Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога

Татьяна Николаевна Гуркова
Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога

Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе

педагога – психолога

Педагог-психолог, специалист БОС Гуркова Т. Н.

СС (К)НШ-Д/С I, Vвида

Г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

На протяжении нескольких лет основным направлением моей деятельности является коррекция психоэмоционального состояния детей методом биологической обратной связи (прошла подготовку в Учебно-методическом центре «Биосвязь» в 2000 году и в 2009 году- в НОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт Биологической Обратной Связи» в г. С-Петербурге). В основе метода – диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (во всем мире эта технология известна как «дыхание по методу Сметанкина»). Произвольная регуляция дыхания – наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Его можно использовать в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами.

Передо мной, как специалистом кабинета БОС психоэмоциональной коррекции, стоят следующие задачи:

- снижение уровня эмоционального дискомфорта, стимуляции положительных эмоций у детей и педагогов;

- помощь в адаптации к школьным условиям;

- развитие способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю;

- повышение самооценки и уверенности в своих силах;

- обучение приемам снятия напряжения;

- активизация когнитивных процессов;

- стимуляция положительных эмоций у детей и педагогов.

Для реализации поставленных задач требуется выполнение связанных друг с другом видов работ, как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами. Одним из таких моментов является диагностика эмоционально - волевой сферы учащихся и детей старшего дошкольного возраста, по результатам которой формируются группы для индивидуальной работы. Метод БОС сопровождается определенными противопоказаниями к применению. Поэтому диагностический этап всегда начинаю с изучения медицинских карт, консультаций с врачом – неврологом. Для диагностики использую стандартизированные и адаптированные, проективные методики, тесты, наблюдения, анкетирование, опрос педагогов и родителей, родительские сочинения о своем ребенке.

Анализ полученных результатов показывает, что 38% детей с тяжелыми нарушениями речи имеют проблемы в развитии эмоциональной сферы, влекущие за собой нарушения в поведении и сопровождающиеся серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость и затруднения в общении; подчеркивает необходимость комплексного подхода в коррекционной работе с детьми, привлечения вариативных психолого-педагогических технологий.

Изучив работы Брязгунова И. П., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б. ,Арцишевской И. Л., Сиротюк А. Л., Политика О. И. публикации Сетанкина А. А. и других авторов, опираясь на определение Д. Б. Эльконина о роли и значении игры в развитии ребенка и положение, что единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения, проанализировав свой практический опыт, разработала циклы коррекционных занятий, сочетающие метод БОС по дыхательной аритмии сердца и приемы игротерапии, направленных на развитие саморегуляции, снижение симптомов тревожности и агрессивности.

Симптоматические комплексы тревожности, агрессивности, гиперактивности обуславливают эмоционально-поведенческие нарушения и определяют направления коррекционной работы:

с тревожным ребенком: повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

с агрессивным ребенком: обучение приемлемым способам выражения гнева, обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию;

с гиперактивным ребенком: развитие внимания, произвольности, сомоконтроля; снижение агрессивности и имульсивности, гнева и агрессии.

Обозначенные направления коррекционной работы базируются на принципах мотивационной готовности, индивидуализации, проблемности, соответствия потребностям возраста и зоны ближайшего развития, сознательности и активности.

Для каждого направления разработаны индивидуальные маршруты, в которых планирую поэтапное использование психогимнастических игр, этюдов, упражнений, коррекционных методик в сочетании с технологиями БОС. В соответствии с рекомендациями НОУ «Биосвязь» работу по освоению навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания провожу в три этапа.

В период курса коррекции игровые методы предлагаю в различной динамике, например, для тревожных детей – от спокойных игр к активным, для гиперактивных и агрессивных – от активных к спокойным. Использование мультимедийных игровых возможностей компьютерной технологии БОС обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованной и нестандартность коррекционной работы, позволяет включить детей в исследовательскую деятельность.

В ходе коррекции провожу мониторинг психологического состояния, заполняю индивидуальные карты наблюдения на различных этапах контрольного обследования в течение курса занятий.

Для оценки результатов коррекционной работы с гиперактивными детьми использую диагностические методики свойств внимания, показания «Карточки – индикатора состояния», показания приборов БОС. Анализ выполнения тестовых заданий по исследованию внимания на начальном этапе коррекции показал, что высокие скоростные характеристики говорят о нерегулированном поведении ребенка, желании выполнить работу, не заботясь о конечном результате и качестве выполняемой деятельности. В процессе сравнения с возрастными нормативами показателей скорости и точности переработки информации установлено, что скарость характеризуется как «хорошая», тогда как точность выполнения задания гораздо ниже возрастной нормы. После проведения коррекции у 67% детей повысился уровень концентрации и объем внимания.

Анализ показателей эмоционального состояния – снижение индекса тревожности – 87%, снижение уровня тревожности – 72%, что дает основание говорить о положительной динамике и эффективности выбранной формы психокоррекции.

Анализ физиологических показателей по методу ЧСС-ДАС-БОС выявил следующие результаты:

- показатель «ДАС» (дыхательная аритмия сердца) - 95% положительная динамика;

- показатель «ЧД» (частота дыхания) – 70% положительная динамика, 17% без изменений, 13% - увеличение частоты дыхания;

- сформированность навыка ДРД – 87% навык сформирован, могут выполнять одинаково хорошо с обратной связью и в отсутствие, 13% выполняют под контролем.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проводимых занятий в кабинете БОС психоэмоциональной коррекции (программа Нейрокор 3.1. С) у ребенка складывается определенный алгоритм планирования и оценки деятельности, т. е. развиваются навыки самоконтроля и стойкая тенденция к улучшению эмоционального состояния.

Литература:

1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. ,2005.

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М. ,2001.

3. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. -СПБ,2008.

4. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых:Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. ,2000.

5. Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1. С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния).- сост. Карандасова О. Е., рецензент Сметанкин А. А. -СПБ,2008

6. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб,2005.

7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М. ,2002.

8. Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья СПб,2005.

9. Сметанкин А. А. Учитель здоровья. СПб, 2003.

Публикации по теме:

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Научная лаборатория
  • Искусство
Автор публикации:
Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 19:45
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...