Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога

Татьяна Николаевна Гуркова
Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога

Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе

педагога – психолога

Педагог-психолог, специалист БОС Гуркова Т. Н.

СС (К)НШ-Д/С I, Vвида

Г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

На протяжении нескольких лет основным направлением моей деятельности является коррекция психоэмоционального состояния детей методом биологической обратной связи (прошла подготовку в Учебно-методическом центре «Биосвязь» в 2000 году и в 2009 году- в НОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт Биологической Обратной Связи» в г. С-Петербурге). В основе метода – диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (во всем мире эта технология известна как «дыхание по методу Сметанкина»). Произвольная регуляция дыхания – наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Его можно использовать в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами.

Передо мной, как специалистом кабинета БОС психоэмоциональной коррекции, стоят следующие задачи:

- снижение уровня эмоционального дискомфорта, стимуляции положительных эмоций у детей и педагогов;

- помощь в адаптации к школьным условиям;

- развитие способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю;

- повышение самооценки и уверенности в своих силах;

- обучение приемам снятия напряжения;

- активизация когнитивных процессов;

- стимуляция положительных эмоций у детей и педагогов.

Для реализации поставленных задач требуется выполнение связанных друг с другом видов работ, как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами. Одним из таких моментов является диагностика эмоционально - волевой сферы учащихся и детей старшего дошкольного возраста, по результатам которой формируются группы для индивидуальной работы. Метод БОС сопровождается определенными противопоказаниями к применению. Поэтому диагностический этап всегда начинаю с изучения медицинских карт, консультаций с врачом – неврологом. Для диагностики использую стандартизированные и адаптированные, проективные методики, тесты, наблюдения, анкетирование, опрос педагогов и родителей, родительские сочинения о своем ребенке.

Анализ полученных результатов показывает, что 38% детей с тяжелыми нарушениями речи имеют проблемы в развитии эмоциональной сферы, влекущие за собой нарушения в поведении и сопровождающиеся серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость и затруднения в общении; подчеркивает необходимость комплексного подхода в коррекционной работе с детьми, привлечения вариативных психолого-педагогических технологий.

Изучив работы Брязгунова И. П., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б. ,Арцишевской И. Л., Сиротюк А. Л., Политика О. И. публикации Сетанкина А. А. и других авторов, опираясь на определение Д. Б. Эльконина о роли и значении игры в развитии ребенка и положение, что единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения, проанализировав свой практический опыт, разработала циклы коррекционных занятий, сочетающие метод БОС по дыхательной аритмии сердца и приемы игротерапии, направленных на развитие саморегуляции, снижение симптомов тревожности и агрессивности.

Симптоматические комплексы тревожности, агрессивности, гиперактивности обуславливают эмоционально-поведенческие нарушения и определяют направления коррекционной работы:

с тревожным ребенком: повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

с агрессивным ребенком: обучение приемлемым способам выражения гнева, обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию;

с гиперактивным ребенком: развитие внимания, произвольности, сомоконтроля; снижение агрессивности и имульсивности, гнева и агрессии.

Обозначенные направления коррекционной работы базируются на принципах мотивационной готовности, индивидуализации, проблемности, соответствия потребностям возраста и зоны ближайшего развития, сознательности и активности.

Для каждого направления разработаны индивидуальные маршруты, в которых планирую поэтапное использование психогимнастических игр, этюдов, упражнений, коррекционных методик в сочетании с технологиями БОС. В соответствии с рекомендациями НОУ «Биосвязь» работу по освоению навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания провожу в три этапа.

В период курса коррекции игровые методы предлагаю в различной динамике, например, для тревожных детей – от спокойных игр к активным, для гиперактивных и агрессивных – от активных к спокойным. Использование мультимедийных игровых возможностей компьютерной технологии БОС обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованной и нестандартность коррекционной работы, позволяет включить детей в исследовательскую деятельность.

В ходе коррекции провожу мониторинг психологического состояния, заполняю индивидуальные карты наблюдения на различных этапах контрольного обследования в течение курса занятий.

Для оценки результатов коррекционной работы с гиперактивными детьми использую диагностические методики свойств внимания, показания «Карточки – индикатора состояния», показания приборов БОС. Анализ выполнения тестовых заданий по исследованию внимания на начальном этапе коррекции показал, что высокие скоростные характеристики говорят о нерегулированном поведении ребенка, желании выполнить работу, не заботясь о конечном результате и качестве выполняемой деятельности. В процессе сравнения с возрастными нормативами показателей скорости и точности переработки информации установлено, что скарость характеризуется как «хорошая», тогда как точность выполнения задания гораздо ниже возрастной нормы. После проведения коррекции у 67% детей повысился уровень концентрации и объем внимания.

Анализ показателей эмоционального состояния – снижение индекса тревожности – 87%, снижение уровня тревожности – 72%, что дает основание говорить о положительной динамике и эффективности выбранной формы психокоррекции.

Анализ физиологических показателей по методу ЧСС-ДАС-БОС выявил следующие результаты:

- показатель «ДАС» (дыхательная аритмия сердца) - 95% положительная динамика;

- показатель «ЧД» (частота дыхания) – 70% положительная динамика, 17% без изменений, 13% - увеличение частоты дыхания;

- сформированность навыка ДРД – 87% навык сформирован, могут выполнять одинаково хорошо с обратной связью и в отсутствие, 13% выполняют под контролем.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проводимых занятий в кабинете БОС психоэмоциональной коррекции (программа Нейрокор 3.1. С) у ребенка складывается определенный алгоритм планирования и оценки деятельности, т. е. развиваются навыки самоконтроля и стойкая тенденция к улучшению эмоционального состояния.

Литература:

1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. ,2005.

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М. ,2001.

3. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. -СПБ,2008.

4. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых:Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. ,2000.

5. Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1. С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния).- сост. Карандасова О. Е., рецензент Сметанкин А. А. -СПБ,2008

6. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб,2005.

7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М. ,2002.

8. Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья СПб,2005.

9. Сметанкин А. А. Учитель здоровья. СПб, 2003.

Публикации по теме:

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • Искусство
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 19:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...