Получи документы

Комплексное занятие по ознакомлению детей старшей группы с жизнью первобытных людей

Наталия Василенко
Комплексное занятие по ознакомлению детей старшей группы с жизнью первобытных людей

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно = исследовательская, художественная,

Цели: Знакомить детей с жизнью первобытных людей, расширять и обобщать знания детей о его развитии и становлении, создать эмоциональный настрой, вызвать желание войти в образ древнего человека, учить детей рисовать нетрадиционным способом (пальцами) на камнях.

Публикация «Комплексное занятие по ознакомлению детей старшей группы с жизнью первобытных людей» размещена в разделах

Планируемые результаты: Проявляет эмоциональную отзывчивость, принимает активное участие в играх: «Рыбалка»; «Добыча огня»; «Определи растение на вкус», может рассказать об изображенном на картине, составлять рассказ, отвечает на вопросы полными предложениями, принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование на камнях, пальцами).

Материал и оборудование: Роль первобытного человека исполняет второй воспитатель, большой камень с надписью,для входа в пещеру = музей; последовательность превращения обезьяны в человека (графические изображения, картины, иллюстрации о жизни и развитии древних людей, рисунки первобытных людей, деревянное копье, макет ручья; макет костра, плоскостные игрушки (рыбки); веточки укропа, деревянные палочки (на каждого ребенка по 2 штуки); небольшие плоские камни для рисовании ; гуашь,лист бумаги; кисточка; угощение (корзина с бананами).

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на необычайно большие следы, которые ведут к пещере и спрашивает:

Восп= ль: = Как вы думаете чьи это следы?

Дети: = Наверное это следы первобытного человека

Восп= ль: = Как же нам открыть вход в пещеру? Обращает внимание детей на надпись на камне : «Кто скажет самые волшебные слова,тот и войдет в пещеру!»

Дети по очереди говорят волшебные слова,вход в пещеру открывается,дети вместе с воспитателем заходят в нее.

Восп-ль = Ребята, это же пещера = музей.

Вдруг оживает скульптура первобытного человека.

Восп= ль: = Ой -ой, что здесь происходит? Видите, ребята до чего доводят волшебные слова, пещера то волшебная с превращениями Воспитатель и дети спрашивают у первобытного человека «Кто он?», «Откуда взялся?».Первобытный человек произносит неразборчивые слова, использует при этом жесты, мимику.

Восп-ль; - Ребята как вы думаете кто это?

Дети := наверное это первобытный человек.

Первобытный человек кивает головой,что-то говорит по- своему.

Восп-ль; - Много миллионов лет назад, Когда на земле не было такой жизни, как сейчас, на нашей земле жили вот такие люди. Их называли первобытными, или древнейшими людьми

= От кого произошел,откуда появился древнейший человек?

Дети: = От обезьяны.

Восп= ль: - Да, правильно человек произошел от обезьяны, вот посмотрите (показывает на иллюстрациях последовательность превращения обезьяны в человека)

Дети вместе воспитателем рассказывают о внешних изменениях обезьяны в человека. (голова, челюсть, лоб, нос).

= Древнейший человек ходил не на четырех ногах. а на двух,но при этом сильно наклонялся вперед. Руки свешивались до колен, он мог ими выполнять простую работу: Хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, мозг был больше, чем у обезьяны, но меньше,чем у современных людей. Говорить древнейший человек не мог, лишь издавал немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев, страх, предупреждали об опасности.

Воспитатель с детьми рассматривают другую картину: «Жизнь первобытных людей».Дети рассказывают в чем ходили люди, какую одежду носили, Воспитатель обобщает ответы детей.

Затем дети подходят к следующей картине и рассматривают чем питались древние люди.

Дети: = Они кушали траву, корешки, яйца черепах, плоды деревьев.

Воспитатель обобщает ответы детей, и дополняет, говорит, что, да они питались тем, что давала им природа. Такой способ пищи называется собирательством.

Тут внезапно в разговор вмешивается древний человек и предлагает воспитателю и детям покушать какие-то палочки. Воспитатель спрашивает у него : «Что это, съедобное? Мы не отравимся?». Первобытный человек качает головой (нет).Дети вместе с ним кушают зеленые палочки.

Восп-ль: = Вкус какого растения напоминают вам эти веточки?

Дети := Укропа.

Воспитатель вместе с детьми благодарит древнего человека за угощение и идут дальше. Педагог спрашивает у детей : «Ну, что наелись вы этими палочками?»

Дети := Нет конечно.

Восп= ль : = Да укропными веточками сыт не будешь. Людям нужно есть мясо А где его взять? Что делали древние люди?

Дальше дети вместе с воспитателем рассматривают картину «Охота первобытных людей».дети отвечают на каких животных они охотились (мамомтов, медведей, львов).Воспитатель уточняет как же охотились?

Дети := Они делали ловушку, вырывали яму, закрывали сверху палками., охотились камнями, палками.

Воспитатель уточняет, что эти люди охотились копьями, которые делали сами, обращает внимание на картину,где древние люди готовятся к охоте, заостряют камни. кости животных. Мужчины охотились, ловили рыбу, а женщины собирали ягоды, готовили еду, учили этому своих детей.

Первобытный человек зовет воспитателя и детей к ручью (имитация ручья).Он берет в руки копье деревянное и показывает как ловить рыбу. Дети по очереди тоже ловят рыбу копьем (имитируют ловлю рыбы). Воспитатель и древний человек хвалят детей которые наловили много рыбы.

Древний человек жестами, мимикой зовет детей с рыбой к костру (имитация костра). Воспитатель рассказывает детям как древние люди научились добывать огонь: «Внезапно от удара молнии загорелось дерево, люди испугались,но потом взяли горящие ветки и принесли их в пещеру, им стало тепло, но со временем горящие ветки погасли,стало холодно. Ребята кто знает как они добыли огонь?

Дети : = Люди стучали друг о друге камнями, палочками, пока не появился огонь.

Древний человек раздает детям палочки,дети пробуют добыть огонь, но не. получается.

Восп= ль: = Видите, ребята,как трудно было добывать огонь первобытным людям; немало времени и сил нужно было потратить,чтобы его добыть. Понадобилось тысячи лет,чтобы появились спички в коробке, которыми взрослые, (но не дети) пользуются сейчас.

Воспитатель продолжает рассказ.

= Очень тяжело было жить древним людям, то засуха погубит урожай, то лесной пожар уничтожит плодовые деревья. Но однажды женщины увидели, что там, где они перетирали зерно на каменной терке,проросла и выросла пшеница. Потом люди специально раскидали пшеницу, и она снова взошла. Так появилось земледелие.

= Ребята скажите, что научились делать древние люди из пшеницы?

Дети: = Лепешки, хлеб.

Воспитатель обращает внимание детей на картину, где люди убирают урожай. Педагог спрашивает и уточняет ответы детей.

Восп= ль := Однажды мужчины охотились, а детенышей животных принесли домой (поросят и др).Так появилось скотоводство. Педагог показывает следующую картину.

= Ребята, как вы думаете какое животное было приручено первым?

Дети: = Собака.

Восп= ль: = Правильно собака была первым другом для человека

Дети рассказывают глядя на картину,кого люди приручили потом (овец, коз, свиней, быков то есть крупный рогатый скот).

Восп= ль := А какая польза была людям от домашних животных?.

Дети := Животные давали молоко, мясо, шерсть

Воспитатель подытоживает ответы детей.

= Люди стали меньше зависеть от капризов природы. Собирая шерсть овец и коз люди научились делать из нее пряжу,а из пряжи ткань. С помощью костяных иголок стали шить одежду, научились делать глиняную посуду. Таким образом жизнь первобытных людей стала лучше,благодаря труду.

= Ребята откуда из каких источников мы с вами узнали про существование древнего человека?

Дети: = Из книг,рисунков.

Воспитатель обобщает ответы детей.

= Как вы считаете на чем рисовали древние люди? На бумаге? Кисточкой? Как мы с вами да?

Дети: = Нет на скалах, на камнях

Восп= ль := И что же они изображали на своих рисунках? Предлагает посмотреть на картину. Дети рассказывают, глядя на рисунки первобытных людей.

Восп= ль: = Да правильно они рисовали то, чем занимались. И,благодаря рисункам,мы видим, что древние люди были наблюдательными, умели передавать красоту животных.

Первобытный человек зовет,тянет за руку детей к камням и что = о говорит по своему

Восп= ль := Ребята я кажется поняла, он хочет чтобы мы нарисовали на его камнях, Давайте вы ему нарисуете на память то, что хотите, то, что любите рисовать, только нетрадиционным способом, пальцами,.А первобытному человеку предложим нарисовать на бумаге, кисточкой.

Дети ему помогают, объясняют как нужно держать кисточку, как рисовать.

После рисования дети,воспитатель, древний человек рассматривают рисунки. Подводится итог непосредственно = образовательной деятельности.

Древний человек по своему благодарит детей и дарит детям угощение = корзину с бананами.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ИЗО. Тема занятия: «Солнышко» Тема занятия "Солнышко". Цель: упражнять детей в изготовлении декоративных украшений для дома. Развивать художественное творчество в процессе.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по ознакомлению детей старшей группы с жизнью первобытных людей
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 13:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД