Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва»

Стабровская Алла Николаевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД № 22

Конспект

познавательно- исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста по теме «Вода и почва».

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Вода и почва“» размещена в разделах

Цель:воспитывать любовь к природе, закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям, развивать познавательные и поисковые способности. наблюдательность, любознательность.

Материалы и оборудование: стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелкими камешками,черенками растений, увеличительные стёкла, карта-схема, круговорот воды в природе,глобус.

Ход занятия.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу" Мало воды - жди беды, много воды-урожая груды"?

Дети отвечают.

Воспитатель: Для чего нужна влага почве?

Дети: Без воды всё засохнет и погибнет. На влажной почве растёт сочная трава бывает хороший урожай грибов и ягод.

Воспитатель: Как человек способствует задержанию влаги в почве?

(предположение детей)

Показ слайдов.

Осенью на колхозных полях делают глубокие борозды (Слайд№1) зимой, чтобы ветер с полей не сдувал снег, трактора собирают его в валы. (Слайд №2). Весной, когда он начнёт таять, вода будет скапливаться в бороздах и постепенно впитываться в почву. (Слайд №3)

Как вы думаете, отличаются между собой растения,которым её не хватает?

Дети: Растения, которые получают много влаги- красивые, сильные, там, где мало влаги растения низкорослые, болезненные.

Воспитатель: На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливые устройства (Слайд № 4)

2. Чтение и обсуждение отрывка из произведения. Я. Тайца" Послушный дождик. "

Физкультминутка.

Раз- подняться, потянуться

Два- нагнуться, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

3. Исследование.

Воспитатель: Прошёл дождь. Куда исчезает вода?

Дети: Она впитывается в почву.

Воспитатель: Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.

Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.

Воспитатель: Почему это происходит?

Предположение детей.

Воспитатель: В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух. А что происходит с почвой?

Предположение детей.

Воспитатель: После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становиться влажным. Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву. (Слайд № 5). Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. (Слайд№6). Как вы думаете почему?

Дети: Их части не плотно лежат друг к другу.

Воспитатель: Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать её. Это губительно для почвы, т. к. она загнивает и после того, как высохнет, становится твёрдой.

Вам нравиться быть исследователями?

Ответы детей.

Воспитатель: продолжим практическую работу, и вы узнаете через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода. Результаты исследования вы потом занесёте в карточки.

Опыт №1. Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых сухой плодородный слой, песок, мелкие камешки, зола, то же самое и в других баночках, но всё влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.

Дети приходят к выводам.

1)В сухой плодородный слой вода впитывается медленно (Рассматривают через увеличительное стекло).

2) Песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает её.

3)Зола плотнее,чем плодородный слой и песок. Поэтому плохо пропускает воду.

Опыт№2. В стеклянную ё мкость разложите слоями природные образования:

1-й слой (нижний)- гравий, мелкие и крупные камешки;

2-й слой- песок и мелкие камешки;

3-й слой- песок. Камешки и немного глины;

4-й слой- глина;

5-й слой- плодородный слой.

- Получится своеобразный торт!.Так эти слои обычно расположены в природе. Пропитайте «торт» водой, посмотрите. как проходит вода через эти слои (дети выполняют задание).

Воспитатель: Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.

А теперь посмотрите на карту- схему, где изображен круговорот воды в природе (дети рассматривают, делают выводы).

Воспитатель: Почему запасы воды в водоёмах не иссякают (предположение детей).

Они пополняются от таяния снегов; выпадение дождей;родниковых и грунтовых вод. Как вы думаете, что будет с природой,если она лишится воды?

Дети: На полях не будет урожая, лес начнёт сохнуть, животные остануться

без корма и без жилья.

Воспитатель: Верно. Почему и говорят:»Лес и вода- брат и сестра».

А сейчас мы увидим сколько воды на нашей планете. Что это (берёт глобус)

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Попробуйте найти на глобусе океаны. Моря, реки и озёра. Как вы думаете, каким цветом они обозначены?.

Дети: Они, наверно обозначены голубым или синим цветом.

Воспитатель: Верно, сравните. Сколько на земле воды и сколько суши. Чего больше (дети отвечают).

Воспитатель: Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах- солёная, её нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому её надо беречь.

Итоги занятия.

Выводы:

Вода- голубое золото планеты.

Без воды исчезнет всё живое на Земле.

Берегите питьевую воду, не засоряйте её.

Публикации по теме:

Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» Все мы – дети Природы.

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности у детей 5–6 лет «Вода» Тема: «Вода» Цель: расширить познавательный интерес о воде (вода есть в каждом продукте). Задачи: Выяснить знания детей о свойствах ее значении.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1. Превращение. Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые наши друзья» Цель: Развивать представления о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни; учить классифицировать насекомых и умению.

Презентация «Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Песочные фантазии» Актуальность: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной.

Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва»
Опубликовано: 16 января 2018 в 11:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД