Лучший педагог года

Кому нужен детско-родительский тренинг?

Нина Васильевна Шмакова
Кому нужен детско-родительский тренинг?

Н. Шмакова, педагог-психолог.

Уважаемые коллеги, в предыдущих статьях я предложила вашему вниманию программу и несколько конспектов занятий игрового тренинга «Школа Бесстрашия», направленных на коррекцию детских страхов и детско-родительских взаимодействий. Конспекты отражают структуру, перечень и содержание игр и упражнений. В них нет акцента на детско-родительские взаимодействия, хотя это одна из главных задач программы.

Публикация «Кому нужен детско-родительский тренинг?» размещена в разделах

Особенность этого тренинга в том, что цикл из 10 занятий рекомендуется проводить в довольно сжатые сроки. В нашем случае, это были встречи 3 раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу, в конце рабочего дня. Итак, семьи (5-7), пожелавшие участвовать в этой программе, более 3-х недель оказываются подвязанными к графику проведения тренинга. И это при нашей-то занятости! Но этому есть обоснование: систематические занятия, не растянутые во времени, и посвященные решению одних и тех же задач (на разном материале), действительно, эффективны.

Скажу честно, пришлось потрудиться, чтоб замотивировать родителей к участию в тренинге, особенно на первый цикл! Ожидание детьми очередных занятий показывало взрослым, насколько ценна для детей совместная с родителями игровая деятельность. К тому же, у родителей появилась возможность не теоретически, а опираясь на «живой» материал, т. е. на практику взаимодействия с детьми, осознать свои установки, свою систему убеждений по вопросам воспитания, увидеть свои достижения и промахи, или, как говорит А. И. Захаров, «издержки семейного воспитания».

Как правило, у родителей возникает немало вопросов, как по ходу занятий, так и по окончании: о манере реагирования ребенка на успехи/неуспехи, об активности/пассивности в игре, о напористости в достижении цели или, наоборот, уходу от действий, склонности обижаться и многое другое. Порою, родители с удивлением отмечают в ребенке качества, которые раньше не замечали. Наблюдая за детьми, играя с детьми, родители тоже проживают массу разнообразных чувств и эмоций. Что-то их радует, что-то огорчает. И они тут же реагируют… Чаще привычными способами. Например, два ребенка столкнулись в игре «Регби» (игра-то без правил). Один убежал, а другой громко заплакал – ему, может быть, немного больно, но уж точно – обидно. Мама бросается на помощь, успокаивает. И в игре это может быть далеко неэффективным способом. Вариант может быть таким: Ведущий (мама, любой родитель) кричит: «Срочно санитаров, спортсмен ранен! Носилки, несите носилки! Быстро укол – ему же больно!». Нарочито встревоженный, шутливый тон – и ребенок уворачивается, смеясь, убегает играть, забыв про обиды. Благодаря грамотной поддержке он сделал выбор – не обижаться, а играть.

Каждое занятие дает информацию и о ребенке, и о том, «какой я родитель». Психологу важно это видеть, т. к. в этом находится подсказка тематики общения с родителями. В обсуждении конкретных событий, ситуаций, участниками которых были родители, лучше происходит осознание себя как родителя, своей родительской компетентности, повышается готовность получать знания от специалистов.

Как показывает практика, после 5-6 занятия следует провести встречу с родителями без детей, чтобы обсудить промежуточные результаты тренинга. Основной темой разговора будет то, что очевидно проявилось на прошедших занятиях. Вполне возможно, что потребуется родительская встреча и по окончании «Школы Бесстрашия», и даже не одна (в нашем случае это было так).

Что, например, проявлялось в каждой группе? На первом занятии родители с трудом включались в подвижные игры. Начинали играть в «Пятнашки», но быстро оказывались у стен по периметру зала. Почему? Потому что дети предпочитали бегать за ведущим. Почему? Потому что родителям непривычно эмоционально включаться в игру, подыгрывать, бросать реплики, привлекающие и активизирующие ребенка и, сами того не замечая, они оказываются выключенными из процесса. Да и детям непривычно, чтоб мамы и папы с ними играли. Таким образом, взрослые постепенно учились стопроцентному включению в игровой процесс.

В совместной игре родители, как нигде, имеют возможность осознать, насколько они могут предоставить самостоятельность ребенку в решении задачи, разрешении проблемных ситуаций. Опека нередко проявляется в готовности подсказать, упрекнуть, «одернуть», а то и наказать. На занятиях родители осваивают новый опыт – как можно по-другому повести себя с ребенком.

Надо видеть изумление, удивление детей, когда они слышат, что их мамы и папы, оказываются, тоже в детстве кого-то или что-то боялись. Услышав об этом, смелее признавались в своих страхах. И это их сближало.

В релаксационных упражнениях обнаруживалось, что не все дети могут закрыть глазки и расслабиться, сохраняя настороженность (тема доверия к миру). Некоторые родители, неожиданно для себя, узнавали, что у ребенка нет в активе ласковых слов для мамы (конспект занятия 7). Было о чем подумать.

Информацию к размышлению получали практически на каждом занятии, а вместе с тем, возникало желание найти ответы на свои вопросы.

Кому нужен детско-родительский игровой тренинг? Конечно, он нужен детям и, в такой же степени, нужен родителям.

Из опыта: Как-то пришел на тренинг папа с 2-мя детьми дошкольного возраста. Благополучная семья. Благополучные дети. На вопрос, что побудило его к участию в игровых занятиях, ответил, что много работает, мало общается с детьми, поэтому хочет компенсировать недостаток общения и хоть немного загладить чувство вины. Кстати, когда участвуют папы, в группе особая атмосфера. Наблюдения показывают, что особенно это важно для детей, которые растут без отцов.

Итак, я – за детско-родительские мероприятия на любые темы и любого формата!

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 3 Презентации для педагогов в блогах коллег 3 В блоге Елены Ивановой [hide]Презентация кружка мягкой игрушки Тула - город с старинным прошлым[/hide].

Ранний возраст. Небольшие презентации для детей. Предлагаю презентации для детей раннего возраста. В мою пед. копилку они попали после прохождения курсов повышения квалификации в АППО (.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кому нужен детско-родительский тренинг?
Опубликовано: 27 июля 2013 в 17:42
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД