Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»

Гульбаршин Чайкенова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»

Тема: «Согласный звук [щ]. Буквы Щщ

Цель:

• Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой.

Задачи:

• Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и предметным картинкам;

• Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;

• Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

• Воспитание аккуратности.

Билингвальный компонент:щенок-кшік,щука-шортан.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Зук [Щ], Буквы „Щщ“» размещена в разделах

Оборудование: картина: щуки,Емели;удочка,рыбки с словами на брюшке,касса букв и звуков, картины: лещ,ящик,плащ,роща,овощи,щетка;зубная щетка,щетка для одежды,щетка для обуви.

Ход ОУД:

I. Организационный момент.

Утренний круг.

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку. Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

1. Выделение нового звука

На доске картинка щуки.

– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.

Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

а) как произносим звук, протяжно или отрывисто;

б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух;

в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;

г) какой звук слышите после [щ] с слове щука? Но как произносим [щ]?

– Дайте короткую характеристику звука.

– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий круги).

– Составим схему на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы.

– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1-ый звук согласный Л

2 –ой звук гласный

3 -тим добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

-Правильно «лещ»

– Составим схему слова лещ на доске.

– Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку.

– Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ?

– Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко).

– Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий).

2. Игра: «Рыбалка»

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.

– Что вы делаете, когда клюет рыба?

– Начинаем «удить» слова со звуком [щ] : услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку

Дети читают слова на брюшке у рыбок.

– Посчитайте, сколько слов вы выудили.

– А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова).

– Какой еще шипящий звук встретился в словах?

– Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.

Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,

А [щ] прерваться спешит.

Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,

А [щ] спешит улизнуть.

3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой

– Какой буквой обозначим звук [щ]?

– Как называется эта буква? (ща).

– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей). Воспитатель вывешивает буквы Щщ на доску.

– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).

Хватать, глотать умеют щуки,

Другой не нужно им науки.

– Что вам напоминает этот рисунок?

– Сравним с печатной буквой Щ?

– Из каких элементов состоит печатная буква Щ? Из четырех элементов.

Воспитатель показывает печатные буквы на доске. Дети в воздухе.

4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

На доске карточки с буквами ш и щ.

– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,

Но у Щ есть хвостик острый.

- Ребята, давайте выучим скороговорку.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем ее медленно.

- Быстро.

-Тихо.

- Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

- Какой звук встречается чаще других?

- Какой он? Почему?

- Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Есть ли у него мягкий братик?

- Правильно, звук “ш” всегда твердый!

- Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

- Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

- Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

-Дети,мы уже знаем,чтозвук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

- Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

-Дети,чем мы чистим зубы?

-А еще какие щетки бывают?

( Воспитатель вывешивае картины :зубную щетку,щетку для одежды и для обуви)

5. Физминутка: «Рыбки»

Рыбки плавают в воде,

В чистой,тепленькой воде.

То сойдутся,разойдутся,

То зароются в песке.

6. Воспроизведение чистоговорок:

- Произнесем чистоговорки:

Ща – ща – ща – Шура ходит без плаща.

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.

Щи – щи – щи – щавеля мне поищи.

Щу – щу – щу – я щенка ищу.

Щи – щи – щи – где же он пищит?

7. Игра : «Слоговый аукцион»(Придумайте больше слов со слогами.)

Ща –

Ще –

Щу –

8. Работа в тетради.

Работа над звуковым составом слова:

- На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Ящик,плащ,щука,лещ,щетка,овощи,роща,клещ.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. Проверим!Соедини со схемой.

- Составим схему к слову “щука”

- Сколько слогов? Почему?

- Какой слог ударный? Какой он по счету?

- Назовите безударный слог? Какой он по счету?

- Произнесите первый слог.

- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

- Какой второй звук первого слога? Характеристика.

- Произнесите второй слог.

- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

- Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

- Произнесем еще раз слова.

- К какому слову подходит эта схема? (щипцы и клещи).(На доске звуковые схемы слов)

9. Физминутка «Ветер дует».

10. Работа над рассказом:

- Послушаем рассказ.

- Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила – была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из – под стола щетку и стал с ней играть.

- Кого подарили Кате?

- Куда посадила Катя щенка?

- Где уснул щенок?

- Что сделал щенок, когда проснулся?

- Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

- Перескажем рассказ по цепочке.

11. Работа в азбуке тетради.

Помоги Щенку запустить шары. Найди шар с правильным изображением буквы Щ.

12. Игра “Разноцветный сундучок ”.

- Поиграем в игру, которая называется “ Разноцветный сундучок ”.

Цель:учить детей описывать предметы.

Материал:шкатулка, щетки:зубная,для обуви,для одежды.

Ход.

Воспитатель:

Я предметы положила,

В разноцветный сундучок.

Ну-ка,Ваня,загляни-ка,

Вынь предметик,назови.

Дети вынимают и описывают предмет.

13. Прочитай слоги по звуковой (зеленой) ленте.

14. Сочетания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

15. Превращения слов.

К+ЛЕЩИ=?

16. Печатание букв в тетради.

Воспитатель показывает повторно на доске,а дети в воздухе. Далее печатают в тетради.

III Итог:

- С каким звуком сегодня познакомились? - Поиграем в игру. Хлопните, если услышите звук “щ” :

Каша, пища,пищать, печать, гуща, куча, трещать, ,щепка,встречать, укачать, угощать.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш» План - конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: “ Звук и буква “Ш”. Цель: Закрепление правильного произношения.

Логопедическая игра «Ученая улитка» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЧЕНАЯ УЛИТКА» (автор: учитель-логопед МБДОУ д/с №12 МО г-к Анапа Данилова Т. О.) Цель: развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 08:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД