Компьютерные технологии и программы для использования на занятиях логопеда и воспитателя

Лидия Тарасова
Компьютерные технологии и программы для использования на занятиях логопеда и воспитателя

Использование компьютера в дошкольном возрасте является очень важной составляющей в процессе коррекционного образования детей с ограниченными возможностями. Наше учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, у которых системно нарушены все составляющие речи: звукопроизношение, фонематический слух, грамматика, лексика, связная речь. Это проявляется в нарушениях произношения различных звуков, в трудности подбора нужных слов, в неумении правильно построить фразу, грамматически ее оформить. Особенностью детей с общим недоразвитием речи является также незрелость психических процессов: слабое развитие волевой сферы, неустойчивость произвольного внимания, повышенная утомляемость, снижение памяти, отсутствие объективного самоконтроля.

Применение компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях.

Для повышения качества образования и динамичности коррекционно-образовательного процесса в работе я познакомилась с новыми компьютерными технологиями (КТ, со многими компьютерными программами (КП, которые рекламируют со всех сторон. Начинающим, и даже опытным специалистам, трудно разобраться в этом море информации.

Представляю свой опыт работы на логопедических занятиях с некоторыми компьютерными программами.

КП для подготовки логопеда и воспитателя к занятиям.

Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке логопеда и воспитателя к занятиям.

Программа Дэльфа М- компьютерный помощник для учителей и психологов. info@delfam.ru

Комплексная программа по коррекции устной и письменной речи у детей «Дэльфа-142». Для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям. Но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый логопед или воспитатель может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым.

Создание пособий для коррекционной работы с детьми.

Хотелось бы рассказать о некоторых пособиях, которые можно создать с использованием компьютерных технологий.

1. Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, мы предлагаем следующий вид задания. Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв "б - д": данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц ("б" - белка, "д" - дятел). Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита. Также, используя анимацию, пишем прописную букву "д" на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

2. На логопедическом занятии мы проводим для детей специальные упражнения. Очень интересное упражнение можно создать с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит муха, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ребенок читает один за другим слоги, на которые приземляется муха, и произносит в итоге полученное слово.

3. В случаях, когда дети заменяют в произношении звук «ж» на «ш», после этапов постановки и автоматизации данного звука, необходимо провести дифференциацию этих звуков. В этом отношении, эффективен следующий вид задания: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо – «ш». Ребенку необходимо нажимать на изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном нажатии внизу экрана один из кружков окрашивается зеленым цветом, и картинка исчезает, при неправильном - звучит сигнал, и кружок окрашивается в красный цвет. В дальнейшем, логопед может посмотреть, сколько раз ошибся ребёнок. Такой род задания можно использовать неоднократно в качестве тренировки.

Работа с родителями.

Еще несколько лет назад, приходилось объяснять родителям о вредном, неконтролируемом влиянии телевизора для детей. Теперь, практически в каждом доме имеются компьютеры. И дети переключились на компьютерные игры. Стало модно и престижно рано обучать ребенка владеть компьютером. Появилось много компьютерных программ для развития детей. Порою, родители не вникают в содержание рекламируемых, якобы развивающих, компьютерных игр. Мы должны научить их правильно ориентироваться в выборе развивающих программ и компьютерных игр.

Но, прежде всего, родителям надо напомнить несколько общих правил, чтобы сохранить здоровье ребенка. У современного лазерного экрана ребенок может заниматься или играть не более 15-20 минут в день. После компьютерных игр обязательно рекомендуем делать зарядку для глаз.

Любому ребенку нельзя смотреть страшные картины насилия. Наши дети особые, со слабым типом нервной системы. Поэтому, якобы безобидные игры-«стрелялки», очень возбуждают ребенка и принесут вред вместо ожидаемой пользы. Осторожно надо относиться к завуалированной пропаганде американского образа жизни, к героям, малопонятным российскому ребенку. Дети копируют их стиль поведения, речь, фразеологические обороты.

Какие КП можно рекомендовать родителям?

Компьютерная программа «Зайка-Всезнайка». Американская программа, перевод на русский. Используются американские герои и американский сленг. Можно использовать несколько фрагментов для логопедической работы. Родителям рекомендовать не стоит.

Учитывая тяжесть речевых нарушений у детей (общее недоразвитие речи, дизартрия) и возраст детей (6-6,5лет, я выбрала две компьютерные программы, которые, на мой взгляд, более соответствуют проводимой коррекционной работе в нашем дошкольном учреждения: 1) «Игры для Тигры» и 2) «Баба Яга учится читать». Эти программы предназначены для детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Методика работы с первой программой «Игры для Тигры» уже представлена на этом сайте.

Подробно остановлюсь на второй программе, которая (на мой взгляд) является лучшей из современных компьютерных технологий.

Использование технологии «Баба Яга учится читать» в логопедической работе (как часть занятия).

Подготовка к школе. [/

u]

Звук и букваБукварикВместе с Бабой-Ягой повторяем буквы.

Задание. Щелкните мышью по любой букве внизу экрана. Баба-Яга покажет эту букву, предмет, который начинается с этой буквы, и расскажет стишок.

МуравейСопоставление звуков и букв. Нужно определить на какую букву начинается название предмета на картинке.

Задание. Помогите муравью выбраться из лабиринта. На каждой развилке две буквы и картинка, нужно повернуть в проход с той буквой, на которую начинается название предмета на картинке. Если ошибетесь, гаснет свечка (всего пять свечей). Если погасла последняя свеча, муравей остается в темноте и нужно начинать все сначала.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

ЛипаЗадание. На Липе сидят жуки и грызут ее. Щелкайте по жукам мышью и запоминайте, какие буквы (или слоги) спрятаны у них под крыльями. Если щелкнуть последовательно по двум жукам с одинаковыми буквами (слогами, то они упадут с дерева.

Жуки прилетают два раза.

Заяц-поэтСоставить предложение из отдельных слов.

Задание. Чтобы у зайца получились стихи, расставьте слова на тучках в правильном порядке. В результате должно получиться предложение, которое произнес заяц.

Подсказка. Если навести курсор на слово, заяц прочтет его.

Работа над слоговой структурой слов.

СлогарикУчимся составлять из букв слоги.

Задание. Прослушайте задание Ворона и сложите нужный слог на грифельной доске из букв, расположенных слева. Выберите букву и тащите ее мышью на квадратик на доске.

Подсказка. Если щелкнуть по Ворону, он повторит задание.

БелкаЗадание. Помогите Белке открыть дверцу. Для этого нужно уметь читать слова. Прочтите слово и сравните его с названием предмета на картинке. Нужно исправить одну букву в слове, чтобы оно соответствовало картинке. Перетащите правильную букву из списка внизу на место неправильной. При неправильном ответе один бельчонок спрыгивает с ветки. После четырех ошибок белка бежит искать бельчат и игру придется начать сначала.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Мышиная переправа

Задание. Переведите мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности.

Всего нужно перевести шесть мышек.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Гуси-сторожа

Задание. Постройте гусей в таком порядке, чтобы получилось название предмета, изображенного на картинке. Тащите их мышью на нужное место.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Работа над фонематическим слухом.

Лягушки-хохотушкиЗадание. Помогите Мишутке перейти через болото. Путь подскажут лягушки, если правильно ответить на их вопросы. Не дайте сбить себя с толку обманными рифмами. Щелкните мышью по кочке с правильным ответом. Всего можно сделать 5 ошибок.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, лягушки произносят его название.

Грибная охота

Задание. Помогите ежику собрать корзину грибов. Грибы растут в ряд. На каждом написана буква, все буквы составляют слово. Если убрать некоторые буквы, то получится новое слово, о котором говорит Баба-Яга. Если гриб выбран правильно, то он помещается в корзинку к ежу. Если неправильно, гриб становится мухомором и помещается в корзинку Бабы-Яги. Если Баба-Яга наберет 7 мухоморов, игра прекращается и нужно играть снова.

Подсказка. Если навести курсор на ежика, появится слово, которое нужно получить. Если щелкнуть по Бабе Яге, она повторит задание.

Предупреждение дисграфии- зеркальное изображение букв.

Ворон-трубач

Задание. Помогите Ворону сыграть на трубе. Из трубы вылетают буквы, написанные правильно и в обратную сторону. Нужно перевернуть все неправильные буквы, щелкнув по ним мышкой. Щелчок по правильной букве считается ошибкой. Всего можно сделать 7 ошибок.

Кот в избушке

Собрать букву из фрагментов.

Задание. В окне избушки – буква, разрезанная на 4 части, причем каждая часть повернута. Нужно так развернуть четвертушки, чтобы в окошке получилась буква. Для этого пощёлкайте по углам окна. Всего нужно восстановить 8 букв.

Подсказка. Буква, которую нужно собрать, произносится мышкой-помощницей.

После каждого занятия с применением компьютера детям необходимо сделать зарядку для глаз.

Публикации по теме:

Компьютерные ресурсы развивающей среды Компьютерные ресурсы развивающей среды Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в.

План по самообразованию: Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда Обоснование выбранной темы. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Праздники
Автор публикации:
Компьютерные технологии и программы для использования на занятиях логопеда и воспитателя
Опубликовано: 29 октября 2013 в 19:54
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....