Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста

ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Конференция педагогических работников «Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта»

"Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Здоровье – бесценное достояние всего человечества. В настоящее время в обществе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни, так как здоровье основное условие залога полноценной и счастливой жизни.

Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает ему долгую и счастливую жизнь. А жизнь человеку дона одна. Поэтому необходимо прожить её так, что бы потом было что вспомнить и чем гордиться. Для того чтобы достичь поставленных перед собой целей, решить жизненно необходимые задач, следует вести здоровый образ жизни.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», который объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

В период модернизации дошкольного образования воспитателям детских садов дана уникальная возможность расширять и углублять сеть образовательных услуг, включая в режим дня, кроме программных, еще и другие дополнительные виды деятельности. Одним из таких новых видов в нашем дошкольном учреждении стал детский туризм, который направлен не только на развитие физических качеств и формирования основ здорового образа жизни, но и на интеллектуальное, нравственное и познавательное развитие ребенка дошкольного возраста.

Детский туризм неразрывно связан с краеведением, имеет цель расширения знаний в области естественных наук, укрепления здоровья, является эффективной формой активного отдыха, развивает жизненно необходимые качества.

Туризм в воспитательно- образовательной деятельности занимает значительное место и имеет образовательную, оздоровительную и воспитательную ценность.

Туризм, в переводе с французского языка, означает прогулка, путешествие. А главными его целями являются: развлечение, релаксация и познание. Туристической деятельности соответствуют все образовательные области, но основной является «Физическое развитие», которая направлена на решение задач сохранения и укрепление здоровья дошкольников не только физического, но и психического; развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, на формирование у них потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Туризм – важнейшее средство воспитания, которое, благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к взрослой жизни. Для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, завораживающий образа жизни. А для педагогов туризм – способ лучше и ближе понять своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Работа в данном направлении ведется в нашем учреждении не один год, но углубленное изучение данного вопросы стало возможным менее двух лет назад. Подготовка к туристической деятельности начинается в стенах дошкольного учреждения с бесед и рассказов воспитателя, сопровождаемых просмотрами мультимедийных программ на темы:

-«Что такое туризм

- «История и разнообразие туристических походов» и т. д.

Практическими занятиями физической культуры: ОРУ, тренинги на развитие физических качеств, игры на сплочение единого коллектива. C большим интересом ребята учатся вязать узлы, выкладывать разные виды костров.

В ходе работы над данной темой нас посетила идея: придумать название отряда, эмблему, девиз, песню. И самым главным и ответственным моментом в этой работе стало создание и посвящение ребят и их родителей в поисково-исследовательский отряд «Туристята».

Наш первый, но не последний поход с родителями – стал настоящим открытием для всех участников отряда. Счастливые лица детей, держащих за руки своих родителей. В предвкушении чего-то нового, дети не замечали, как они привлекали внимание проходящих и проезжающих мимо людей, они гордо шагали вперед. Впереди их ожидала проверка теоретических знаний на практике: очистка места бивака от мусора, сбор дров, разведение костра, приготовление пищи, преодоление препятствий и самое главное – посвящение.

Главным свидетельством нашей деятельности является «Летописная книга», в которой отражаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи клуба.

Для развития физических качеств и тренировок по подготовке к походам мы используем нетрадиционное оборудование: «Мишка - ловишка», «Лыжники», «Мотальщики», «Мешки – прыгуны», «Рыболовы», «Туннель».

Важную роль в подготовке к туристической деятельности играет обучение детей ориентированию, у детей формируются навыки ориентировки в пространстве и на определенной местности, развивается глазомер, ловкость, быстрота реакции. Это могут быть игры-задания по отыскиванию заданного предмета, целенаправленное движение по стрелкам- ориентирам с указанием направлений: вправо, влево, вперед, назад и т. д., разработка карты- схемы или плана детского участка или территории дошкольного учреждения, действия по словесным командам. В результате проведения такой предварительной работы у детей развивается двигательная координация, скоростно-силовые качества, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, воля и целеустремленность.

Также интересны детям виртуальные игры – путешествия. К сожалению, в условиях проживания нашего города не все доступно для нас. Живя в дали от театров, музеев, исторических достопримечательностей мы, к сожалению, не можем в полном объеме рассказать детям о всей красоте и богатстве данных мест. Здесь на выручки приходит современное оборудование и технологии.

Виртуальные путешествия «Сочи 2014» дал возможность родителям и ребятам побывать на олимпийских играх. На первый взгляд ничего особенного, но приняв активное участие в путешествии, родители были в восторге, а ребята еще долго делились впечатлениями. Все путешествие прошло на положительных эмоциях, звучал смех, было видно интерес в глазах. Каждый получил заряд положительных эмоций. После мероприятия родителями были озвучены только наилучшие пожелания в работе с детьми, а многие ребята воодушевившись, решили в будущем стать великим спортсменами. Для таких путешествий нами сделан универсальный транспорт – трансформер.

Игры-эксперименты, в которых дети знакомятся со свойствами природных объектов, предметов, природными явлениями, учатся применять полученные знания в практической деятельности. Для самостоятельных исследований дети используют карты схемы.

Главную роль в подготовке к выходу на туристскую тропу несёт подвижная игра на развитие всех физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и т. д. ; гимнастика, закаливающие процедуры. Основные задачи каждого путешествия: закаливание детского организма, тренировка и закрепление физических качеств, активный отдых, и, конечно – познание родного края, воспитание патриотических чувств, заботливого отношения к природе, умения видеть, ценить и преумножать ее богатства.

На конечном пункте следования организуются мероприятия спортивно - развлекательного характера с элементами эстафеты, состязаний, с применением полученных навыков. Для детей очень важен эмоциональный настрой и эмоциональное состояние при проведении подобных мероприятий, иначе цель путешествия не будет достигнута. Поэтому желательно продумать и приготовить различные интересные атрибуты для игр и соревнований, как по пути следования группы, так и в конечном пункте. Детей могут встречать сказочные персонажи и герои литературных произведений. Для детей весь поход - это игра, где они активно участвуют и учатся поступать согласно создавшейся ситуации, они очень энергичны, и направить энергию в нужное русло – задача педагогов

Опыт работы показывает, что ребенок, живущий в семье, ведущей правильный образ жизни, достигает более высокого уровня развития. Ведь правильный образ жизни это не только спорт, это экскурсии к памятным местам, посещения театров и кинотеатров, музеев, достопримечательностей, предприятий разных отраслей и т. д.

После каждого путешествия нами создается материал для закрепления, углубления знаний детей об увиденном:

-«Райчихинск – мой город родной»

- «Пожарная часть»

- «Библиотека»

- «Природная красота парка во все времена года»

Дети – это «губка», которая впитывает информацию, полученную из окружающего мира. При этом большое удовольствие доставляет ее получение через собственное познание. Дети очень наблюдательны. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Полноценное развитие ребенка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей. В связи с этим, нами был найден подход к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, который активизирует познавательную активность, умение мыслить самостоятельно, делать свои выводы, умозаключения, анализировать окружающую действительность, укреплять здоровье детей. Я считаю, таким средством воспитания детей и является туризм.

Отправляясь с детьми на экскурсию в воинскую часть, пожарную часть города Райчихинска, дети получают представление о работе настоящих мужчин, о героях прошлого и настоящего времени в реальной жизни. А ведь героями не рождаются, героями становятся. А для этого необходимо приложить максимум усилий по работе над собой. И если ребенок после экскурсии сказал, что он будет пожарным или военным, то экскурсия не прошла даром. Это очевидное начало к стремлению у ребенка быть сильным, ловким и смелым. А за этим стоит правильный выбор образа жизни. И это похвально.

Свои впечатления от проделанной работы дети отображают в продуктивной деятельности: рисунках, аппликации, конструировании, лепке, учатся составлять рассказы по данной тематике, т. е. полученные знания успешно интегрируются во все образовательные области через различные формы и виды деятельности.

Уже сейчас, проводя промежуточное мониторинговое обследование, прослеживается положительная динамика по всем разделам диагностики, особенно по физическим показателям. А положительный результат – это всегда толчок к продвижению вперед, стремление не останавливаться на достигнутом, а продвигаться дальше и дальше к более высоким показателям.

Не зря восточная мудрость гласит: - «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десять лет вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Прикреплённые файлы:

000040_hhst7.pptx | 23616,89 Кб | Скачан: 72
 
Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении. "Мы за здоровый образ жизни! вы?. " Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сохранение здоровья.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 марта 2014 в 12:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье»
Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между детьми могут...
Конспект ОД по познавательному развитию «Вспорхнул и полетел… живой цветок» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах воды;...
Фотоотчет «Аппликация в старшей группе «Скворечник для скворушки»
Уважаемые коллеги! Очень уж хочется нашим деткам, что бы на территории детского сада поселились скворушки. Однако, после строительства нового корпуса...
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…»
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка. » Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в...