Лучший педагог года

Концепция педагогической деятельности по ЗОЖ.

оксана морозова
Концепция педагогической деятельности по ЗОЖ.

Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. Ее важность обусловлена негативными тенденциями состояния здоровья населения страны в целом и детской популяции в частности. По данным исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО в дошкольном возрасте всего около 5,6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, остальные – ослабленное здоровье.

Публикация «Концепция педагогической деятельности по ЗОЖ,» размещена в разделах

Полученные в результате обследования данные воспитанников нашего ДОУ также внушают опасения: абсолютно здоровых детей – 4,2%, ослабленных – 88,7%, хронически больных – 6,6%. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья, приобщения дошкольников к основам здорового образа жизни стала актуальной.

Ее разрешение мы нашли в трудах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева, С. А. Козловой, О. А. Князевой, Ивановой А. И., Шорыгиной Т. А. и др., которые отводят особое место в целостном педагогическом процессе приобщению детей к здоровому образу жизни.

В связи с этим целью моей профессиональной деятельности считаю организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Достижению поставленной цели, на мой взгляд, способствует решение следующих задач:

1. Содействие осознанию дошкольниками здоровья как высшей ценности, повышению ответственности за него.

2. Формирование знаний и представлений о здоровье человека (физическом, психическом, социальном, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, закаливания, здорового питания).

3. Содействие овладению воспитанниками полезными привычками, стойкими культурно-гигиеническими навыками, элементарными умениями самооздоровления.

4. Развитие мотивации у ребенка к освоению основ здорового образа жизни.

Работа по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни строится на следующих принципах:

1. Принцип природосообразности.

Подразумевает учет возрастных и индивидуальных психофозиологических особенностей детей, ориентация на конкретного ребенка с его потребностями, способностями, интересами. Диктует необходимость изучения состояния здоровья каждого ребенка, организации работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на основе диагностики.

2. Принцип научности.

Предусматривает проектирование, осуществление и анализ воспита-тельно-образовательного процесса на основе применения достижений фун-даментальных научных исследований.

3. Принцип комплексности.

Обеспечивается многофакторностью и содержательным разнообразием педагогического процесса. Предполагает тесное взаимодействие педагога с медицинским персоналом, психологом и уз-кими специалистами.

4. Принцип осознанности.

Обращен на осознание самим воспитанником необходимости ведения здорового образа жизни.

При этом считаю принцип осознанности ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению к собственному здоровью, стойкой положительной мотивации к освоению основ здорового образа жизни.

Для получения положительного результата работы считаем необходимым создание следующих условий:

• психолого–педагогических условий (учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода);

• организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

• сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива, воспитанников и родителей).

В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни мы используем разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения, методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, ил-люстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Приоритетным считаем игровые и практические методы, так как в ак-тивной деятельности есть большая возможность для познания окружаю-щего мира, формирования полезных привычек, физического и психического развития детей.

Для изучения результатов эффективности работы служит педагогиче-ская диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности представлений дошкольников о здоровье, об элементах здорового образа жизни; определить уровень овладения дошкольниками культурно-гигиеническими навыками, привычками здорового образа жизни, элементарными умениями самооздоровления; произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

Подводя итог выше сказанному, считаем необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов педагогической работы, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

Система работы.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоро-вью.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, в дошкольном возрасте всего около 5,6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, остальные – ослабленное здоровье.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А. Баранов, С. Толстова и др.). Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Проблема формирования здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности, вклад в разработку которой внесли: А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова и другие. В рамках дошкольной педагогики данным понятием и его содержанием занимались В. Г. Алямовская, М. Л. Лазарев, С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и многие другие, исследования которых показали, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к своему здоровью, осознанные представления о своем организме, органах чувств, умения реализовать знания об основах здорового образа жизни.

В связи с этим приоритетом моей профессиональной деятельности является работа по приобщению детей к здоровому образу жизни, целью которой считаю организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Достижения поставленной цели добиваюсь решением следующих за-дач:

1. Содействую осознанию дошкольниками здоровья как высшей ценно-сти, повышению ответственности за него.

2. Формирую знаний и представления о здоровье человека (физическом, психическом, социальном, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, закаливания, здорового питания).

3. Содействую овладению воспитанниками полезными привычками, стойкими культурно-гигиеническими навыками, элементарными уме-ниями самооздоровления.

4. Развивая мотивации у ребенка к освоению основ здорового образа жизни.

Систему своей работы строю на основании следующего методического и психолого-педагогического сопровождения : программы и методического руководства по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду «Радуга» Т. Н. Дороновой, разработок В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева, С. А. Козловой, О. А. Князевой, Ивановой А. И., Шорыгиной Т. А. и др.

Систему работы по приобщению детей к здоровому образу жизни строю с учетом следующих условий:

психолого–педагогических условий (реализация принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода);

организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива, медицинского персонала, воспитанников и родителей).

Наиболее важной, считаю организацию дифференцированного взаимодействия между педагогами, детьми и их родителями, включающее взаимное уважение, принятие индивидуальности, неповторимости каждого субъекта.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения постав-ленных задач особо актуальным является создание предметно-развивающей среды в группе, включающей в себя наглядный материал, художественные средства, материалы для организации практической и игровой деятельности, ТСО, «Уголок здоровья».

1. Наглядный материал:

Схемы для выражения эмоций, выполнения точечного массажа.

Картины, карточки, репродукции картин.

Альбомы: «Я, и моё здоровье» (содержит фотографии детей, красочные отпечатки кистей рук и стоп, антропометрические данные, «Наши заня-тия физкультурой», «Спорт», «Больница» и т. д.

Рисунки детей («Что я люблю больше всего?», «Я на прогулке», «Моё настроение»).

2. Художественные средства:

Аудиозаписи музыкальных произведений (классических, народных, со-временных);

Аудиозаписи звуков природы (шум прибоя, звуки дождя, грозы, пение птиц и т. д.)

Музыка – одно из средств укрепления психического здоровья детей. Способствует развитию творчества, фантазии, эмоциональной сферы. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру. Широко использую мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети расслабляются, затихают и засыпают.

Художественная и познавательная литература (энциклопедии, рассказы, сказки, стихи и т. п.).

3. Материалы для организации практической и игровой деятельности «Минилаборатория», «Уголок здоровья», оборудование и материал для организации дидактических и сюжетно-ролевых игр.

«Минилаборатория» :

- алгоритмы опытов и наблюдений, таблицы, схемы, коллажи, журналы исследований;

- приборы-помощники (микроскоп, увеличительные стёкла, чашечные весы, безмен, песочные часы, секундомер);

- контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

- сосуды разной конфигурации, объёма и прозрачности;

- бросовый и технический материал;

- разные виды бумаги;

- безопасные красители;

- медицинский материал;

- зеркала, таз, нитки, пуговицы, трубочки для коктейля, теннисные мячики и т. д.).

Предложенный материал используется на познавательных занятиях, в свободной деятельности для организации опытов и экспериментов со своим телом («Как бьется наше сердце», «Мой рост», «Волшебное дыхание», «Наши зубки», «Полезные продукты питания» и т. д.).

Игры, эксперименты с природным и другим материалом, его обследование способствуют эмоциональному развитию дошкольников (например, камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага – для снятия стресса., напряжения, негативных эмоций).

«Уголок здоровья» :

- массажеры;

- рефлекторные дорожки;

- тазы для организации закаливающих мероприятий;

- «сухой минибассейн»;

- физкультурное оборудование для организации подвижных игр, физических упражнений (маски, ленточки, скакалки, мешочки для метания, мячи, шнуры и «Змейки» для перепрыгивания и др.).

Ежедневно с воспитанниками группы организую закаливание «Вол-шебная дорожка». Закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, проходят по рефлекторной дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, наполненных разной по температуре водой. После этого ходят по дорожкам до высыхания ног. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.

Упражнения в «сухом минибассейне» способствуют развитие мелкой моторики и телесных ощущений. «Купая» в нём руки дети выполняют упражнения «Найди игрушку», «Определи на ощупь» и др., что способствует формированию тактильных ощущений, вызывает массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект.

В своей работе использую нетрадиционное оборудование, оборудование, изготовленное своими руками и родителями с целью повышения двигательной активности дошкольников: «змейки», «цветные палочки», «пеньки», дуги в форме животных. Весь инвентарь отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными.

Оборудование и материал для организации дидактических и сюжетно-ролевых игр.

В работе с детьми использую дидактические игры «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т. д.

Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют за-думываться о здоровье.

Сюжетно-ролевые игры («Больница», «Спасатели» и др.) используются мною как средство всестороннего развития дошкольников. В них отрабатываю модели позитивного поведения в различных жизненных ситуациях, проигрываются ролевые взаимодействия.

4. ТСО (DVD проигрыватель, телевизор, магнитофон).

Использование в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста разнообразных средств, материалов и оборудования позволяет задействовать все канала восприятия, познакомить детей с разнообразными жизненными ситуациями.

Эффективность работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни обеспечивается проектированием оптимального сочетания методов, приемов, форм, средств и содержания деятельности. Среди которых, считаю необходимым отметить следующие формы организации: занятия, эксперименты, досуги и развлечения, экскурсии, прогулки.

Формированию мотивации на здоровый образ жизни в полной мере способствует организация с детьми цикла познавательных занятий.

Занятия длительностью 25 минут проводятся в течение всего учебного года, с использованием элементов программы А. И. Ивановой «Живая экология». При этом дети старшего дошкольного возраста показывают следующие результаты:

1. В развитии познавательной сферы:

знания о строении и жизнедеятельности человека;

знания о росте и развитии человека;

знания о физиологических факторах.

2. В развитии продуктивной сферы:

способность приобретать прочные навыки бытового и обслуживающего труда и культурно-гигиенические навыки;

развитие самостоятельности, осознанности.

3. В социальной и эмоциональной сферах:

знания основных эмоций и чувств, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

наличие дружеских чувств в детском коллективе;

позитивное, уважительное отношение к родителям.

4. В формировании нравственной сферы:

умение замечать чужую боль, желание помочь;

наличие уважительного отношения к труду людей и его результатам;

проявление толерантного отношения к людям разного пола, возраста, национальности и исповедуемой религии, физического состояния.

5. Мотивация на сохранение здоровья:

знания о болезнях и причинах их возникновения;

отношение к здоровью как к ценности, знания о факторах его сохранения

осознание полезного влияния на здоровье физических упражнений и закаливания.

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей до-школьного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен также заботится и о здоровье самого ребенка, поэтому в работе мною применяются здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз (способствует снятию усталости, напряжения, помогают справиться со зрительной нагрузкой, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж и т. д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.

Экспериментальная деятельность позволяет ребенку простроить и увидеть причинно-следственные связи, решать задачи развития логики мышления.

При проектировании педагогического процесса использую :

наглядные методы (наблюдения (строение человека, состояние организ-ма, самонаблюдение, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр познавательных мультфильмов и др.);

словесные (беседы, рассказы, чтение художественной и познавательной литературы, совместное составление с детьми сказок и рассказов и т. п. ;

практические (упражнения, моделирование, решение логических задач);

игровые.

При этом приоритетными считаю игровые и практические методов, так как в активной деятельности есть большая возможность для познания окружающего мира, формирования полезных привычек, физического и психического развития детей.

В воспитательно-образовательной работе с детьми реализую «Гимнастику маленьких волшебников». При этом дошкольники не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У ребёнка формируется позитивное ценностное отношение к собственному телу.

Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую дыхательную гимнастику, элементы психогимнастики. При этом учитываю требования к составлению комплексов:

- упражнения должны быть доступными;

- необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным;

- упражнения должны закрепляться в домашних условиях.

Отличительная особенность представленных выше упражнений – их благотворное воздействие на организм ребенка, возможность использования в самостоятельной деятельности с целью самооздоровления.

Ежедневно в своей работе применяю пальчиковые игры (в свободное время, на прогулках, упражнения в сухом бассейне, на занятиях, в утренний отрезок времени). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую пальчиковые игры с предметами (прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т. д.) и без них.

Наряду с традиционными методами оздоровления реализую самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж организую 1-2 раза в день.

Задаче развития мотивации у ребенка к освоению основ здорового образа жизни способствует игра, в которой развиваются физические качества, психика дошкольника.

При организации режима дня воспитанников нашей группы активно применяю подвижные игры. При этом учитываю индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню физического развития, степени подвижности детей, по содержанию).

Во время игр используем:

- применение красочных масок и инвентаря;

- изменение продолжительности и количества повторений игры;

- упрощение или усложнение правил игры;

- уменьшение или увеличение количества действий;

- организация «дома» для отдыха детей во время игры или отказ от него.

Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно реализуют в самостоятельной деятельности.

Особо важным в системе своей работы считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий консультации по вопросам оздоровления дошкольников в домашних условиях, разработку рекомендаций по закаливанию, организации режима дня. Наиболее эффективным считаю знакомство и обучение родителей приемам оздоровления (элементам пальчиковой, дыхательной гимнастики, подвижным играм).

Для определения эффективности приобщения детей к здоровому образу жизни проводится диагностика, включающая в себя определение знаний детей о здоровье, развитии и функционировании организма, об элементах здорового образа жизни, выявление уровня овладения культурно-гигиеническими умениями и навыками, навыками самооздоровления, проявлений эмоционально-ценностного отношения к здоровью.

Успешное выполнение задач приобщения дошкольников к здоровому образу жизни возможно только при тесном сотрудничестве всех членов педагогического коллектива, применения комплекса средств, методов, форм оздоровления, осуществления своевременной диагностики и коррекции.

Подводя итог выше сказанному, считаю необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы, рациональное применение методов, средств, форм, предложенных выше, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Приложение 1.

Предметно-развивающая среда по разделу

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к здоровому образу жизни»

Наглядный мате-риал: Художественные средства: Материалы для органи-зации практической и игровой деятельности : ТСО:

Схемы для вы-ражения эмо-ций, выполне-ния точечного массажа.

Картины, кар-точки, репро-дукции картин.

Альбомы: «Я, и моё здоровье», «Наши занятия физкультурой», «Спорт», «Больница» и т. д.

Рисунки детей. Аудиозаписи музыкальных произведений.

Аудиозаписи звуков природы.

Художественная и познавательная литература.

«Минилабаратория».

«Уголок здоровья».

Оборудование и ма-териал для органи-зации дидактиче-ских и сюжетно-ролевых игр. (DVD проигрыва-тель, телевизор, магнитофон).

Приложение 2.

Обследование детей по разделу

«Овладение основами здорового образа жизни»

(старший дошкольный возраст)

Ф. И. ребен-ка Знания детей о здоровье, развитии организма, фи-зиологических факторах Овладение навыками бытового и обслужи-вающего труда, куль-турно-гигиеническими навыками Развитие эмоциональной сферы, овладение куль-турой поведения, прояв-ление нравственных чувств Моти-ва-ция

строение и жизнедеятельность человека рост и развитие человека половые различия физиологические факторы значение физических упражнений для пол-ноцен-ного развития орга-низма гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

навыки культурной еды навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользо-вания навыки поддержания порядка в окружающей обстановке знания основных эмоций и чувств умение адекватно вы-ражать свое эмоцио-нальное состоя-ние проявление позитивного, уважительного отношения к родителям В формировании нравственной сферы Мотивация на сохранение здоровья

Показатели овладения старшими дошкольниками основами здорового образа жизни.

Знания детей о здоровье, развитии организма, физиологических факторах:

владеет знаниями о строении и жизнедеятельности человека (внутренних органах и органах чувств (их местонахождении, значении основной функции);

называет признаки сходства и различия в строении человека и животных;

различает людей разных национальностей и рас, называя особенности внешнего вида и их причины;

имеет представления о возрастных периодах жизни человека (внутриутробная жизнь, детство, юность, зрелость, старость);

определяет особенности новорожденных и грудных детей;

называет половые различая;

определяет значение и влияние на здоровье различных физиологических факторов (пищи, витаминов, воды, воздуха, физических упражнений);

называет основные условия, необходимые для жизни человека (тепло, свет, общество других людей).

Овладение навыками бытового и обслуживающего труда, культурно-гигиеническими навыками:

самостоятельно следит за чистотой рук и лица, ногтей и ног, моет их по мере загрязне-ния, устраняет непорядок в прическе, одежде;

свободно пользуется вилкой, ножом, ест аккуратно, во время еды сохраняет пра-вильное положение, по окончании благодарит взрослых;

быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит на место обувь;

владеет навыками поддержания порядка в окружающей обстановке (умеет вытирать пыль со шкафов, мыть и протирать игрушки и пособия, ремонтировать книги);

владеет трудовыми навыками (подметать и расчищать дорожки от мусора, от снега, развешивать полотенца, после сна самостоятельно убирать постель).осознает биологический смысл всех гигиенических процедур, необходимость сохранения чи-стоты и индивидуальности пользования предметов личной гигиены

проявляет самостоятельность;

владеет навыками самомассажа.

Развитие эмоциональной сферы, овладение культурой поведения, проявление нравствен-ных чувств:

знает основные эмоции и чувства;

умеет адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

проявляет дружеских чувств в детском коллективе (с удовольствием играть и разгова-ривать с товарищами; иметь постоянных друзей и подруг; уважительно и вежливо об-щаться со сверстниками и взрослыми людьми);

проявляет позитивное, уважительное отношение к родителям;

умеет замечать в реальной жизни чужую боль (видит в своем окружении страдание человека, животных, растений и стремиться им помочь);

уважительно относится к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки;

понимает, что беременность и роды являются сложными процессами, поэтому мама нуждается в особо бережном отношении, когда ждет ребенка, помощи и заботе;

уважительно относится к труду людей и его результатам;

проявляет толерантное, уважительное отношение к людям разного пола, возраста, национальности и исповедуемой религии.

Мотивация на сохранение здоровья:

владеет знаниями о болезнях и причинах их возникновения (дифференцирует понятия «здоровье» и «болезнь»;

называет болезни (их признаками и причинами возникновения, в том числе из-за ухудшения состояния окружающей среды, плохого отношения людей друг к другу);

владеет знаниями о профессии врача (ее значением и функциями, проявляет к нему положительное отношение;

понимает, что свое здоровье надо беречь самому;

понимает взаимосвязь состояния здоровья и поведением человека, соблюдением гиги-енических мероприятий;

самостоятельно соблюдает правила безопасности в быту, процессе труда, во время за-нятий;

знает и соблюдает правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах;

осознает полезное влияние на здоровье физических упражнений и закаливания.

Уровни овладения детьми основами здорового образа жизни:

Ниже среднего – знания ребенка бессистемны, бытовые. Поведение не самостоятельно, требуется напоминание и контроль взрослого.

Средний уровень – ребенок владеет знаниями, но не устанавливает причинно-следственные связи. Трудовые операции, гигиенические процедуры совершает при напоминании педагога.

Высокий уровень – знания соответствуют научным данным, системны. Ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Умения и навыки сформированы в полном объеме, трудовые операции, гигиенические процедуры выполняет самостоятельно, не нуждается в контроле взрослого.

Приложение 3.

Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни.

Месяц Форма работы, тема Цель

Сентябрь Занятие (познавательное) «Строе-ние человека». Обобщить имеющиеся у детей знания о строении человеческого организма, формировать представление о том, что каждая часть тела и каждый орган человека имеют большое значение для него.

Викторина «Чем отличается муж-ской организм от женского». В игровой форме обобщать представ-ления детей об отличиях мужского и женского организма. Знакомить с развитием человеческого организма.

Эксперименты «Как органы челове-ка помогают друг другу?». Формировать знания детей о том, как органы могут заменять друг друга.

Октябрь Занятие (познавательное) «Скелет человека». Знакомить детей со строением и зна-чением костной системы.

Дидактические игры «Зачем чело-веку руки?», «Что лучше: руки или ноги?». Утонять знания детей о строении, значении, функциях конечностей че-ловека.

Игра-конкурс «Сколькими спосо-бами может передвигаться чело-век?». Закреплять представления о том, что одно и тоже действие можно выпол-нить разными способами, необходи-мости находить оптимальный вари-ант. Систематизировать знания детей о влиянии двигательной активности на здоровье человека.

Ноябрь Занятие (познавательное) «Позна-комься со своей кожей». Знакомить детей с внешним видом, строением, уточнять значение кожи.

Беседа «Чистота – залог здоровья». Систематизировать знания детей о значении гигиенических процедур для здоровья человека.

Игра-конкурс «Какими способами можно очистить свою кожу?». Развивать у детей воображение, спо-собность мыслить нестандартно, по-казать, что любое действие можно выполнять разными способами.

Декабрь Занятие (познавательное) «Наши зубы». Формировать представления о строе-нии и значении зубов.

Дидактическая игра «Берегите зу-бы». Закреплять навыки поддержания чи-стоты ротовой полости, уточнять знания детей о сохранении здоровья зубов (правила чистки, здоровая пи-ща, правила поведения, позволяющие избежать травм ротовой полости).

Игра-конкурс «Сколькими спосо-бами можно есть хлеб?». Развивать мыслительные способно-сти детей.

Январь Занятие (познавательное) «Дыха-тельная система человека» Расширять представления о строении и функционировании дыхательной системы.

Дидактическая игра «Микробы». Познакомить детей с простейшими микроорганизмами.

Игра-упражнение «Гигиена дыха-тельной системы». Учить правилам ухода за органами дыхания, правилам бережного отно-шения к ним, профилактике инфек-ций.

Февраль Занятие (познавательное) «Сердце и сосуды» Познакомить детей со строением, функционировании кровеносной си-стемы (сердце, сосуды, кровь, пульс).

Эксперимент «Работа сердца. Пульс». Уточнять значение внутреннего орга-на для жизни человека. Развивать способность анализировать результа-ты опыта.

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Учить детей простейшим навыкам первой медицинской помощи (обра-ботка и перевязка ран).

Март Занятие (познавательное) «Пита-ние». Познакомить детей с пищеварением (строением, функциями, правилами безопасностями).

Дидактическая игра «Полезные продукты питания». Формировать знания о полезных про-дуктах питания, кулинарных блюдах.

Игра-конкурс «Как правильно есть?» Закреплять навыки культурного по-ведения во время приема пищи (по-ведение за столом, использование столовых приборов, культура еды).

Апрель Занятие (познавательное) «Как мы говорим» Формировать знания детей об обра-зовании речи.

Эксперименты «Для чего нужен язык?» Систематизировать знания детей о функциях языка (пищеварении, ре-чи).

Развлечение «Что? Где? Когда?» Обобщать и систематизировать зна-ния воспитанников о сохранении и укреплении здоровья людей, факто-рах, на него влияющих.

Май Занятие познавательное «Мои чув-ства, мое настроение». Расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состоя-ниях, устанавливать доброжелатель-ную атмосферу в группе.

Дидактическая игра «Что такое хо-рошо и что такое плохо». Учить детей отличать хорошее пове-дение от плохого.

Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. Развивать способность понимать и различать основные эмоциональное состояния.

Список литературы

1. Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для ра-ботников дошк. учреждений/ А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 143с.

2. Иванова А. И. Человек. Естественно-научные наблюдения и экспери-менты в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224с.

3. Фесюкова Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х. : ЧП «АНГРОПЛЮС», 2010. – 192с.

4. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение, 1990. – 128с.

6. И. В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. : Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400с.

7. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Спортивное мероприятие «Веселые старты», заключительный этап проекта.Спортивное мероприятие «Веселые старты», заключительный этап проекта. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция педагогической деятельности по ЗОЖ.
Опубликовано: 14 января 2013 в 19:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД