Папки-передвижки

Конспект беседы «Моя фамилия»

Людмила Предыбайлова
Конспект беседы «Моя фамилия»

Конспект беседы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» посёлка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Конспект беседы «Моя фамилия»

для детей подготовительных к школе группы

компенсирующей направленности № 10-11

Разработали:

Предыбайлова Л. Н.

Косыгина Н. А.

Владимирова В. Н.

Терентьева С. Н.

Публикация «Конспект беседы „Моя фамилия“» размещена в разделах

Цель: формировать у детей представление о происхождении фамилий

Задачи:

- развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы,

- воспитывать интерес к прошлому, уважение ко всем именам и фамилиям,

- обучать словотворчеству.

Словарная работа: потомки, кондитеры, фамилия, отчество.

Предварительная работа: знакомство детей с именами и фамилиями сверстников, знакомых, знаменитостей. Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности.

Материал: портреты: А. С. Пушкина, Ю. А. Гагарина, Л. Н. Толстого, иллюстрации с изображением птиц, насекомых, зверей и т. д., людей разных профессий.

Ход беседы:

- Дети, сегодня мы с вами поговорим о ваших фамилиях, о том, как они образовались.

- Зачем вам нужна фамилия? Ответы детей.

- Послушайте стихотворение, которое называется

«Финтиклюшкин»

У папы Финтиклюшкина,

У мамы Финтиклюшкиной,

У сына Финтиклюшкиных

(Ему девятый год)

Не драма, не комедия,

А личная трагедия:

Семейную фамилию

Малыш не признает.

Конечно, Финтиклюшкины

Совсем не то, что Пушкины.

Но всё же Финтиклюшкины -

Рабочий русский род.

Он был прославлен предками

Кондитерами редкими,

Их плюшками, ватрушками

И чудо-финтиклюшками,

Что сами лезут в рот.

Но Феде Финтиклюшкину

Нет дела до того,

Поскольку друг за дружкою

Все дети Финтиклюшкин

Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией?

И как её терпеть?

Вот хорошо бы личную,

Совсем, совсем обычную,

Серьезную, приличную

Фамилию иметь!

Бывают же фамилии

Без разных глупых слов:

Ну, скажем, просто Сидоров!

А лучше - Иванов!

Но так уже положено,

Что там, где есть семья,

Там папина фамилия -

И мамина фамилия,

И стало быть твоя:

И Феде Финтиклюшкину

Я свой совет даю:

Носи, малыш, с достоинством

Фамилию свою!

А если ты научиться

Работать и мечтать,

Великим Финтиклюшкиным

Ты в жизни можешь стать!

- О ком говорится в стихотворении?

- Почему мальчик был недоволен своей фамилией?

- От кого у него взялась эта фамилия?

- Ну а у мамы и папы, откуда она взялась?

- А у бабушки с дедушкой?

- Кто же первым получил эту фамилию?

- Почему?

- А вы знаете, что такое финтиклюшки?

- Это булочки, которые мы с вами очень любим, а раньше их Называли тарочками или финтиклюшками.

- От какого слова образовалась фамилия Финтиклюшкин?

- Какой совет ему даёт поэт?

- Как вы считаете, стоит ли Феде стыдиться своей фамилии? Ответы детей.

- Как бы мог Федя прославить свою фамилию? Ответы детей.

- Чью прославленную фамилию хотел бы иметь Федя?

- Чем прославилась эта фамилия?

- Кто её прославил?

- Как вы думаете, она сразу была прославлена или нет?

- Почему?

- Как вы думаете, от какого слова произошла фамилия Пушкин? Ответы детей.

- Правильно, фамилия Пушкин произошла от слова пушка. А вы хотите узнать, от кого А. С. Пушкину пришла эта фамилия.

- Был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос его прозвали «пушкой». Вот и появилась фамилия - Пушкин. Вот видите, фамилия у каждого человека появилась не просто так, она имеет историю.

- Давным-давно, когда на земле людей ещё было не очень много и жили они племенами или небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Обратите внимание на эту картину. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а в этом домике на горе Мария, а у березы дом Федотьи. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана, Тогда про одного говорили, что это Иван сын Никиты, а вот Иван - Иванов сын. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Вот тогда то и появились фамилии. Сначала они были только у знаменитых и богатых людей. А потом уже появились фамилии у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию.

- А где же взять так много разных фамилий?

Очень часто они образуются от имени отца. Жил Петр сын Сергея значит? Ответы детей: Сергеев.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови правильно» (детей по кругу, воспитатель в кругу с мячом, бросая мяч ребенку воспитатель говорит фамилию, а ребенок возвращая мяч воспитателю, говорит имя)

Иванов. „, Фёдоров. ,

Петров., Захаров. ,

Семёнов., Андреев.,

- Фамилией иногда становились и имена матери: Евдоким Мартин, Петр Натальин, Андрей Машников, Иван Авдотьин.

- Какие имена звучат в этих фамилиях? Ответы детей - Марта, Авдотья, Наталья, Маша.

- Фамилии присваивались и по месту жительства. Обратите внимание на иллюстрацию. Если Иван жил возле речки и фамилию ему давали от слова речка. Какую? Ответы детей - Речкин.

- А такая фамилия как Полянин, Нагорная, о чём нам говорит? Дети: Живут на горе, поляне.

- Люди, получившие эту фамилию, могли уехать в другое место, но фамилия у них оставалась та же.

- В фамилии превратились и прозвища. Живёт человек, имеющий кузнецу, среди своих односельчан он получает прозвище, какое? Дети: Кузнец.

- Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию, какую? Дети: Кузнецовы.

Фамилии присваивались по профессии, которой занимался человек. Нередко в роду кто-то славился каким-нибудь занятием - хороший охотник, прославленный столяр, пастух, земледелец. И тогда дети поучали, какую фамилию от отца?

- От каких названий животных, птиц, рыб, насекомых произошли фамилии?

У нас очень много фамилий, связанных с миром животных.

Игра «Волшебный колокольчик»

- Ребята, у меня есть волшебный колокольчик, у кого он окажется, тот расскажет нам о значении своей фамилии.

Рефлексия:

-У меня приготовлены вот такие фишки: жёлтые и зелёные. Зелёную фишку берёт тот, кто считает, что он много узнал и понял, что ему было интересно. Жёлтую берёт тот, кто ничего не запомнил, не понял, кому было неинтересно. Спасибо всем!

Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и фамилию.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Моя удивительная фамилия» Здравствуйте, я воспитанница подготовительной группы детского сада «Радуга» с. Хороль Хамитова Ульяна. Представляю к вашему вниманию исследовательскую.

Конспект беседы «Закон и ответственность» «Закон и ответственность» Цели: профилактика в семье противоправных действий подростков; углубление знаний по административной и уголовной.

Конспект беседы на патриотическую тему «Моя Родина — Россия» Моя Родина – Россия (беседа на патриотическую тему с детьми старшей подготовительной группы) Ц е л ь : воспитание у детей данного возраста.

Конспект беседы «Осень» Детям об осени Раннюю осень называют "золотой"-золотыми становятся травы,листья на деревьях и кустах. Воздух становится прохладный,прозрачный.

Конспект беседы для детей 5–6 лет «Моя малая Родина» Задачи беседы: - расширить знания детей об истории родного края; -воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине; - активизировать.

Конспект беседы «Лето в лесу» Конспект беседы: «Лето в лесу» Цель: Закреплять знания и представление детей о лете, его признаках; Актуализировать летние воспоминания.

Конспект беседы о А. С. ПушкинеКонспект беседы о А. С. Пушкине Программное содержание. Познакомить детей с жизнью А. С. Пушкина и его произведениями. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.

Конспект беседы «Одуванчик»Конспект беседы «Одуванчик» Цель: познакомить детей с цветком одуванчика, его строением и особенностями развития. Задачи: - углублять знания детей о цветах и их.

Конспект беседы «Рождество и Крещение» Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с православными праздниками Задачи: 1. Расширять и обогащать представления детей о.

Конспект беседы во второй младшей группе ко Дню матери «Мамочка моя» Конспект беседы во второй младшей группе ко Дню матери: «Мамочка моя». Цель: способствовать развитию речи детей и активизации словаря по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Моя фамилия»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 19:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД