Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста

Елена Малахова
Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста

Развитие эстетического восприятия

детей дошкольного возраста через приобщение

к произведениям искусства.

Методическая разработка интегрированного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Приобретаемые навыки детей (программное содержание):

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.

Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (литература, музыка, изобразительное искусство).

Продолжать развивать умение соотносить по содержанию живописный образ с музыкальным и поэтическим.

Формировать умение видеть, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа.

Обогащать речь детей эмоционально- эстетическими терминами.

Продолжать учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке. Обратить внимание детей на то, что весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды, поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, охристого.

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.

Особенности роли воспитателя:

1. И разнообразных использование разнообразных методов и приемов работы с детьми:

- Игровые приемы.

- Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей.

- Приемы обеспечения эмоционального интереса детей.

- Приемы активизации самостоятельного мышления и речи детей.

- Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся знания.

2. Организация физкультурных минуток.

3. Предварительная работа с детьми:

- Наблюдения за весенними изменениями в природе на участке детского сада.

- Разучивание стихов и песен о весне.

- Рассматривание иллюстраций весенних пейзажей.

Технологические особенности (оборудование):

- Репродукции картин: А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

- Музыкальные пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка», «Капель».

- Мультимедийный проектор, ноутбук.

- Для рисования – альбомные листы, краски акварельные, гуашь белая, кисти разного размера.

Организация работы:

На экране слайд № 1 с весенним пейзажем. Беседа с детьми.

Воспитатель:

- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда все живое пробуждается от зимнего сна и с ожиданием ждет тепла, солнца. И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи о пробуждении природы, композиторы – музыкальные произведения.

- Послушайте стихотворение, которое называется «Март» Н. Заболоцкого

Слайд № 2

(Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)

Оттепель после метели,

Только утихла пурга.

Разом сугробы осели,

И потемнели снега.

Скоро проснуться деревья.

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

Воспитатель:

- В каких строчках поэт говорит о приходе весны?

- Кто первым известят нас о приходе весны?

- Вы узнали музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало?

- Какая пьеса по – характеру?

- Что вы в ней услышали?

Воспитатель:

- Другой поэт И. Бунин в своем стихотворении прославляет весну.

- Другой поэт И. Бунин в своем стихотворении прославляет весну.

Слайд № 3

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада.

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой.

А ветер, мягкий и сырой.

Глаза тихонько закрывает.

Воспитатель:

- Давайте и мы с вами закроем глаза, послушаем музыку.

(Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Капель)

- Представьте голубое небо, бескрайние просторы, почувствуйте тепло от первых ласковых лучиков солнца.

(Дети закрывают глаза и слушают музыку)

Воспитатель:

- О чем композитор хотел рассказать нам, слушателям в этом музыкальном произведении.

- Какая пьеса по характеру?

Воспитатель:

- Эта пьеса называется «Капель». Композитор с помощью музыки передал нам журчание весенних ручьев. Переливы озорной капели карающей с крыш.

- Мы с вами услышали, как поэты и композиторы почувствовали и передали в своих произведениях приход весны, пробуждение природы, таяние снега.

- Давайте вспомним народную потешку «Пришла веснушка-весна».

(Дети становятся в хоровод)

Пришла весна – веснушка.

Веселая гостьюшка;

Водяная, ветреная,

Травяная, солнечная….

Дождиком в окошко –

Стук, стук, стук! (стучат кулачками по коленям)

Травкой у порожка –

Шух, шух, шух! (проводят ладонью об ладонь, имитируют шорох)

Ручейком в канавушках –

Жур, жур, жур!

Стали дни погожие, (вытягивают руки вперед)

Вот и мы, знать дожили (разводят руки в стороны)

До весны, до веснушки. (хлопают в ладоши)

До веселой гостьюшки!

Раздается стук, из-за ширмы появляется кукла – художник Карандашкин.

Карандашкин:

- Здравствуйте ребята! Я услышал веселое журчание ручейка. И решил посмотреть кто здесь?

Воспитатель:

- Здравствуй, Карандашкин! Мы с ребятами решили поговорить о весне.

Карандашкин:

- Замечательно! А я о весне знаю загадки. Давайте загадаю?

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Карандашкин:

- Правильно, молодцы. Вот еще одна загадка.

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Карандашкин:

- Правильно, молодцы, ребята.

Воспитатель:

- Сегодня Карандашкин мы говори о весне, о том, как композиторы и писатели радуются весне и передают свое радостное настроение нам в стихах и музыке.

Карандашкин:

- Вы забыли о художниках. Ведь они тоже радуются весне, подмечают пробуждение природы, показывают в своих картинах трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны. Вот пройдите в картинную галерею и сами все увидите.

Воспитатель и дети заходят в картинную галерею.

Воспитатель:

- Знаешь, Карандашкин, а ведь дети уже знакомы с репродукциями этих картин.

Слайд № 4 репродукция картины «Грачи прилетели».

Воспитатель задает вопросы детям:

- Как называется эта репродукция? («Грачи прилетели»)

- Кто написал картину «Грачи прилетели»? (Алексей Кондратьевич Саврасов)

- Что интересного увидел художник и отобразил в этой картине?

(Художник увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются тому, что вернулись в родные гнезда.)

- В какое время года мы можем увидеть это явление? (Весной)

- Какие краски использовал художник, чтобы передать характерную для весны цветовую палитру?

- Расскажите о грачах. Что они делают? (Ремонтируют гнезда)

- Зачем птицы ремонтируют гнезда? (Скоро у грачей появятся птенцы – грачата.)

Воспитатель:

- Правильно ребята. Вот как об этом времени рассказывает писатель Б. Коваль: «За деревней, на ветках старых берез, висят лохматые грачиные гнезда, плетенные из толстых прутьев. С прилетом грачей начинается на березах галдеж. Грачи кричат, горячатся, поправляя прошлогодние гнезда».

- Художник и писатель увидели это явление и каждый по своему об этом нам рассказал.

Слайд № 5 репродукция картины «Весна. Большая вода»

Воспитатель:

- Вот еще одна репродукция картины о весне.

- Как называется, кто написал? «Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан.

- Какое явление показал художник в картине?

- Как по-другому называется весенний разлив?

- Расскажите, на что художник хотел обратить наше внимание?

(Вода залила все вокруг. В воде стоят белые березки. Солнце светит ярко. Мы видим тени на берегу и в воде. Тени от деревьев отражаются в воде и кажется что они растут вверх и вниз.)

- Правильно, это делает пейзаж призрачным, загадочным.

- Ребята, какие чувства возникают у нас, когда вы смотрите на эти картины?

(Чувство нежности, от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты, от ожидания тепла, от расцвета природы).

Воспитатель:

- Сейчас я предлагаю вам стать художниками и передать свое весеннее настроение в рисунках. Все необходимое для творчества приготовил Карандашкин.

Акварельные краски, белая гуашь помогут вам найти сочетание цветов, которые предадут вашему рисунку легкость, нежность, спокойствие весеннего пробуждения.

Дети садятся за столы. Начинают рисовать. В процессе рисования воспитатель обращает внимание детей на композицию рисунка. На использование многообразной цветовой гаммы.

Для подведения итога занятия появляется Карандашкин.

Карандашкин:

- Ребята, какие замечательные рисунки вы нарисовали. Настоящие картины. Обязательно принесите их в мою галерею искусств. А я хочу подарить вам весенний подарок, чтобы настроение у вас было радостное, весеннее. Вот смотрите (показывает букет первоцветов).

Воспитатель:

- Ребята, какие это цветы? (Весенние подснежники).

Дети:

- Спасибо, Карандашкин. Мы, поставим цветы в вазу, и будем любоваться.

Дети вместе с воспитателем ставят цветы в вазу и вывешивают свои рисунки в картинной галерее.

Публикации по теме:

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

Презентация для детей «Что растет на огороде?». Тема: «Овощи». Младший возраст. Занятие-презентация для детей младшего возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий. Цели и задачи: 1. Образовательные.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 15:08
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...