Конкурс по экологическому воспитанию «Своя игра» для старшей группы

Лилия Филатова
Конкурс по экологическому воспитанию «Своя игра» для старшей группы

Форма проведения: экологический конкурс

Возраст дошкольников: 5 - 6 лет

Цель: вызвать интерес к изучению природы

Образовательные задачи:

Обобщить необходимые в данном возрасте экологические знания, понятия и представления.

Закрепить правила поведения в природе.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей.

Развивать сообразительность, воображение, фантазию в процессе ответа на вопросы конкурса и решения творческих и изобретательских задач.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле.

Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении вопроса.

Какие виды детской деятельности используются:

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, познавательно-конструктивная, музыкально-художественная.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы, бережно относится к природе.

Оборудование и материалы:

1. стенды-таблицы к раундам; картинки к финальному раунду;

2. костюмы для игровых персонажей: Фея Цветов, пчела Майя, лягушка Жанна, Маг-волшебник;

3. мягкая игрушка «Лягушка»;

4. вырезанный из ватмана «уголок пруда» с белыми лилиями-оригами;

5. цветная бумага зеленого цвета для ручного труда; образец для выполнения оригами;

6. жетоны с указанием баллов;

7. для игры «Очисти родник»: круги из плотного картона («кочки», детали для складывания картинок «Радуга», «Земля», «Солнце»;

8. для экспериментальной деятельности: прозрачные стаканы, 2-3 предмета разного цвета, крупная пуговица, камушек, таз, лист черного картона, вода.

9. музыкальные произведения: музыкальная заставка из программы «Своя игра», П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», звуки природы из релаксационной музыки, запись песни Д. Львова-Компанейца «Шире круг, шире круг! Музыка зовет…»

Место проведения:

Музыкальный зал (группа) ДОУ.

Подготовительный этап:

К конкурсу «Своя игра» готовятся два стенда. Они изготавливается из плотного листа ватмана. На ватмане нарисована таблица. В ней слева (сверху вниз) разделы экологии в виде простых символических рисунков, слева направо от каждого раздела идут графы, в которых указано количество баллов. Готовятся вопросы из образовательной области «Познание» (экологическое воспитание).

Зал (группа) перед конкурсом украшается по тематике. Ставятся 3 стола (по количеству команд, на столах подносы, куда будут складываться жетоны с заработанными баллами. Здесь также стол для жюри, в которое входят члены администрации детского сада. Приглашаются родители группы.

Темы и вопросы первого раунда

I. Признаки времен года.

Вопрос на 1 балл: Трава и лес зеленые, на лугах много цветов, большое количество птиц. Созревают ягоды. Жарко. В реке теплая вода, люди купаются. Бывают грозы. Какое это время года?

Ответ: Это время года – лето.

Вопрос на 2 балла: Прослушайте прогноз погоды: «Сегодня ожидается сильный мороз и ветер. Погода пасмурная. К вечеру ожидается метель». О каком времени года говорит диктор телевидения?

Ответ: Диктор говорит о зиме.

Вопрос на 3 балла: Когда это бывает: скворец несет веточки в скворечник?

Ответ: Это бывает весной.

Вопрос на 4 балла: Холодно становится, холодно! Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи, улитки. Спрятался еж в свое травяное гнездо под корнями. Барсук реже выходит из норы. О каком времени года говорил писатель В. Бианки?

Ответ: Это В. Бианки писал об осени.

II. Животные в природе и дома.

Вопрос на 1 балл: Кого можно встретить в зимнем лесу? Приведите примеры.

Ответ: В зимнем лесу можно встретить птиц и зверей: рысь, зайца, лису, лося, белку, волка, снегиря, сороку, свиристеля….

Вопрос на 2 балла: Как называется дом для домашних птиц?

Ответ: Птицеферма.

Вопрос на 3 балла : Показываются картинки. Нужно назвать их последовательность.

Ответ: гнездо – яйцо – птенец.

Вопрос на 4 балла: Какая птица выводит птенцов зимой?

Ответ: Единственная птица, которая выводит птенцов зимой – это клест.

III. Эти удивительные насекомые.

Вопрос на 1 балл: Отгадайте загадку. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскач.

Ответ: Это кузнечик.

Вопрос на 2 балла: Этот жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать?

Ответ: Это божья коровка.

Вопрос на 3 балла: Угадайте, про какого человека можно сказать: «Трудолюбив, как пчела?»

Ответ: Про человека, который любит труд, много работает.

Вопрос на 4 балла: Для чего необходимы насекомые?

Ответ: Насекомые необходимы растениям, чтобы их опылять. Без насекомых-санитаров загрязнится лес. Насекомыми питаются другие животные.

IV. Во саду ли, в огороде.

Вопрос на 1 балл: Игра «Ящик ощущений». Как вы думаете, что в ящике?

Ответ: в ящике фрукты: апельсин, банан, груша.

Вопрос на 2 балла: Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. Что это?

Ответ: Это огород.

Вопрос на 3 балла: Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов.

Ответ: Это чеснок.

Вопрос на 4 балла: Назовите овощи, которые можно назвать копилкой витаминов.

Ответ: Морковь, петрушка, лук, чеснок – это копилки витаминов.

V. Быстрые вопросы.

Вопрос на 1 балл: Назови одним словом: собака, кошка, коза.

Ответ: Это - домашние животные.

Вопрос на 2 балла: Назови одним словом: тигр, крокодил, собака.

Ответ: Это - хищники.

Вопрос на 3 балла: Что третье? Солнце, облако…

Ответ: радуга.

Вопрос на 4 балла: Что в природе бывает желтым?

Ответ: одуванчик, солнце, кувшинки, лимон, груша, бабочка-лимонница, осенние листья…

Темы и вопросы второго раунда

I. Страна моя родная.

Вопрос на 2 балла: Какие животные проживают на территории нашей страны?

Ответ: Это животные: волк, заяц, лиса, лось, рысь, олень, медведь, белка, еж, тигр…

Вопрос на 3 балла: Какой океан омывает с севера берега России?

Ответ: На севере берега России омывает Северно-Ледовитый океан.

Вопрос на 4 балла: Как называется территория России, где обитает этот красивый хищник?

(Показывается фотография тигра)

Ответ: Эта территория России называется Дальний Восток.

Вопрос на 5 баллов: В какой части России растут в основном хвойные леса и почему? Как называется такой лес?

Ответ: Хвойные леса растут в Сибири. Там суровый климат, поэтому и растут в основном хвойные деревья. Такой лес называется тайгой.

II. Неживая природа.

Вопрос на 2 балла: Что относится к неживой природе?

Ответ: Солнце, луна, звезды, воздух, вода, земля, полезные ископаемые.

Вопрос на 3 балла: Почему наша планета называется «голубой планетой»?

Ответ: Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет.

Вопрос на 4 балла: Она может быть в трех состояниях: твердом, жидком, в виде пара? Кто она? Приведите примеры.

Ответ: Это вода. Твердая вода - лед, снег, град. Жидкое состояние воды – дождь, роса. Туман – это тоже вода.

Вопрос на 5 баллов: Где используют полезные ископаемые песок, глину?

Ответ: Их используют в строительстве. Песок также используют для изготовления стекла, из глины делают кирпичи, посуду, цветочные горшки…

III. Царство растений.

Вопрос на 2 балла: На какие группы можно разделить все растения?

Ответ: Это деревья, травы, кустарники.

Вопрос на 3 балла: Что такое луг? Где располагаются луга?

Ответ: Луг – это участок земли с травянистыми растениями. Луга чаще всего располагаются по берегам рек, озер. Луга можно встретить и в горах, на равнинах.

Вопрос на 4 балла: Как дружат между собой деревья и грибы?

Ответ: Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ни ми и посылают дереву воду с растворенными в ней минеральными солями.

Вопрос на 5 баллов: Что есть общего у человека и дерева?

Ответ: У человека – тело, а у дерева – ствол. У человека – руки, а у дерева – ветви. У человека – ноги, а у дерева – корни. Человек питается, так и дерево питается из земли минеральными веществами. Человек растет и дерево растет. Человек дышит и дерево через листья дышит.

IV. Животный мир.

Вопрос на 2 балла: Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?

Ответ: Лягушки безобидные. Они поедают много комаров, мошек. Лягушками питаются другие животные.

Вопрос на 3 балла: У воробья есть клюв и перья, значит, его мама – курица. Правильное это рассуждение или нет?

Ответ: Курица не является мамой воробья, так как они разного размера, воробей летает, а курица - нет, воробей чирикает – курица кудахчет, курица – домашняя птица, воробей не домашняя.

Вопрос на 4 балла: Какие животные называются дикими? Назовите их.

Ответ: Животные, которые живут без помощи человека. Они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают пищу, защищаются от врагов. Примеры таких животных: кабан, волк, заяц, тигр, рысь, медведь, др.

Вопрос на 5 баллов: На какие группы делятся все животные? Почему? Приведите примеры.

Ответ: Животные, которые питаются растениями, называются травоядными; животные, поедающие других животных, называются хищниками. Животные, питающиеся другими животными и растениями, называются всеядными. Хищные - волк, лиса, филин, тигр, рысь,еж…. Травоядные - лось, белка, заяц, жираф, олень… Всеядные – медведь, енот, барсук…

V. Правила поведения в природе. (Оценить ситуации людей в природе).

Вопрос на 2 балла: Саша собирал вместе с бабушкой грибы в лесу. Увидел мухомор, поганку и сбил их ногой. Бабушка не одобрила поступок внука. Почему?

Ответ: Ядовитые грибы нельзя уничтожать: они для лесных жителей (лосей, сорок, белок) питание и лекарство.

Вопрос на 3 балла: Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».

Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.

Вопрос на 4 балла: «Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Миша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки.

Ответ: Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.

Вопрос на 5 баллов: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

Ответ: Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Пластиковые бутылки, пакеты разлагаются много лет, выделяют вредные вещества. Осколки стеклянных банок в жаркую и солнечную погоду сыграют роль линзы и вызовут пожар в лесу.

Темы и вопросы финального раунда

1. Угадай, кто я?

Зеленый, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные,

Белые, желтые, красные. (Кактус)

2. Таежные звери.

Он похож на белку, но у него на спинке полосы, будто его поцарапал медведь. (Бурундук)

3. Какие они - рыбы?

Как рыбы дышат? (Жабрами)

4. Защитим зверей и птиц!

Как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. (Заповедник)

Описание хода мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья! Это «Своя игра»! Сегодня вместе с нашими участниками мы отправимся в увлекательное путешествие в мир живой и неживой природы. В конкурсе принимает участие 3 команды. Давайте их поприветствуем!

Ведущий представляет жюри.

Ведущий: Но сначала нужно выбрать названия командам, поэтому мы поиграем в полезную и увлекательную игру.

Игра «Расчистим родник».

Ведущий: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото. Преодолеть, которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку», поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой в нескольких местах родник, на каждом «листочке» изображена часть рисунка. Каждый участник команды, преодолев свою часть «болота», должен взять один «листочек» и вернуться на место. Когда соберете все «листочки», составьте общий рисунок по типу игры в пазлы. Этот рисунок укажет на название команды. Итак, начали!

Команды выполняют задание.

Ведущий: Ребята, давайте узнаем названия команд.

Дети 1 команды: Мы составили рисунок, и у нас получилось изображение земли.

Наша команда - «Земля».

Дети 2 команды: Наша команда - «Радуга».

Дети 3 команды: Наша команда - «Солнце».

Ведущий: Команды занимают свои места.

Ведущий объясняет участникам и гостям правила конкурса.

Правила игры: Игра состоит из двух раундов и финального раунда.

В конкурсе участвуют 3 команды по 4 человека. В каждой команде выбирается капитан. С помощью игры «Расчистим родник» выбирается название командам.

Капитану предоставляется право назвать тему раунда и «цену» вопроса. Каждый капитан команды вправе взять сложный вопрос на «4» балла или на «1» балл в I раунде, а во II раунде на «5» баллов или наоборот начинать с простого на «2» балла.

Команды участвуют в конкурсе поочередно. Ведущий конкурса задает вопрос и дает 1 минуту, чтобы команда обсудила ответ. Затем капитан команды называет члена команды для ответа или отвечает сам.

В финальном раунде капитанам предлагается убрать одну из четырех тем. Команды играют на оставшуюся тему.

Каждая команда заинтересована заработать наибольшее количество баллов.

Во время игры появляются игровые персонажи: Фея цветов, пчела Майя, Маг-волшебник.

В конце конкурса жюри подсчитывает баллы каждой команды. Объявляются результаты конкурса: 1, 2, 3 место. Следует награждение участников.

Конкурс «Своя игра» прерывается появлением сказочных персонажей.

1.

В конце первого раунда ведущий объявляет, что в гости пожаловала Фея цветов. Под вальс П. Чайковского появляется Фея, знакомится с детьми и предлагает поиграть.

Пластический этюд. Цветок.

Цель: развивать воображение и фантазию, пластическую выразительность.

Фея приглашает детей на поляну волшебных цветов. Она спрашивает детей, какие они знают цветы, каким цветком они хотели бы стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов. Просит детей из семени превратиться в росток, а затем в растение с закрытым бутоном и, наконец, стать цветком. Фея благодарит детей и прощается с ними.

2.

Когда участники одной из команд выбирают раздел II раунда «Животный мир» и вопрос на 2 балла, то неожиданно появляется пчела Майя и говорит, что к ней в гости собиралась лягушка Жанна, которая пчелами не питается. Предлагает детям ее поискать. Дети находят игрушечную лягушку в зале. Пчела Майя удивляется тому, что живая лягушка превратилась в игрушку-лягушку. «Она, наверное, испугалась, что дети ее обидят, ведь многие относятся к лягушкам плохо!» Пчела Майя задает участнику команды вопрос (этот вопрос из раздела «Животный мир» на 2 балла): «Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?» Команда, посовещавшись, отвечает на вопрос. Пчела Майя говорит, что лягушка Жанна поверила, что вы – добрые дети, но до конца еще не расколдовалась. Для этого она предлагает сделать ей подружек, чтобы лягушка Жанна не скучала. Это задание выполняют дети вместе с родителями по образцу.

Ручной труд. Оригами «Лягушка»

.

Цель: закрепить умение складывать поделки из бумаги.

Готовыми лягушками – оригами дети заполняют бумажные лилии – оригами на «пруду». Лягушка Жанна оживает и вместе с пчелой Майей благодарят детей за их старание, дружелюбие и прощаются с детьми. Сказочные персонажи радуются и гладят детей по головам.

3.

Капитан одной из команд выбирает вопрос второго раунда из раздела «Неживая природа» на 4 балла. После ответа команды в зале появляется гость Маг-волшебник. Он произносит слова: «Да, вода - она повсюду, быстра, стремительна и волшебна, нужна всем».

Маг-волшебник проводит игру – опыт «Свойства и признаки воды».

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства и признаки воды».

Цель: развивать наблюдательность и интерес к экспериментированию.

Опыт 1. Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать? (Перелить, вылить, разлить воду)

Вывод детей: вода течет.

Опыт 2. А какого цвета вода? Рядом со стаканом воды ставит предметы разного цвета.

Вывод детей: вода бесцветная.

Опыт 3. Маг предлагает в стакан с водой положить любой предмет: пуговицу, камешек…Виден ли предмет? Почему?

Вывод детей: вода прозрачная. Маг предлагает детям назвать прозрачные предметы, которые есть у них в группе (стекло, банка, стакан….)

Опыт 4. Каждому ребенку предлагается стакан с водой – определить запах.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Опыт 5. А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. Маг ставит на стол таз, кладет на дно лист черного картона, наливает воду, предлагает детям посмотреть в воду. Спрашивает детей, что они видят?

Вывод детей: вода отражает предметы.

Опыт 6. Попробуйте воду на вкус. Какая она?

Вывод детей: она безвкусная.

В заключении дети повторяют свойства и признаки воды. Маг-волшебник прощается с детьми, они благодарят его за поучительные опыты.

Подведение итога.

Ведущий: Сейчас жюри, подсчитав баллы, объявит результаты конкурса.

Предоставляется слово жюри.

Ведущий: Дорогие ребята, наш конкурс завершен. Вы сегодня еще раз открыли для себя окружающий мир природы. Хочется, чтобы вы полюбили этот мир как родной дом. Хочется, чтобы ваше поведение в природе было грамотное, правильное. Экология – наука важная и необходимая сегодня, за ней будущее, чтобы жила наша планета, прекрасным было все вокруг. Звучит песня «Шире круг».

Публикации по теме:

Мы — участники экологического конкурсаМы — участники экологического конкурса Этим летом мы с ребятами стали участниками экологической игры среди подготовительных групп города Соликамск. Очень долго готовились к нему.

Экологический уголокЭкологический уголок В нашем детском саду большое внимание уделяют экологическому воспитанию. Педагоги с желанием придумывали экологические макеты, привлекали.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Конкурс по экологическому воспитанию «Своя игра» для старшей группы
Опубликовано: 9 февраля 2013 в 20:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ. Фотоотчет.
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи:...
Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению сравнивать...