Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста

Елена Малахова
Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста

Развитие эстетического восприятия

детей дошкольного возраста через приобщение

к произведениям искусства.

Методическая разработка интегрированного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Приобретаемые навыки детей (программное содержание):

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.

Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (литература, музыка, изобразительное искусство).

Продолжать развивать умение соотносить по содержанию живописный образ с музыкальным и поэтическим.

Формировать умение видеть, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа.

Обогащать речь детей эмоционально- эстетическими терминами.

Продолжать учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке. Обратить внимание детей на то, что весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды, поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, охристого.

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.

Особенности роли воспитателя:

1. И разнообразных использование разнообразных методов и приемов работы с детьми:

- Игровые приемы.

- Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей.

- Приемы обеспечения эмоционального интереса детей.

- Приемы активизации самостоятельного мышления и речи детей.

- Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся знания.

2. Организация физкультурных минуток.

3. Предварительная работа с детьми:

- Наблюдения за весенними изменениями в природе на участке детского сада.

- Разучивание стихов и песен о весне.

- Рассматривание иллюстраций весенних пейзажей.

Технологические особенности (оборудование):

- Репродукции картин: А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

- Музыкальные пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка», «Капель».

- Мультимедийный проектор, ноутбук.

- Для рисования – альбомные листы, краски акварельные, гуашь белая, кисти разного размера.

Организация работы:

На экране слайд № 1 с весенним пейзажем. Беседа с детьми.

Воспитатель:

- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда все живое пробуждается от зимнего сна и с ожиданием ждет тепла, солнца. И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи о пробуждении природы, композиторы – музыкальные произведения.

- Послушайте стихотворение, которое называется «Март» Н. Заболоцкого

Слайд № 2

(Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)

Оттепель после метели,

Только утихла пурга.

Разом сугробы осели,

И потемнели снега.

Скоро проснуться деревья.

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

Воспитатель:

- В каких строчках поэт говорит о приходе весны?

- Кто первым известят нас о приходе весны?

- Вы узнали музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало?

- Какая пьеса по – характеру?

- Что вы в ней услышали?

Воспитатель:

- Другой поэт И. Бунин в своем стихотворении прославляет весну.

- Другой поэт И. Бунин в своем стихотворении прославляет весну.

Слайд № 3

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада.

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой.

А ветер, мягкий и сырой.

Глаза тихонько закрывает.

Воспитатель:

- Давайте и мы с вами закроем глаза, послушаем музыку.

(Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Капель)

- Представьте голубое небо, бескрайние просторы, почувствуйте тепло от первых ласковых лучиков солнца.

(Дети закрывают глаза и слушают музыку)

Воспитатель:

- О чем композитор хотел рассказать нам, слушателям в этом музыкальном произведении.

- Какая пьеса по характеру?

Воспитатель:

- Эта пьеса называется «Капель». Композитор с помощью музыки передал нам журчание весенних ручьев. Переливы озорной капели карающей с крыш.

- Мы с вами услышали, как поэты и композиторы почувствовали и передали в своих произведениях приход весны, пробуждение природы, таяние снега.

- Давайте вспомним народную потешку «Пришла веснушка-весна».

(Дети становятся в хоровод)

Пришла весна – веснушка.

Веселая гостьюшка;

Водяная, ветреная,

Травяная, солнечная….

Дождиком в окошко –

Стук, стук, стук! (стучат кулачками по коленям)

Травкой у порожка –

Шух, шух, шух! (проводят ладонью об ладонь, имитируют шорох)

Ручейком в канавушках –

Жур, жур, жур!

Стали дни погожие, (вытягивают руки вперед)

Вот и мы, знать дожили (разводят руки в стороны)

До весны, до веснушки. (хлопают в ладоши)

До веселой гостьюшки!

Раздается стук, из-за ширмы появляется кукла – художник Карандашкин.

Карандашкин:

- Здравствуйте ребята! Я услышал веселое журчание ручейка. И решил посмотреть кто здесь?

Воспитатель:

- Здравствуй, Карандашкин! Мы с ребятами решили поговорить о весне.

Карандашкин:

- Замечательно! А я о весне знаю загадки. Давайте загадаю?

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Карандашкин:

- Правильно, молодцы. Вот еще одна загадка.

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Карандашкин:

- Правильно, молодцы, ребята.

Воспитатель:

- Сегодня Карандашкин мы говори о весне, о том, как композиторы и писатели радуются весне и передают свое радостное настроение нам в стихах и музыке.

Карандашкин:

- Вы забыли о художниках. Ведь они тоже радуются весне, подмечают пробуждение природы, показывают в своих картинах трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны. Вот пройдите в картинную галерею и сами все увидите.

Воспитатель и дети заходят в картинную галерею.

Воспитатель:

- Знаешь, Карандашкин, а ведь дети уже знакомы с репродукциями этих картин.

Слайд № 4 репродукция картины «Грачи прилетели».

Воспитатель задает вопросы детям:

- Как называется эта репродукция? («Грачи прилетели»)

- Кто написал картину «Грачи прилетели»? (Алексей Кондратьевич Саврасов)

- Что интересного увидел художник и отобразил в этой картине?

(Художник увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются тому, что вернулись в родные гнезда.)

- В какое время года мы можем увидеть это явление? (Весной)

- Какие краски использовал художник, чтобы передать характерную для весны цветовую палитру?

- Расскажите о грачах. Что они делают? (Ремонтируют гнезда)

- Зачем птицы ремонтируют гнезда? (Скоро у грачей появятся птенцы – грачата.)

Воспитатель:

- Правильно ребята. Вот как об этом времени рассказывает писатель Б. Коваль: «За деревней, на ветках старых берез, висят лохматые грачиные гнезда, плетенные из толстых прутьев. С прилетом грачей начинается на березах галдеж. Грачи кричат, горячатся, поправляя прошлогодние гнезда».

- Художник и писатель увидели это явление и каждый по своему об этом нам рассказал.

Слайд № 5 репродукция картины «Весна. Большая вода»

Воспитатель:

- Вот еще одна репродукция картины о весне.

- Как называется, кто написал? «Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан.

- Какое явление показал художник в картине?

- Как по-другому называется весенний разлив?

- Расскажите, на что художник хотел обратить наше внимание?

(Вода залила все вокруг. В воде стоят белые березки. Солнце светит ярко. Мы видим тени на берегу и в воде. Тени от деревьев отражаются в воде и кажется что они растут вверх и вниз.)

- Правильно, это делает пейзаж призрачным, загадочным.

- Ребята, какие чувства возникают у нас, когда вы смотрите на эти картины?

(Чувство нежности, от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты, от ожидания тепла, от расцвета природы).

Воспитатель:

- Сейчас я предлагаю вам стать художниками и передать свое весеннее настроение в рисунках. Все необходимое для творчества приготовил Карандашкин.

Акварельные краски, белая гуашь помогут вам найти сочетание цветов, которые предадут вашему рисунку легкость, нежность, спокойствие весеннего пробуждения.

Дети садятся за столы. Начинают рисовать. В процессе рисования воспитатель обращает внимание детей на композицию рисунка. На использование многообразной цветовой гаммы.

Для подведения итога занятия появляется Карандашкин.

Карандашкин:

- Ребята, какие замечательные рисунки вы нарисовали. Настоящие картины. Обязательно принесите их в мою галерею искусств. А я хочу подарить вам весенний подарок, чтобы настроение у вас было радостное, весеннее. Вот смотрите (показывает букет первоцветов).

Воспитатель:

- Ребята, какие это цветы? (Весенние подснежники).

Дети:

- Спасибо, Карандашкин. Мы, поставим цветы в вазу, и будем любоваться.

Дети вместе с воспитателем ставят цветы в вазу и вывешивают свои рисунки в картинной галерее.

Публикации по теме:

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

Презентация для детей «Что растет на огороде?». Тема: «Овощи». Младший возраст. Занятие-презентация для детей младшего возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий. Цели и задачи: 1. Образовательные.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 15:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...