Концепция «Формирование у дошкольников правил безопасного поведения через разные виды деятельности»

Татьяна Старикова
Концепция «Формирование у дошкольников правил безопасного поведения через разные виды деятельности»

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обуславливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - детей дошкольного возраста.

Для меня, как для матери и для воспитателя, эта проблема представляется настолько жизненно важной, что послужила основанием для выбора данной темы.

Цель моей работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать, отработать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Главным ориентиром в совместной образовательной деятельности является реализация содержания образовательной области «Безопасность».

Детский сад является вторым (после родителей) источником получения детьми знаний и навыков ОБЖ, поэтому подход к организации должен быть очень серьёзным. Считаю, что в дошкольном детстве каждый ребенок приобретает достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

В связи со всем вышесказанным, твердо решила, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Стараюсь охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляю в разных областях деятельности, основные - работа с детьми, родителями.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляю в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения через:

- организованную деятельность детей;

- совместную деятельность взрослых и детей;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Как показали мои педагогические наблюдения, в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.

Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дидактическую игру стараюсь использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

В играх с предметами мне помогают игрушки, реальные предметы.

Настольно-печатные игры - они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставлю задачу и создаю ситуация, требующую осмысления последующего действия.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру стараюсь использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ.

Для отработки правил поведения с незнакомыми людьми предлагаю детям специально подготовленные игры - драматизации, при этом использую образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Как я убедилась не раз, плодотворным и результативным материалом по ОБЖ являются сказки. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Согласитесь, слушая сказку, узнаешь все правила ОБЖ. В общем, сказка - ложь, да в ней намек. Мне кажется, что если ребенку не просто читать сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то можно заложить основы необходимых правил безопасности.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные моменты, помогают мне закреплять знания и умения личной безопасности у наших воспитанников.

Хорошо зарекомендовал себя метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Эффективным, практичным и интересным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

В процессе освоения детьми трудовой деятельности обучаю правильному обращению с бытовыми предметами, обращая особое внимание на меры предосторожности.

Физическая подготовка - фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников - развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Чтобы разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка на дороге, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и работниками ГИБДД.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер.

Понимаю, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.

Считаю, что решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций, тем чаще будет звучать радостный смех, чаще будут появляться улыбки на лицах детей.

Публикации по теме:

Безопасность дошкольника. Консультация для родителей. Безопасность дошкольника во многом зависит от того какие знания в его голову заложат родители в раннем детстве. Дети в возрасте до пяти.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» в рамках ФГТ Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» в рамках ФГТ. В соответствии с Федеральными.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Концепция «Формирование у дошкольников правил безопасного поведения через разные виды деятельности»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 21:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...