Лучший педагог года

Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО

Светлана Байбекова
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО

«В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,

призванные преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Публикация «Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО» размещена в разделах

Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога : обучение, воспитание,развитие ребенка.

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения, т. к. дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности и благоприятным для заложения основ культурных форм коммуникативной деятельности. Ориентированность современного образования, в том числе и дошкольного, на развитие коммуникативной культуры у детей требует соответствующей профессиональной подготовки педагога.

Коммуникативная культура является основной структурной составляющей профессионализма педагога, которая есть, условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

Рассмотрим понятие «культура» с различных точек зрения. Изучение культуры затруднено многогранностью этого понятия. Еще в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком.

Коммуникативность - врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган и т. д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. С. Грехнев, А. А. Леонтьев, В. Н. Мисящев и т. д.).

Как основа профессиональной деятельности педагога понятие коммуникативная культура» определяется как многоуровневая и многофункциональная система, отражающая особенности этико-аксиологических достижений субъекта в его информационном взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.

В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности

Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения.

Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики. «При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда ничего нельзя сделать при помощи силы»

Джон. Леббок английский естествоиспытатель и моралист

«Такт – одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах»

Уильям. Симмз американский писатель

В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть)

рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности.

Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода.

Случается, что педагог демонстрирует неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации. Имеют место конфликты с родителями, несовпадение установок, интересов, потребностей.

Эти барьеры возникают оттого, что педагог далеко не всегда задумывается о психологических закономерностях общения, о значимости коммуникативной культуры. А между тем в современных условиях отхода от авторитарной педагогики коммуникативная культура становится социально и лично значима.

Социальная значимость в том, что педагог, владеющий ею, способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию иидентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении:

• Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения).

• Качество информации (она должна быть правдивой, истинной).

• Существенность (говорить о важном для данной ситуации).

• Вежливость (соблюдать правила речевого этикета)

Нормы – инструменты для достижения оптимальности общения. Выделяется три вида норм.

1. Этические. В основном относятся к мотивам речи, культуре общения. Это доброжелательность, соблюдение всех законов нравственности.

2. Коммуникативные. Связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения.

3. Речевые. Это средства реализации и этических и коммуникативных норм.

А. С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками. Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.

Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

А. А. Кан-Калик в своей классификации типов педагогического общения выделяет :

• общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

• общение на основе дружеского расположения.

• общение - дистанция.

• общение - устрашение.

• общение - заигрывание.

• общение - превосходство.

Чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.

Для развития коммуникативной культуры педагогов ДОУ необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Секреты продуктивного общения

Важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь.

Второй секрет: не спешите сказать «нет».

Третий секрет: избегайте повелительного наклонения. Потренируйтесь в способности, обращаясь к воспитанникам, коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение.

Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Публикации по теме:

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности В ФГОС предусматривается развитие дошкольников.

Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических.

Портфолио профессиональной деятельности педагога. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 40 Гатчинский муниципальный район.

Проблема здоровьесбережения в образовании и профессиональной деятельности педагога детского сада Вопросы сохранения здоровья детей и молодежи были актуальны во все периоды становления и развития образования на разных исторических этапах.

Проект «Саморазвитие профессиональной деятельности педагога» Актуальность Сложившаяся к настоящему времени подготовка педагога в системе высшего педагогического образования не может полностью соответствовать.

Семинар-практикум «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ» Человек образованный — тот,  кто знает, где найти то, чего он не знает               Георг ЗиммельИспользование информационно-коммуникационных.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2» Тренинг «Синдром эмоционального.

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога г. Якутск Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО
Опубликовано: 12 октября 2015 в 18:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД