Комплексный подход к коррекции артикуляционных нарушений у детей дошкольного возраста. Занятие «Прогулка с Машей и Медведем»

Анна Рощенко
Комплексный подход к коррекции артикуляционных нарушений у детей дошкольного возраста. Занятие «Прогулка с Машей и Медведем»

Кемеровская область, МБОУ «Яйская ООШ №1»

Учитель-логопед высшей категории Рощенко Анна Геннадьевна

Комплексный подход к коррекции артикуляционных нарушений у детей дошкольного возраста

«Прогулка с Машей и Медведем»

Конспект занятия

Цель:

Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук. Активизировать БАТ.

Укреплять мышцы лица и артикуляционного аппарата.

Вырабатывать у детей точный артикуляционный уклад языка за верхними зубами.

Совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

Развивать речевое дыхание, голос.

Вырабатывать направленную воздушную струю.

Увеличивать объём лёгких.

Укреплять здоровье детей при помощи дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, сказкам.

Оборудование:

Наглядный материал: картинки животных; картинки героев мультфильма «Маша и Медведь»;2 картинки для игры «Чей домик?»; картинка с бабочками.

Раздаточный материал: массажные шарики «Су-Джок»; бумажные снежинки; пазлы; салфетки; индивидуальные зеркала.

Технические средства: компьютер для демонстрации артикуляционной гимнастики (презентация, для музыкального сопровождения занятия.

Ход:

1, 2,3,4,5 – с Машей будем мы играть.

В сказку двери открываем,

Заниматься начинаем

1. Развитие внимания, памяти

а) «Кого не стало?»

Вышла Маша на порог – замечательный денёк!

Надо в прятки поиграть

И друзей пересчитать.

По двору сейчас пойду-

Всех до одного найду!

Кто спрятался от Маши? Помогите ей найти животных.

(Дети закрывают глаза, в этот момент логопед убирает одну из картинок. Дети отвечают, кого из животных не стало)

б) «Чей домик?»

Наша Маша в лес пошла

И зверей в лесу нашла.

Около ручья на горке

Живёт ёжик в своей норке.

Живёт утка, живёт белка

Ну и зайка- попрыгайка.

Все из домиков ушли,

На полянку в лес пришли.

Вы ответьте поскорей,

Где тут домики зверей?

1. 2.

(Детям демонстрируется картинка №1. Затем она убирается и демонстрируется картинка №2. Дети отвечают, кто в каком домике живёт)

в) «Найди бабочку»

В небе солнышко играет,

Маша бабочек считает.

Помогите Маше найти одинаковых бабочек. (дети выбирают из нескольких бабочек две одинаковых)

• Вывод: С Машей играли, внимание и память развивали.

2. Мелкая моторика рук, активизация БАТ.

а) Массаж «Су – Джок».

Бабочек всех сосчитала,

Наша Машенька устала,

-А теперь хочу играть,

Мячик по полю гонять.

Перекатывание массажного шарика в ладонях в разных направлениях.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул -

Вот и все!

б) Пазлы «Рыбалка»

В лесу на солнечной полянке

Наш Мишка думал о рыбалке.

Удочку свою он взял,

На лесное озеро рыбачить побежал.

Соберите пазл и узнайте, что поймал Мишка в озере.

(Дети собирают картинки: мячик, золотая рыбка, башмак, консервная банка)

Вот так улов! И золотую рыбку пришлось отпустить.

в) Пальчиковая гимнастика

Печальный с рыбалки наш Мишка идет, пальчики «шагают» по столу

«Хороший» попался улов на крючок: цепляемся пальцами рук, как

крючками, и тянем в стороны

Консервная банка, дырявый башмак, загибаем пальцы на правой Проколотый мячик и старый пиджак руке

Да-да, без ухи он остался пока, сжимаем руки в «замочке»

Зато ему скажет "спасибо" река.

• ВыводМашей и Мишкой играли, ручки развивали.

3. Самомассаж лица

Шёл медведь мимо опушки.

Там в лесу на раскладушке

Поселились две лягушки.

Надоело им болото,

Им теперь играть охота.

И мы с лягушками играем,

Щёчки, губки разминаем.

Выполнение массажа

Ручки растираем и разогреваем, (потереть ладошки, похлопать)

И лицо теплом своим мы умываем, (ладошками проводят по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли. (граблеобразные движения от середины лба к

вискам)

Ушки растираем, (растирающие движения ушек вверх-вниз)

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки, (нагибание ушных раковин кпереди,

оттягивание вниз)

А потом уходим пальцами за щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались, (круговые движения)

Уголками губ мы щёки поднимаем, (пальчики по очереди поднимают уголки рта)

А потом от носа вниз к губам стекаем. (спиралевидные движения по носогубной

складке)

Мы язык за губку заворачиваем, (подвернуть язык под верхнюю губу)

Кулачком по губке поколачиваем, (постучать кулачком по верхней губе)

За другую губку заворачиваем, (подвернуть язык под нижнюю губу)

Другим кулачком поколачиваем. (постучать кулачком по нижней губе)

Тянем подбородок (разминаем подбородок с оттягиванием его вниз)

И к ушам щипаем. (пощипываем нижнюю челюсть)

А потом по шейке

Ручками стекаем, (поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице)

Вывод:С лягушками играли, массажик выполняли.

4. Артикуляционная гимнастика

Компьютерная презентация (используемые упр.)

1."Лопатка"

Вышла Маша на порог:

- Замечательный денёк!

- Где лопатку можно взять?

Грядки буду я копать.

2."Заборчик"

На опушке Мишка жил,

Он заборчик сколотил.

За высокий за забор

Не залезет хитрый вор.

3. "Часы"

Вечер. Мишке надо спать.

Мишка бух на всю кровать!

А часы стучат, идут

И покоя не дают.

4 "Варенье"

Утро. Завтракать пора!

Мишка чаю наливает

И варенье доедает:

-Подолью ещё чайку

И отведаю медку!

5."Коврик"

А на следующий день

Мишка прыг через плетень.

За грибами в лес пошёл,

На полянке их нашёл.

6."Коврик"

Пока мишки дома нет,

Вымою посуду,

Выбью пыль я из ковра,

Будет в доме чистота!

7. "Маляр"

Из печи идёт дымок -

Закоптился потолок.

Ну-ка, кисточку возьму,

Потолочек побелю.

8."Дятел"

Мишка по лесу пошёл,

Дятла на пеньке нашёл.

Дятел клювом тук да тук,

Стоит в лесу ужасный стук.

• Вывод: С Машей и Мишкой играли, язычок развивали.

5. Развитие речевого дыхания

а) «Лыжная прогулка»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать.

Маша лыжики взяла

И на лыжную прогулку по сугробам в лес пошла.

Мы тоже отправляемся на лыжную прогулку.

Дети становятся в круг друг за другом

Идём на лыжах по снежку: с-с-с-с-с (имитация ходьбы на лыжах)

Мимо волки пробегали и ребяток напугали: ш-ш-ш-ш-ш (дети приседают, произносят звук (ш))

Ох, и злющий мороз!

Кусает за щёки и нос, ох-ох -ох! (дети растирают щёки и нос)

Белые сугробы (имитация ходьбы через сугробы)

Прямо на дорожке,

Перешагнём сугробы,

Поднимаем ножки: хоп-хоп-хоп!

б) Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.

Дети стоят по кругу.

Морозный воздух чист и свеж,

В сугробах прыгают зверушки.

Вдыхают воздух, не идёт ли кто?

И держат ушки на макушке.

Ёжик лапки опускает и вдыхает.

Исходное положение (и. п.): стоять ровно и прямо (основная стойка). Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояс

На счет: «раз!» — с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) — вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса — выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот (не видно и не слышно).

На счет: «два!» — снова с силой толкаем кулачки вниз к полу: руки распрямляются по всей длине, пальцы растопыриваются — вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: кулачки вновь рядом, на уровне пояса прижаты к животу — выдох ушел абсолютно пассивно (без нашей помощи) через нос или через рот.

Сделав подряд 4 шумных, коротких вдоха-движения на 4 счета, отдохните 3-5 секунд.

Белки шишки набирают,

Приседают и вдыхают

(Присядь с поворотом)

Исходное положение (и. п.): стоять ровно и прямо,- ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

На счет: «раз!» — поворачиваем верхнюю половину тела вправо — в правой конечной точке слегка приседаем один раз (ноги чуть сгибаются в коленях, а кисти обеих рук одновременно с присядью делают хватательное движение справа (кулачки резко сжимаются) — вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются (занимают прямое положение, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, -выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот во время движения в обратную сторону.

Плавное, через середину движение, без остановки в исходном положении, продолжается влево.

На счет: «два!» — в конечной левой точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева — с одно-временным шумным и коротким вдохом через нос. Сделав подряд 4 шумных, коротких вдоха-движения на 4 счета, отдохните 3-5 секунд.

Любопытный зайка качает головой.

Голову наклоняет и вдыхает.

Исходное положение (и. п.): стоять ровно и прямо, смотреть прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги чуть уже, чем на ширине плеч.

На счет: «раз!» — слегка наклонить (качнуть) голову к правому плечу (продолжая смотреть вперед перед собой) — вдох! Затем, не останавливая голову посередине (не фиксируя ее в и. п.,

На счет: «два!» — слегка наклонить голову к левому плечу — тоже вдох! О выдохе не думать, он уходит в промежутке между наклонами-вдохами.

Сделав подряд 4 шумных, коротких вдоха-движения на 4 счета, отдохните 3-5 секунд

в) Тренировка направленной воздушной струи, идущей по середине языка

Упала на ладошку белая снежинка.

Мы снежинку сдуем,

Пусть она кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

Покажите язычок – «лопатку», подуйте на его кончик и сдуйте снежинку с ладошки.

(повтор упр. 3-4-раза)

• Вывод: Со зверятами играли, правильно дышали.

6. Заключение

На прогулке мы играли

И зверушек повстречали.

Возвращаемся домой

И идём лесной тропой.

Были с Машей мы в лесу,

Там увидели лису,

Белку с зайкой повстречали,

Со снежинками играли.

Мы играли, забавлялись,

Но и делом занимались.

Были все старательны,

Очень внимательны.

Ручки развивали,

Правильно дышали.

Крепким станет язычок

После упражнения.

Чтобы чётко говорить,

Всем нужны умения!

Литература

1. Акименко,В. М. Речевые нарушения у детей [Текст ] /В. М Акименко. -М. ,2008.-106 с.

2. Акименко,В. М. Новые логопедические технологии [Текст ] / В. М Акименко. -М. ,2008.-48- 79с.

3. Архипова,Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст ] / Е. Ф. Архипова. -Владимир. ,2007.-120 с.

4. Белая,А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст ] / А. Е. Белая. -М., 2001.-50 с.

5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст ] / С. Е. Большакова. - М., 2005.-14-69 с.

6. Гаврикова,М. Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками [Текст ] / М. Ю. Гаврикова. -М. ,2006.-136 с.

7. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст ] / Л. Н. Ефименкова. -М. ,1991.-179с.

8. Ивановская, О. Г. Логопедические занятия с детьми 6-7лет [Текст ] / О. Г. Ивановская. - С-П., 2004.-160 с.

9. Крупенчук, О. И. Исправление произношения [Текст ] / О. И. Крупенчук. -С-П. ,2009.-30 с.

10. Кондратенко,И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в до- школьном возрасте [Текст ] /И. Ю. Кондратенко. - М., 2005.-185 с.

11. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. [Текст ] / Л. В. Лопатина. -С-П., 2004.-8-119 с.

12. Максаков, А. И. Учите, играя [Текст ] / А. И. Максаков. М., 2003.-60-71,109-145 с.

13. Пожиленко,У. А. Артикуляционная гимнастика [Текст ] / У. А. Пожиленко. -М. ,2007.-90 с.

13. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст ] / М. Н. Щетинин. -М., 2008.-15-96 с.

Публикации по теме:

Добро пожаловать в мой логопедический кабинет! Добро пожаловать на страничку моего блога, где я хотела бы познакомить Вас с небольшим фотоотчетом о работе моего кабинета, представленном.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Одежда, обувь
  • Зима
Автор публикации:
Комплексный подход к коррекции артикуляционных нарушений у детей дошкольного возраста. Занятие «Прогулка с Машей и Медведем»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 18:08
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Мастер-класс от детей средней группы «Петя, Петя, Петушок»
Здравствуйте мои дорогие, сердцу милые и такие родные! Рада всех гостей встречать, значит буду Вас всех привечать. Представлю Вам сегодня мастер-класс,...