческому рассказыванию. (Обр. обл. – «Худ. литература»)

Оборудование: волшебный мешочек, картинки для мешочка, рисунки зимней природы, портрет С. Я. Маршака, Медведь, Заяц и Лиса – ростовые игрушки, муз. оформление, рисунки 2 зонтиков.

Ход занятия.

I. Игровая мотивация.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку, сказку не простую, а зимнюю.

(Звучит музыка в гостях у сказки.) (Обр. обл. – «Худ. тв-во»)

А попадёт в неё тот, кто правильно подберёт слово.

Беседа.

- Зима какая?. (Обр. обл. – «Коммуникация»)

- Молодцы. А знаете ли вы названия зимних месяцев, ведь именно они как быстрые кони помчат нас в сказку.

- Как называется 1 месяц зимы?. 2й?. 3й?.. (Обр. обл. – «Познание»)

Ознакомление с художественной литературой.

Портрет Маршака. (Обр. обл. – «Социализация», «Коммуникация»)

- Посмотрите, это портрет Самуила Яковлевича Маршака. Этот писатель написал стихи о каждом зимнем месяце. Послушайте.

Чтение стихотворения С. Маршака детьми «Декабрь. Январь. Февраль» из серии «Круглый год».

ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ

В декабре, в декабре Открываем календарь,

Все деревья в серебре. Начинается январь.

Нашу речку, словно в сказке, В январе, в январе

За ночь вымостил мороз, Много снегу на дворе.

Обновил коньки, салазки, Снег на крыше, на крылечке,

Ёлку из лесу привёз. Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печку,

В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая позёмка.

- Вот и примчались за нами сказочные кони, садимся в сани. Поехали!

Имитационно–игровое упражнение «Три белых коня».

(Под муз. из к/ф «Чарподеи» - Обр. обл. – «Худ. тв-во»)

Садимся на стульчики.

- Вот и попали мы в зимнюю сказку.

Звуковая гимнастика.

Звуки вьюги. Упражнение «Вьюга». (Обр. обл. – «Коммуникация»)

- Ох, как вьюга воет. Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з» (с усилением звука). Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом). Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м» (громко, низким голосом). Стонут берёзы: «М-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с».

Мини-итог. Рефлексия.

Мы с вами оказались в сказочном лесу. Какие же деревья в лесу нас встречали, кто запомнил?. (Обр. обл. – «Познание»)

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

К нам навстречу Зайчик, Зайчик – Побегайчик.

Зайчик любит поиграть, да не любит убирать. (Обр. обл. – «Социализация»)

Бросил вместе все вещички, а теперь не знает, во что же зимой детки играют?

Помогите зайчику, назовите только те предметы, которые нужны для зимних игр.

(Санки, коньки, лыжи, лопатка, ведёрко, клюшка, шайба) - Лишние предметы убирают.

- Ох. А это что такое. Всё корявое, кривое? (достаёт из мешочка буквы). Да это же буквы из нашей азбуки, но мы же в волшебном лесу и буквы сказочные, они мне что-то шепчут. Послушайте. (Обр. обл. – «Коммуникация»)

Чистоговорка.

Показывает Ш.

Ш-ш-ш-ш (повтор)

Ша-ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ши-ши-ши-ши – в садик ходят малыши.

Шу-шу-шу-шу – мы поели всю лапшу.

Ши-ши-ши-ши – и теперь сидим в тиши.

- Какой звук вы услышали? [Ш]

Какие слова со звуком [Ш] вы сейчас слышали и произносили. (Разбор по строчкам)

Упражнение на развитие фонематического слуха - «Звук заблудился»

А вот и вторая буква заговорила:

Миша дров не напил,

Печку кепками топил.

- Что такое, какими кепками? Разве можно печку кепками топить? Чем печку топят? Щепками.

- Правильно. Какой звук заблудился? [Щ].

Классификация звуков (гласные-согласные).

- Ребята. А в мешочке у зайца ещё буквы есть, и они разными голосами пищат, только тихо, их почти не слышно. Помогите им громкий голос обрести (показывает буквы – А, О, У, М, С).

- А кто догадается, почему одни буквы красные, другие чёрные?

-Правильно, звуки бывают гласные и согласные.

- Какие звуки мы называем гласными? Которые можно петь. У них красивый голос. Давайте споём. (А, О, У).

- А звуки, в которых есть не только голос, но и шум, как называются? Согласные.

Давайте и их произнесём. (М, С).

Зайчик вас благодарит и домой к себе спешит. (Обр. обл. – «Социализация»)

А на встречу из берлоги вылезает сам Медведь,

Он лесной хозяин строгий, хочет с вами песню спеть.

Физминутка. «В декабре». Выполнение движений под музыку.

(Обр. обл. – «Здоровье», «Худ. тв-во»)

1) Белые, белые в декабре, в декабре,

Елочки, елочки во дворе, во дворе.

Кружится, кружится и поет, и поет

Праздничный, праздничный хоровод, хоровод!

2) Скользкие, скользкие в декабре, в декабре,

Горочки, горочки во дворе, во дворе

Кружится, кружится и поет, и поет

Праздничный, праздничный хоровод, хоровод!

3) Звонкие, звонкие в декабре, в декабре,

Песенки, песенки во дворе, во дворе.

Кружится, кружится и поет, и поет

Праздничный, праздничный хоровод, хоровод!

Работа с прописью.

- К нам идет сама Лиса - рыжий хвост её краса.

По лесу она гуляла и свой зонтик потеряла,

Вот такой красивый был.

Показ картинки.

- Зонт никто не находил?

Если дождик или снег,

То намокнет лисий мех.

Помогите вы лисичке

Новый зонт разрисовать,

На узоры посмотрите,

Нужно так нарисовать.

(Обр. обл. – «Социализация»)

Анализ зонтика по полосочкам. (Обр. обл. – «Познание»)

Верхняя полосочка – круги-снежинки маленькие, вторая полосочка – дорожка, третья – горки, нижняя – большие круги-снежинки.

Выполнение работы. (Обр. обл. – «Здоровье» - мелкая моторика)

Релаксационное упражнение.

(Обр. обл. – «Здоровье»)

Мы писали, рисовали и, конечно, все устали.

Мы домой сейчас пойдем.

Перед нами вырос дом.

В этом доме умный гном. массажируем точку между бровей

Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит. массажируем точки на висках

Упражнение перед психомышечным расслаблением

Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем,

Руки выше поднимаем.

В кулачки зажали. Тихо посчитали:

1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Оказались за рулем —

Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали. Ехали — устали.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде

Едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги,

Отдыхают наши ноги.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Набежала черная туча —

Мы глаза зажмурим лучше.

Все лицо мы напрягаем,

Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Снег пошел и сильный ветер —

Задрожали наши дети. Все наше тело в напряженье,

Очень трудно без движенья.

1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.

Всем, конечно, очень нравится

Глаза закрыть, расслабиться.

Психомышечное расслабление.

Вот сейчас закроем глазки

Мы домой пришли из сказки.

III. Итог.

Рефлексия. (Обр. обл. – «Коммуникация»)

- Вот мы и дома.

Где мы с вами побывали? …

Кого мы в сказке повстречали? …

Какие звуки знаем мы? …

Какие признаки зимы? … (Обр. обл. – «Познание»)

Ну а деревья в сказке были? …

Какие они зимой? …

Названия деревьев вы не забыли? …

Подошёл занятию нашему конец, а тот, кто участвовал в нём – молодец.

(Звучит спокойная музыка).

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Автор публикации:
Комплексное занятие по развитию речи и ОХЛ
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 21:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....