Получи документы

Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи (1 фото)

Оксана Андриенко
Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи

Тема: «Дикие животные наших лесов».

Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Цель: Расширить и уточнить представления детей о диких животных Сибири.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище («Познание»).

Публикация «Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи» размещена в разделах

2. Учить составлять описательные рассказы о животных, используя модели. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; поддерживая активность детей поощрять образование сложных прилагательных («Коммуникация»).

3. Развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы («Коммуникация»).

4. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия («Социализация»).

5. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги («Познание»).

6. Развивать творческую инициативу, воспитывать самостоятельность («Художественное творчество»).

Материал:диск, ноутбук с изображением диких животных, инопланетян,звуковое письмо, волшебная палочка, следы животных, разрезанные медальоны с изображением животного, картинки с изображением диких животных, силуэты диких животных, модели для составления описательных рассказов, картина с изображением леса, клей-карандаш.

Предварительная работа: чтение книги Т. А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?».

Ход занятия:

Воспитатель вносит ноутбук, предлагает детям рассмотреть картинки с изображением диких животных. Непринужденно ведет беседу, что за животное, подчеркивает, что эти животные живут в лесах Сибири. На последней картинке появляется изображение инопланетян, звучит сообщение.

Звуковое письмо:«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы нам выслать книгу об этих животных. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».

Воспитатель:Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Свои рассказы мы перенесём на лист бумаги и оформим их в виде книги, а потом отправим инопланетянам. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: С помощью волшебной палочки мы быстро перенесёмся на лесную поляну, чтобы вспомнить какие же животные водятся в наших лесах. Закройте глаза, выполняйте со мной специальные движения:

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Руку правую вперёд, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись!

С помощью её чудес (показываю волшебную палочку)

Мы попали в дивный лес!

Воспитатель: Вот мы и в лесу, а животных не видно, одни следы. Что же делать? Придётся искать их по следам, но чтобы нам не заблудиться я предлагаю вам разделиться на пары, с помощью вот таких медальонов.

(воспитатель раздаёт разрезанные медальоны с изображением какого - либо животного, тем самым дети объединяются в пары).

Воспитатель: Дима, кто изображён на вашем медальоне?

Ребё нок: Заяц.

Воспитатель: Значит,вам, чьи следы надо найти, чтобы найти зайца?

Ребё нок: Заячьи.

(аналогичная работа проводится с лисьими, медвежьими, волчьими, беличьими, ежовыми следами).

Воспитатель: Ребята, а как мы называем этих животных, которые изображены у вас на медальонах одним словом? Почему?

Дети: Дикие. Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами заботятся о своих детёнышах.

Воспитатель: А теперь, чтобы лучше нам их вспомнить, пойдёмте их искать.

(дети, разбившись на пары идут по следам своего животного и подходят к ширме, на которой изображён лес, но животных не видно, а только виднеется часть животного из-за ёлки, из-за пня, из дупла).

Воспитатель: Ребята, вы видите кого-нибудь? Странно, почему вас всех следы привели именно сюда? Давайте посмотрим в бинокль (пальчиковая гимнастика, может быть тогда увидим их.

Ребё нок: Я вижу уши зайца из-за куста; белка в дупле; ёж спрятался за пень; лиса спряталась за дерево;…

Воспитатель: Ребята, давайте угостим животных, чтоб лучше их разглядеть.

Ребё нок: Я дам морковку зайцу; я дам мёд медведю; я дам орехи белке;…

Воспитатель: Ребята, возьмите фигурку своего животного и проходите в лесную школу, где мы будем изготавливать книгу о животных.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Перед вами лежат альбомные листы. Как вы думаете, в каком углу листа можно прикрепить след своего животного, чтобы начать рассказ с него? Возьмите фигурку животного и приклейте его с помощью клея в верхнем левом углу. Сейчас с помощью моделей мы попробуем подобрать слова к названию животного. Какой медведь, какая лиса, какой волк, какой ёж, какой заяц, какая белка? В какой угол листа прикрепим модели, характеризующие ваше животное? Дети подбирают модели прилагательных к существительному. Например: лиса рыжая – в верхней части листа ребёнок помещает оранжевый кружок; лиса пушистая – прикрепляет кусочек меха; лиса хитрая – прикрепляет мордочку с прищуренными лисьими глазами)

Воспитатель: Дима, медведь какой?

Ребё нок: Медведь коричневый, большой, косолапый.

Воспитатель: Вова, ёжик какой?

Ребё нок: Ёжик серый, маленький, колючий.

(так же спрашиваю про лису, белку, зайца, волка)

Воспитатель: Вы правильно подобрали слова – определения. Ребята, а давайте сейчас вспомним, где спят животные? Найдите, пожалуйста, модель с изображением жилища вашего животного. В какой части листа прикрепим, как вы считаете?

Воспитатель: Надя, где спит заяц? Дима, где спит медведь? Вова, где спит лиса? Волк? Белка? Ёж?

Дети: Заяц спит под кустом, медведь спит в берлоге, лиса спит в норе, волк спит в логове, белка спит в дупле, ёж спит в норе возле пня.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем изобразить животных.

Физкультминутка «Тень-тень-потетень»

Тень-тень-потетень (дети хлопают в ладоши).

Выше города плетень (поднимаются на носочки, подняв вверх руки).

Сели звери под плетень, похвалялись весь день (приседают).

Похвалялась лиса: «всему свету я краса» (изображают лису).

Похвалялся медведь: «Не могу песни я петь» (покачиваются из стороны в сторону).

Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй - ка!» (прыгают на носочках).

(дети садятся за столы)

Воспитатель: А с кем живёт волк? Лиса? Заяц? Белка? Ёж? Медведь?

Дети: Волк живёт с волчицей и волчатами. Лиса с лисятами, Заяц с зайчатами, Белка с бельчатами, Ёж с ежатами, Медведь с медвежатами.

Воспитатель: Надо угостить животных их любимой едой. Где на листе поместим любимые лакомства своего животного?

(дети работают в паре)

Воспитатель: Вот у нас и готовы страницы для книги о диких животных для инопланетян. Вова, расскажи про лису, чтобы они не только увидели, какие звери обитают на планете Земля, но и послушали ваши рассказы.

Ребё нок: Это лисий след. Это лиса. Она рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса спит в норе. Лиса ест рыбу, ловит зайцев, ворует кур. Лиса – хищное животное.

Воспитатель: Ира, расскажи о зайце.

Ребё нок: Это заячий след. А это заяц. Он зимой белый, а летом серый; маленький, пушистый, длинноухий. Спит заяц под кустом. Заяц ест корешки растений, молодые побеги кустарников, грызёт кору деревьев. Заяц травоядный.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно рассказали о животных. Нам пора возвращаться в детский сад. Берите свои листы с изображением диких животных и закрывайте глаза:

Ты сначала улыбнись, на носочках поднимись,

Руку правую вперёд, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись!

Оглянитесь все назад:

Вы попали в детский сад!

(закрываю ширму с изображением леса)

Воспитатель: Ребята, вами изготовленные листы о животных действительно, похожи на странички книги. Сейчас мы вместе их вставим в файлы, и у нас получится настоящая книга о диких животных, которую можно будет отправить инопланетянам. Какие вы молодцы! Вам нравится?

Дети с воспитателем собирают и оформляют книгу.

Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи

Автор: Андриенко Оксана Николаевна МБДОУ ДС/КВ №37

Литература:

1. Какие звери в лесу! : книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

2. Журнал «Современное Дошкольное Образование» №5/2011.

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Конспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыкаКонспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыка .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи
Опубликовано: 9 июля 2012 в 14:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД