Комплексное занятие в старшей разновозрастной группе: «Русская матрёшка»

Ольга Горчакова
Комплексное занятие в старшей разновозрастной группе: «Русская матрёшка»

Цель:

*формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметами декоративно – прикладного искусства;

*познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, историей её создания, характерными внешними особенностями загорской, семёновской и полхов - майданской матрёшки;

*закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах шести;

*совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

*учить детей украшать фартук матрёшки в нетрадиционной технике – пластелинографии;

*развивать чувство цвета, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства и детской деятельности.

*воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций из книги Берестова В. Д. «Матрёшкины потешки», разучивание приветствия и стихотворения о матрёшке.

Музыкальное сопровождение:

П. И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года».

Материал к занятию:

костюм матрёшки для девочки, демонстрационные картинки с изображением загорской, семёновской и полхов – майданской матрёшек, хохломская матрёшка, готовый образец матрёшки с украшенным фартуком, силуэт матрёшки для каждого ребёнка, пластилин красного, жёлтого и синего цвета, стеки, клеёнки, влажные салфетки для рук.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Сегодня на занятии мы с вами поговорим об игрушке.

А о какой отгадайте:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это за игрушка?

Дети: Это Матрёшка.

Воспитатель:

Ой, к нам кто-то стучится. Пойду, открою дверь.

(входит ребенок, одетый в костюм матрёшки)

Матрёшка:

Здравствуйте! Вы меня узнали?

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка.

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего ж румяна я

Щеки, словно розы.

Воспитатель:

Побудь у нас в гостях Матрёшка.

Ребята, а вы знаете, что первую матрёшку сделали сто лет назад.

Название этой деревянной игрушки пошло от старого русского женского имени Матрёна, а ласково Матрёшка. Матрёшек вытачивают не только из берёзы, но ещё из липы.

Кукла-матрёшка с секретом. В одной матрёшке может поместиться до двадцати матрёшек меньшего размера. Матрёшки бывают разные.

Эту матрёшку сделали в городе Загорске. (Показ картинки)

Загорская матрешка плотная, приземистая с плавным переходом головы в туловище. Загорские матрешки одеты в сарафан, в яркий платок и фартук с узором.

Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Это Семёновская матрёшка. (Показ картинки)

У неё стройная, вытянутая форма. Она отличается от других матрёшек большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

А эта матрёшка из села Полхов – Майдан. (Показ картинки)

У этой матрёшки несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головой. На платке нарисован крупный цветок, а на фартуке букет из цветов.

Но, не смотря на то, что эти матрёшки сделаны разными мастерами. Они похожи. Чем же, как вы думаете?

Дети: У всех матрёшки есть платок на голове и фартук.

Воспитатель:

Правильно.

У нас в группе тоже есть матрёшки.

Давайте посчитаем, сколько их?

(вызываю старшего ребёнка)

Посмотрите, какие разноцветные фартуки на них надеты.

Комплексное занятие в старшей разновозрастной группе: «Русская матрёшка»

На каком месте по счёту стоит матрёшка в синем фартуке?

На каком месте по счёту стоит матрёшка в зелёном фартуке? В оранжевом?

Жёлтом? На каком месте по счёту стоит самая маленькая матрёшка?

На каком месте по счёту стоит самая большая матрёшка?

А теперь, давайте поиграем.

Динамическая игра на развитие внимания «Правая - левая».

Дети встают в круг. Поставив руки на пояс, легко прыгают на двух ногах. По команде воспитателя дети выставляют вперёд ту ногу, которую он просит. (Многократное чтение стихотворения, в конце которого произносится слово «правая» или «левая»)

Прыг, прыг, прыжок,

Прямо с пятки на носок. Правая!

Прыг, прыг, прыжок,

Прямо с пятки на носок. Левая!

Воспитатель:

Поиграли, отдохнули. А теперь садитесь за столы.

Ребята посмотрите, какую красивую, весёлую матрёшку я приготовила для вас. И у вас на столе тоже лежат матрёшки в цветных сарафанах.

Максим, какого цвета сарафан у твоей матрёшки?

Ребёнок: У моей матрёшки сарафан красного цвета.

Ответы детей (спросить несколько младших детей).

Воспитатель:

Ребята только я вижу, что матрёшки у вас какие-то грустные. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что у них не украшены фартуки.

Воспитатель:

Давайте поможем матрёшкам, украсим их фартуки.

Что бы они тоже стали такими же весёлыми, как моя матрёшка.

Чем я украсила фартук матрёшки?

Дети: Вы украсили фартук цветами.

Воспитатель:

Правильно цветами из пластилина.

Сейчас я вам покажу, как это нужно делать.

Катаем колбаску из пластилина жёлтого цвета. Разрезаем на равные части стекой. И из получившихся частей катаем шарики. Это будет серединка цветка. Потом катаем колбаску из пластилина красного цвета. Опять разрезаем стекой и катаем шарики. Это будут лепесточки цветка. Затем раскладываем шарики на фартуке вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика. Таким способом можно сделать несколько цветов красного и синего цвета и украсить фартук. А чтобы матрёшка заулыбалась, нужно сделать ей улыбку из пластилина красного цвета.

А теперь вы украсьте фартуки своих матрёшек.

(Дети украшают фартуки в нетрадиционной технике работы с пластилином-пластилинографии. Во время выполнения работы звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь». Индивидуальная работа с детьми.)

Воспитатель:

Моя матрёшка хочет подружиться с вашими матрёшками. Несите своих матрёшек ко мне.

Посмотрите наши матрешки, водят хоровод.

С какой игрушкой мы с вами сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с матрёшкой.

Воспитатель: Какие бывают матрёшки?

Дети:

Загорская, семёновская и полхов - майданская.

(Если дети затрудняются помочь).

Воспитатель:

Из чего вытачивают матрёшек?

Дети:

Из берёзы и липы.

Воспитатель:

Как мы помогли матрёшкам?

Дети:

Мы украсили их фартуки цветами.

Воспитатель:

Какими матрёшки стали?

Дети:

Матрёшки стали весёлыми, красивыми, яркими.

Воспитатель:

Вы ребята молодцы! Потрудились от души, все матрёшки веселы!

Давайте ребята с нашей гостьей Матрёшкой поиграем в русскую народную игру «Каравай».

«Каравай»

На Матрёшкины именины,

Испекли мы каравай!

Вот такой высоты,

Вот такой нижины.

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет - Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Предметы старины, утварь
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Комплексное занятие в старшей разновозрастной группе: «Русская матрёшка»
Опубликовано: 12 августа 2012 в 21:32
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....