Лучший педагог года

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 4)

Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 4)

2.3. ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное ответственное отношение к ней.

Публикация «Конкурсная работа „Природа просит доброты“ (Продолжение 4)» размещена в разделах

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе формируются знания о растениях. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за

растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем трудиться, устойчивого интереса к труду.

Для того чтобы труд имел значение в формировании экологического сознания дошкольников необходимо соблюдать определённые психолого-педагогические и гигиенические требования.

П. Г. Саморукова предлагает выделить ряд педагогических требований. К ним относится: организация разнообразного по содержанию труда; формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями детей; осознанность труда, т. е. раскрытие перед ребёнком цели, результатов и способов их достижения; систематическое усложнение; регулярность. Разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей:

• в младшем дошкольном возрасте - в пределах 5-7 минут;

• в среднее дошкольном возрасте детей - от 10 до 15 мин, с небольшим отдыхом, в зависимости от характера труда;

• в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин. С перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или вёдра нужно носить в обеих руках; при работе с граблями, лопатой тело нужно держать выпрямленным. Важно, что бы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид деятельности с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны, и соответствовать росту и силам ребёнка, но вместе с тем нужно, что бы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. В каждой возрастной группе труд имеет свою специфику.

В младших группах малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт, поливают посадки. Следует привлекать детей к сбору урожая овощей: выдёргивать редис, морковь, репу. Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают одну-две операции (полить растения приготовленной водой). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочерёдно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребёнок действует в своём темпе, не испытывая ни какой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке, или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыка труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий

детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с мелкими листьями, и листьями, имеющими зазубрины, рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальным умением выращивать растения: помогают готовить землю для посадок на участке, сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающиеся от сорняков. Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

В уголке природы дети приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки.

Воспитанники средней группы становятся всё более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость поведения того или иного трудового процесса.

Это является основой для усложнения трудовой деятельности детей. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средне группе уже не даёт дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложит бороздку, насыпать семена, присыпать землёй и полить). Воспитатель поверяет выполнение каждого этапа. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить. Если в аквариуме мало воды, то нужно долить.

Воспитанники старшей и подготовительной групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом необходимо формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы : собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада,

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Одновременно дежурят 2-3 человека.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых умений и навыков по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто и что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

В связи с общим развитием детей становится возможным показывать трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задаёт отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству. К оценке привлекаются и сами дети. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной групп является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает детей не только видеть, но и планировать последовательность отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, заранее готовить весь необходимый инвентарь.

Мы считаем, что труд детей в природе является средством формирования экологического сознания дошкольников, потому, что в результате трудовой деятельности углубляются знания детей о природе; осознаётся детьми то, что растительный и животный мир нуждается в помощи человека, страдает, в определённых условиях, от человеческого равнодушия.

Так же у детей формируются навыки трудовой деятельности в природе; эмоционально-положительный отклик от результатов труда, переживание в случае неудач. Дети старших групп получают удовольствие от коллективного труда, ведь их объединяет общая цель и желание быть значимыми в жизни других существ. Труд детей в природе усложняется в зависимости от возраста, поэтому педагогу, необходимо знать правила руководства трудовой деятельности детей, учитывать их физические особенности, особенности восприятия и мышления.

Публикации по теме:

«Рыбка просит о помощи». ООД в старшей группе Цель: Уточнение представления о целостности природного сообщества и о реке как части природы. Задачи: Формировать понимание, что неразумное.

Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы»Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы» «Сердечко доброты и дружы».Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми вежливых слов.

Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра»Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра» Цель: формировать у детей первоначальные представления о православном празднике "Пасха", развивать творческие способности; интерес к нетрадиционной.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Соль. Живительная сила» " Соль - живительная сила" Цель работы: Ознакомление с полезным ископаемым: соль. Выявление свойств соли и её значение для окружающей среды.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Удивительный магнит» Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей.

Конкурсная работа по патриотическому воспитанию Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное деревоКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное дерево Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Проект «Природа просит о помощи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Радуга» г. Куса» План проекта в подготовительной.

Работа с родителями. Викторина «Природа Прибайкалья» Цель: создать условия для повышения педагогических знаний и умений родителей. Задачи: - закреплять и расширять знания детей о животном и.

Конспект занятия «Золотая рыбка просит о помощи»Конспект занятия «Золотая рыбка просит о помощи» Цели: - познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; - познакомить с принципом работы фильтра; - закрепить знания о правилах безопасного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 4)
Опубликовано: 10 мая 2017 в 18:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД