Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания для развития всех сторон личности ребёнка

Вера Мыськив
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания для развития всех сторон личности ребёнка

Актуальность выбранной темы не случайна. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Побуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.

Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах. Музыка звучит в сюжетно – ролевых играх, на занятиях по физкультуре, прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально – эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребёнка.

Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Она часто выступает перед детьми и как исполнитель: поёт песню, играет на детских музыкальных инструментах, танцует. Особо важную роль играет воспитатель при руководстве художественной самостоятельной деятельностью детей в их повседневной жизни.

Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащается деятельностью детей, углубляет их представления, вводит в мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и в процессе игр, и на прогулке – песня может звучать в любой подходящей ситуации.

Музыкальное воспитание тесно связано с некоторыми видами занятий дошкольного возраста. Например, использование музыкальных произведений в ознакомлении с окружающим миром. Природа отражена даже в песнях для самых маленьких. В них выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным, разные времена года передаются через близкие и понятные детям конкретные произведения «Уточка купается» А. Лазаренко. В песнях старших детей природа показана во всём богатстве её проявлений, связанных с разнообразными настроениями. Ввиду богатства содержания произведений, окружающих природные явления, они могут быть широко и разнообразно использованы в педагогической практике: на занятиях, в беседе об особенностях времён года, при знакомстве с птицами и животными, на экскурсиях.

На занятиях по изобразительной и речевой деятельности музыка применяется для усиления художественного образа, который детям предстоит передать в собственном исполнении, чтобы обогатить их проявления, вызвать нужные эмоции, способствовать выразительности их действий. Например, можно дать детям прослушать аудиозапись «Малыш в лесу» из цикла «Звуки живой природы» и предложить нарисовать лес, котрый они себе представили во время прослушивания музыкального произведения. Серия «Волшебные голоса природы» познакомит детей с голосами птиц, звуками леса и морского побережья.

Также музыка широко используется в проведении физкультурных занятий и утренней гимнастике. Использование музыки в комплексе с физкультурно – оздоровительной работой решает ряд определённых задач:

1. Укрепление здоровья:

- Способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;

- Формировать правильную осанку.

- Содействовать профилактике плоскостопия;

- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые и координационные способности;

- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

- развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

- Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности творчества в движениях;

- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;

В течении дня песня, музыка часто звучит в детском саду. Например, утром в ясельной группе детского сада можно включить детскую инструментальную музыку известных композиторов для того, чтобы успокоить плачущего ребёнка. Малыш прислушивается к спокойной музыке, успокаивается, лучше и быстрее проходит период адаптации. Также можно использовать аудиозапись «Колыбельная для малышей» во время засыпания. Ведущие специалисты в области педагогики и педиатрии убеждены в благотворном воздействии музыки на развитие интеллекта и творческих способностей детей. Нежные мелодии успокоят малыша перед сном, разовьют музыкальный слух и чувство ритма. Инструментальная музыка, которая используется в детском саду, адресована самым маленьким слушателям. Для них специально аранжирована целая коллекция всемирно известных мелодий светлых гениев классической музыки таких как: В. А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, Ф. Шопен и т. д.

Музыка используется детьми в разных играх. Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для музыкальных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д.

Музыкальная игра приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально – игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки. Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощении и самовыражения через разнообразные практические действия. Она помогает ребёнку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в её звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности. Принести детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким – либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам. Опыт удовольствия от общего с музыкой, который получает ребёнок в музыкальных играх, сыграет огромную роль в его дальнейшем стремлении заниматься музыкой и узнавать новое о ней. Знакомые песни часто звучат в сюжетно – ролевых играх: девочки поют колыбельную кукле или поплясать, напевая весёлую мелодию. Песня организует действия, придаёт выразительность, ритмичность движениям, позволяет выразить чувства настроения, возникающие в ходе игры. Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Также музыкальные произведения используются в проведении подвижных игр и эстафет. Музыка придаёт темп игры, создаёт весёлое настроение. Спокойная музыка позволяет детям расслабиться после активной подвижной игры, восстановить дыхание, успокоиться. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствие, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей. Музыка, движение – это средство, которое благотворно действует на здоровье ребёнка. Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной зарядки, снять умственную перегрузку и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движения и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения решают следующие задачи:

1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.

2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.

3 Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку.

Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Уже в младшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно выполнять композиции музыкально – двигательных образов, основываясь на эмоциональном восприятии музыки; умеют перевоплощаться в образы различных персонажей, передавая особенности их пластики и движений; согласовывать свои движения и с движениями партнёра. Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, - самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращённые к нему с радостью и любовью.

Публикации по теме:

Анкета для родителей воспитанников ДОУ Автор - составитель музыкальный руководитель Папкова М. В., МАДОУ д. с. № 2, г. Наро-Фоминск (Опрос проводится в старшей и подготовительной.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания для развития всех сторон личности ребёнка
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 14:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...
Фотоотчет «Как мы готовились ко Дню матери»
Фотоотчет "Как мы готовились ко Дню матери" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте! День матери в России ежегодно...
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки из бумаги»
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки» Доброго времени суток, друзья и гости! Предлагаю ещё одну идею подарка ко Дню Матери или 8 марта. Будем...