Комплексное занятие познавательного цикла «Звали меня югорцем, землю мою — Югрой»

Залина Ваделова
Комплексное занятие познавательного цикла «Звали меня югорцем, землю мою — Югрой»

НОД (Ознакомление с окружающим).

Комплексное занятие познавательного цикла

Тема: «Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой(10 декабря 1930г.)

Слайд№1

Здравствуй, край

Мансийский милый

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой!

Цель: углубить знания детей о «малой» Родине ХМАО– Югре».

Задачи

Обучающие:

• изучение обычаев традиций народов ханты и манси

• закрепить знания о своеобразии жизни народов ханты и манси

Развивающие:

• развивать творческие способности детей

познавательные интересы, внимание

• логическое мышление, мелкую моторику

• зрительное восприятие и память.

Воспитывающие:

• воспитывать интерес к познанию родного края

• воспитывать нравственно- патриотические качества:

• гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.

Оборудование:

• ноутбук

• проектор, экран

• мультимедийная презентация: «Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой».

• эскизы символов (флага, герба) ХМАО - Югры.

• листы бумаги, фломастеры

• бубен

• небольшая выставка: «Здесь я вижу».

• национальные костюмы народа ханты.

• фильм «Живи Югра моя живи!»

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Вуща Вула! - Здравствуйте ребята!

(Давайте поздороваемся на хантыйском языке)

Дети. Здравствуйте! Вуща Вула!

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

В центр круга соберемся

И на место все вернёмся

Все друг - другу улыбнёмся, подмигнём

И занятие начнём!

Воспитатель. Ребята, я вчера получила пригласительную открытку. Давайте посмотрим, что в ней и от кого она.

Слайд №2 (изображение поселения и оленьей упряжки); (обратите ребята внимание на экран);

- «Дорогие друзья мы приглашаем Вас на празднование Дня рождения округа ХМАО – Югры 10 декабря. Наш адрес: поселение Мира, стойбище Добра и в каждом чуме ждут Вас удача и игра!» Мы за вами отправили оленью упряжку. Счастлива Вам добраться!

- Но перед тем как отправиться на празднования Дня рождения Округа скажите, знаете ли вы уголок России, в котором живёте?

Дети. Север, Ханты - Мансийский.

Воспитатель. Правильно! Но наш край можно назвать и по- другому: Югра, или ласково – Югория. А для нас с вами Югория стала «малой»Родиной, где мы живём. Как добрый друг всех вас приглашаю в наш край Югорский.

Воспитатель

- Ребята закроем глаза, а открыв, окажемся на стойбище Добра (так ханты и манси называют своё поселение).

Слайд №3 (обратите ребята внимание на экран);

-Так как нас звали в гости ко всем, смело зайдём в первый чум (это дом хантов и манси).

-Не забудьте поздороваться.

-Дети: Вуща Вула! Здравствуйте!

Слайд №4 (обратите ребята внимание на экран);

Здесь нам оставили письмо. Давайте прочтём его. Дети стойбища Добра оставили в нём свои рассказы под названием: «Край, в котором я живу».

Слайд № 5 (обратите ребята внимание на экран);

(фото- чум, женские наряды, грибы, ягоды, животные и др.).

«Давно это было, когда в этот старинный край пришли жители ханты и манси. Леса здесь были непроходимые, топкие. Суров был край, но богат очень: рыбой, ягодами и грибами, а зверья всякого полным- полно. Коренные народы - это те народы, которые жили здесь много лет назад и живут и теперь. Это ханты и манси. Поэтому округ, в котором мы живём, называется Ханты - Мансийский.

Слайд№6- 7 (обратите ребята внимание на экран);

Народ ханты - это очень трудолюбивый и добрый народ. Ханты любят ловить рыбу, охотится, собирать ягоды и грибы, они разводят оленей, сочиняют сказки. А какие хантыйские женщины мастерицы красиво шить и вышивать бисером!

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты.

В переводе значит – человек.

-Ребята, ханты и манси очень гостеприимные народы они всегда встречают гостей с улыбкой.

-У нас немного времени, но мы постараемся зайти ко всем в чум (дом, чтобы поздравить и никого не обидеть.

Слайд№8 (обратите ребята внимание на экран);

(изображение шамана с бубном).

В следующем чуме нас ждет игра «Белый шаман».

Правила игры: играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. Водящий в центре круга. Это Белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если, получивший бубен, неправильно повторит ритм, он идёт в круг к шаману. Если играющий, получивший бубен, три раза подряд справится с заданием шамана, он становится новым шаманом.

Слайд №9 (изображение зверей и их следов). (обратите ребята внимание на экран);

А в э том чуме нам приготовили игру «Следопыт»

Правила игры: по следам определить животное и стрелками соединить животных и следы.

• Медведь

• Заяц

• Олень

• Лиса

(Раздать детям эскизы для работы).

Слайд №10 (обратите ребята внимание на экран);

(изображение старика).

-Здесь в следующем чуме ребята живёт старик. Он хочет научить нас говорить на хантыйском языке.

-Давайте попробуем. Повторяйте за мной!

-Вуй-аньсих - медведь

-Ёкым - сестра

-Касюм - брат

-Сюк - мать

-Тёть - отец

-Сянк – бабушка

-Нянь- хлеб.

-Молодцы! У вас здорово получилось.

Физкультминутка:

А теперь прошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились, разогнулись,

Вдох и выдох - улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

-Ребята старик в своём чуме оставил нам задания и попросил закончить их в срок. – И постараться от души ведь это будут наши подарки на День рождения! (обратите ребята внимание на экран);

Задание№1. Раскрасить по образцу герб ХМАО. Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве.

Молодцы! У нас теперь есть подарки для жителей стойбища Добра. Спасибо Вам ребята. Постарались вы на славу!

Задание№2. Отгадай-ка. Ребята загадки хантыйские и старик оставил вам подсказки смотрите на экран.

Слайд №11 (обратите ребята внимание на экран);

Загадки:

1. В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем. (Ушки зайца).

2. Волшебник на железе посреди чума сидит, и угостить может, и укусить может. (Огонь очага).

3. С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет, плачет. (Снег).

4. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс – лымс танцует. (Ветер дует,деревья качаются).

-Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

-Ни один праздник не должен пройти без радости и сюрпризов. Вам тоже народы ханты и манси дарят свои дары. И просят только об одном:

-Люби и знай свой край.

-И сохрани в нём эту красоту и жизнь для потомков. «Ханнэху пела саман» - (к людям со всем сердцем)

-Ребята я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм: о красоте нашего края, югорской природы и будем всегда беречь эту красоту, этот мир, который нам с вами подарен. Олтул олиэ! Олтул олиэ! Живите в гармонии с Водой, Землёй, Небом!

«ЖИВИ ЮГРА МОЯ ЖИВИ!» (обратите ребята внимание на экран);

-Вот и подошёл к концу наш праздник. Хочется верить ребята, что он вам запомнится. А сейчас я говорю вам спасибо и Осемасолум, что в переводе с хантыйского означает – до свидания.

Публикации по теме:

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество".

Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Природа нашего края» ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ» составила: педагог дополнительного образования.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Учимся считать
  • Космос
Автор публикации:
Комплексное занятие познавательного цикла «Звали меня югорцем, землю мою — Югрой»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 21:35
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...