Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста

ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Конференция педагогических работников «Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта»

"Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Здоровье – бесценное достояние всего человечества. В настоящее время в обществе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни, так как здоровье основное условие залога полноценной и счастливой жизни.

Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает ему долгую и счастливую жизнь. А жизнь человеку дона одна. Поэтому необходимо прожить её так, что бы потом было что вспомнить и чем гордиться. Для того чтобы достичь поставленных перед собой целей, решить жизненно необходимые задач, следует вести здоровый образ жизни.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», который объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

В период модернизации дошкольного образования воспитателям детских садов дана уникальная возможность расширять и углублять сеть образовательных услуг, включая в режим дня, кроме программных, еще и другие дополнительные виды деятельности. Одним из таких новых видов в нашем дошкольном учреждении стал детский туризм, который направлен не только на развитие физических качеств и формирования основ здорового образа жизни, но и на интеллектуальное, нравственное и познавательное развитие ребенка дошкольного возраста.

Детский туризм неразрывно связан с краеведением, имеет цель расширения знаний в области естественных наук, укрепления здоровья, является эффективной формой активного отдыха, развивает жизненно необходимые качества.

Туризм в воспитательно- образовательной деятельности занимает значительное место и имеет образовательную, оздоровительную и воспитательную ценность.

Туризм, в переводе с французского языка, означает прогулка, путешествие. А главными его целями являются: развлечение, релаксация и познание. Туристической деятельности соответствуют все образовательные области, но основной является «Физическое развитие», которая направлена на решение задач сохранения и укрепление здоровья дошкольников не только физического, но и психического; развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, на формирование у них потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Туризм – важнейшее средство воспитания, которое, благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к взрослой жизни. Для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, завораживающий образа жизни. А для педагогов туризм – способ лучше и ближе понять своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Работа в данном направлении ведется в нашем учреждении не один год, но углубленное изучение данного вопросы стало возможным менее двух лет назад. Подготовка к туристической деятельности начинается в стенах дошкольного учреждения с бесед и рассказов воспитателя, сопровождаемых просмотрами мультимедийных программ на темы:

-«Что такое туризм

- «История и разнообразие туристических походов» и т. д.

Практическими занятиями физической культуры: ОРУ, тренинги на развитие физических качеств, игры на сплочение единого коллектива. C большим интересом ребята учатся вязать узлы, выкладывать разные виды костров.

В ходе работы над данной темой нас посетила идея: придумать название отряда, эмблему, девиз, песню. И самым главным и ответственным моментом в этой работе стало создание и посвящение ребят и их родителей в поисково-исследовательский отряд «Туристята».

Наш первый, но не последний поход с родителями – стал настоящим открытием для всех участников отряда. Счастливые лица детей, держащих за руки своих родителей. В предвкушении чего-то нового, дети не замечали, как они привлекали внимание проходящих и проезжающих мимо людей, они гордо шагали вперед. Впереди их ожидала проверка теоретических знаний на практике: очистка места бивака от мусора, сбор дров, разведение костра, приготовление пищи, преодоление препятствий и самое главное – посвящение.

Главным свидетельством нашей деятельности является «Летописная книга», в которой отражаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи клуба.

Для развития физических качеств и тренировок по подготовке к походам мы используем нетрадиционное оборудование: «Мишка - ловишка», «Лыжники», «Мотальщики», «Мешки – прыгуны», «Рыболовы», «Туннель».

Важную роль в подготовке к туристической деятельности играет обучение детей ориентированию, у детей формируются навыки ориентировки в пространстве и на определенной местности, развивается глазомер, ловкость, быстрота реакции. Это могут быть игры-задания по отыскиванию заданного предмета, целенаправленное движение по стрелкам- ориентирам с указанием направлений: вправо, влево, вперед, назад и т. д., разработка карты- схемы или плана детского участка или территории дошкольного учреждения, действия по словесным командам. В результате проведения такой предварительной работы у детей развивается двигательная координация, скоростно-силовые качества, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, воля и целеустремленность.

Также интересны детям виртуальные игры – путешествия. К сожалению, в условиях проживания нашего города не все доступно для нас. Живя в дали от театров, музеев, исторических достопримечательностей мы, к сожалению, не можем в полном объеме рассказать детям о всей красоте и богатстве данных мест. Здесь на выручки приходит современное оборудование и технологии.

Виртуальные путешествия «Сочи 2014» дал возможность родителям и ребятам побывать на олимпийских играх. На первый взгляд ничего особенного, но приняв активное участие в путешествии, родители были в восторге, а ребята еще долго делились впечатлениями. Все путешествие прошло на положительных эмоциях, звучал смех, было видно интерес в глазах. Каждый получил заряд положительных эмоций. После мероприятия родителями были озвучены только наилучшие пожелания в работе с детьми, а многие ребята воодушевившись, решили в будущем стать великим спортсменами. Для таких путешествий нами сделан универсальный транспорт – трансформер.

Игры-эксперименты, в которых дети знакомятся со свойствами природных объектов, предметов, природными явлениями, учатся применять полученные знания в практической деятельности. Для самостоятельных исследований дети используют карты схемы.

Главную роль в подготовке к выходу на туристскую тропу несёт подвижная игра на развитие всех физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и т. д. ; гимнастика, закаливающие процедуры. Основные задачи каждого путешествия: закаливание детского организма, тренировка и закрепление физических качеств, активный отдых, и, конечно – познание родного края, воспитание патриотических чувств, заботливого отношения к природе, умения видеть, ценить и преумножать ее богатства.

На конечном пункте следования организуются мероприятия спортивно - развлекательного характера с элементами эстафеты, состязаний, с применением полученных навыков. Для детей очень важен эмоциональный настрой и эмоциональное состояние при проведении подобных мероприятий, иначе цель путешествия не будет достигнута. Поэтому желательно продумать и приготовить различные интересные атрибуты для игр и соревнований, как по пути следования группы, так и в конечном пункте. Детей могут встречать сказочные персонажи и герои литературных произведений. Для детей весь поход - это игра, где они активно участвуют и учатся поступать согласно создавшейся ситуации, они очень энергичны, и направить энергию в нужное русло – задача педагогов

Опыт работы показывает, что ребенок, живущий в семье, ведущей правильный образ жизни, достигает более высокого уровня развития. Ведь правильный образ жизни это не только спорт, это экскурсии к памятным местам, посещения театров и кинотеатров, музеев, достопримечательностей, предприятий разных отраслей и т. д.

После каждого путешествия нами создается материал для закрепления, углубления знаний детей об увиденном:

-«Райчихинск – мой город родной»

- «Пожарная часть»

- «Библиотека»

- «Природная красота парка во все времена года»

Дети – это «губка», которая впитывает информацию, полученную из окружающего мира. При этом большое удовольствие доставляет ее получение через собственное познание. Дети очень наблюдательны. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Полноценное развитие ребенка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей. В связи с этим, нами был найден подход к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, который активизирует познавательную активность, умение мыслить самостоятельно, делать свои выводы, умозаключения, анализировать окружающую действительность, укреплять здоровье детей. Я считаю, таким средством воспитания детей и является туризм.

Отправляясь с детьми на экскурсию в воинскую часть, пожарную часть города Райчихинска, дети получают представление о работе настоящих мужчин, о героях прошлого и настоящего времени в реальной жизни. А ведь героями не рождаются, героями становятся. А для этого необходимо приложить максимум усилий по работе над собой. И если ребенок после экскурсии сказал, что он будет пожарным или военным, то экскурсия не прошла даром. Это очевидное начало к стремлению у ребенка быть сильным, ловким и смелым. А за этим стоит правильный выбор образа жизни. И это похвально.

Свои впечатления от проделанной работы дети отображают в продуктивной деятельности: рисунках, аппликации, конструировании, лепке, учатся составлять рассказы по данной тематике, т. е. полученные знания успешно интегрируются во все образовательные области через различные формы и виды деятельности.

Уже сейчас, проводя промежуточное мониторинговое обследование, прослеживается положительная динамика по всем разделам диагностики, особенно по физическим показателям. А положительный результат – это всегда толчок к продвижению вперед, стремление не останавливаться на достигнутом, а продвигаться дальше и дальше к более высоким показателям.

Не зря восточная мудрость гласит: - «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десять лет вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Прикреплённые файлы:

000040_hhst7.pptx | 23616,89 Кб | Скачан: 69
 
Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении. "Мы за здоровый образ жизни! вы?. " Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сохранение здоровья.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Влияние основ детского туризма на формирование физических качеств и основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 марта 2014 в 12:04
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....