Концепция воспитателя

Наталья Николаевна Шарапова
Концепция воспитателя

АКТУАЛЬНОСТЬ

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ.

Таким образом из всего сказанного логично следует цель опытно – экспериментальной работы: воспитание творческой личности.

В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

3 Развитие сенсорных механизмов, которыми ребенок познает и будет дальше познавать мир;

4. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий;

5. Развитие самостоятельности – как основной, базовой характеристики взрослеющей личности.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Одна из концептуальных задач, решаемых ДОУ – своевременное и максимальное использование дошкольного детства, как чрезвычайно сензитивного периода для формирования основ творческой личности, большая роль в решении этой задачи отводится время на совместную и самостоятельную опытно – экспериментальную деятельность.

Воспитание творческой личности в процессе опытно – экспериментальной деятельности возможно при наличии в ДОУ необходимых

условий:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.

5. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

НОВИЗНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:

• Формирование новой позиции равенства игры и экспериментирования, их ведущем характере и не заменимой роли в личности развития дошкольника;

• Возможность эффективной интеграции воспитательно-образовательных задач и различных видах детской деятельности.

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ:

• развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?»

• формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

• развитие доказательной речи дошкольников;

• приобщение детей к исследовательской деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открываться для его творческой деятельности.

Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

I этап (начальный):

• изучение научно-методической литературы по данной теме,

• разрабатывание системы работы:

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.

Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность имеет немаловажное значение в развитии детской.

II этап (основной)

За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как во время совместной образовательной, так и в свободной самостоятельной деятельности.

А речевое экспериментирование? В чем его суть? Прежде всего, в создании такой атмосферы в группе, когда детям хочется общаться: между собой и с педагогом. Познавая на речевых занятиях грамматические правила, «конструируя» слова из букв, дети реагируют на комбинаторность речи – по-разному сочетая слова, рассказать можно что угодно из того, что знаешь. Об одном и том же можно сказать по-разному – коротко, конкретно и более полно, используя речевые «детали», от которых рассказ становится интересен для окружающих, увлекательным и запоминающимся.

III этап (заключительный)

В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Исследование состояло из 3 этапов:

1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;

2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;

3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, по новому взглянуть на проблему творческого экспериментирования, применить интегративный подход, обеспечив тем самым новое качество образовательной деятельности в современном детском саду.

Публикации по теме:

Формирование нравственных черт характера в трудовой деятельности Формирование нравственно-волевой сферы- важное условие всестороннего развития личности ребёнка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном.

Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций. «…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Концепция воспитателя
Опубликовано: 19 января 2014 в 18:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...