Лучший педагог года

Конспект беседы по экологии «Заповедные места Краснодарского края. Ценные животные — бобры»

Хеликова Татьяна
Конспект беседы по экологии «Заповедные места Краснодарского края. Ценные животные — бобры»

Заповедные места Краснодарского края. Ценные животные — бобры

Конспект беседы по экологии. «Заповедные места Краснодарского края.

Ценные животные - бобры»

Цель:

Познакомить детей с заповедником нашей страны и ее обитателями – бобрами, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде.

Задачи:

Дать детям представления о том, почему и как люди берегут редких животных.

Публикация «Конспект беседы по экологии „Заповедные места Краснодарского края, Ценные животные — бобры“» размещена в разделах

Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.

Материалы и оборудование: книги о Кавказком заповеднике, открытки, фотоальбомы, слайды, заметки из газет и журналов, иллюстрации животных

и растений заповедника, аудиозапись "Голоса леса".

Ход занятия:

Ребята, много в нашей стране заповедников. Я расскажу вам о Кавказском государственном биосферном заповеднике. Биосферный заповедник — признанная в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Полное название — Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х. Г. Шапошникова.

В 1909 году Хачатур (Христофор) Георгиевич Шапошников, российский исследователь и энтомолог, обратился в академию наук с научным обоснованием о необходимости охраны кубанских просторов. Однако успеха он смог добиться только через 15 лет. 12 мая 1924 года был основан Кавказский заповедник.

Кавказский заповедник расположен между городами Сочи и Майкоп (Краснодарский край). Площадь 262,5 тыс. га. Здесь обитают около 60 видов млекопитающих и свыше 130 видов птиц. Одни из самых ценных животных - бобры. В заповеднике живут такие животные, как Кавказский благородный олень, Кавказский тур, Кавказская серна, кабан, Кавказский медведь, лесная куница и другие. Среди птиц наиболее интересны улара - или горная индейка, Кавказский тетерев. Гнездятся здесь чёрный и певчий дрозды, щегол, дятлы, зяблики, славки, сойки, синицы и многие другие.

Дидактическая игра «Посели животное»

Каждый ребенок получает набор карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, берег водоема. Педагог показывает картинки с разными животными, а дети прикрепляют картинку с изображением в места обитания животного.

В нашем заповеднике растет почти тысяча видов растений. Среди них обычные и редкие породы сосны, дуба, клена, ясеня, ольхи, березы, осины. Под деревьями и кустарниками в низинах, на буграх и полянах бок о бок уживаются такие разные растения, как северный олений лишайник и степной ковыль, всем известный ландыш и ночная фиалка.

Игра: «Этажи леса»

(Дети располагают растения по «этажам» - уровням, на которых они растут.)

Физкультминутка:

Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли,

(идут друг за другом по кругу)

Травку трогали руками

(присаживаются на корточки и «гладят» травку)

Любовались облаками.

(встают и смотрят вверх)

Нам деревья песни пели,

На ветру листвой шумели.

(поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали,

Все кружились, ворковали.

(«машут крыльями» и кружатся)

Рыба в озере играла,

Молча, хвостиком виляла.

(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)

Звери шли не слышным шагом,

(идут по кругу друг за другом на носочках)

И скакали по оврагам.

(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)

Мы скакали, мы играли

Наши ноженьки устали.

(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)

На прогулке мы с утра.

Бегут ручейки переговариваются,

То тут, то там с плотниками встречаются.

И разливаются они тогда прудом-омутом,

С причудливыми, сказочными плотинами.

А сделал эти плотины не человек, а лесные инженеры-бобры. Много в заповедном лесу ручейков и речушек, где живут большие колонии бобров.

Показать фотографию с изображением бобра.

У этого интересного зверька очень красивый и ценный мех – из-за этого его нещадно убивали, и к концу прошлого века бобров оставалось очень мало.

Если бы не многолетняя работа заповедника по сохранению бобра, вполне вероятно, что «жил» бы сейчас бобр только в книжках и на картинках.

К счастью, сейчас в заповеднике живет много бобров, и их жизни ничто не угрожает.

Бобра часто называют королём грызунов, хранителем рек.

По сравнению с хомяками или мышами они и правда выглядят величественно, по-королевски.

Это крупные грызуны, вес которых достигает 30 килограммов.

Они ночные животные.

Ребята, посмотрите внимательно на хвост бобра. На что он похож?

(лопату, весло)

Как вы думаете, для чего бобру такой хвост?

С таким хвостом бобру удобно плавать и нырять. Хвост бобра – это и руль, и весло одновременно. Резким ударом хвоста по воде бобр может отпугнуть хищника.

А для чего бобру перепонки на лапах?

Почему их называют «плавательными»?

(Бобр – отличный пловец и ныряльщик).

Провести маленький эксперимент – попросить детей затаить дыхание, засечь время. Затем рассказать том, что бобр может не дышать под водой до 15 минут.

Для чего бобры валят деревья. Обратить внимание на то, что бобры едят только ветки, кору и листья, а саму древесину не едят, а используют только на хозяйственные нужды (на строительство и ремонт хатки и плотины).

Показать детям карточки с изображением разных пород деревьев, рассказать о том, что древесина у них бывает твердая и мягкая.

Ребята, какие деревья могут прийтись бобрам по вкусу и почему?

(Бобры используют в пищу кору тех деревьев, которые растут около воды и у которых мягкая древесина. Это ива, осина, ольха, тополь. Кору таких деревьев, как сосна, ель, дуб, ясень бобры в пищу не используют).

Ребята, как вы думаете, едят ли бобры лягушек, рыбу, улиток.

(Нет, не едят. Бобры питаются только растительной пищей, т. е. корой деревьев, веточками, корневищами и стеблями водных растений). Почему бобров считают искусными строителями?

Показать детям карточку с изображением бобровой хатки, рассмотреть, как она устроена.

Может ли в бобровую хатку проникнуть хищник, например, волк, чтобы съесть бобра (нет, не может, т. к. вход в хатку находится под водой).

Ребята, как вы думаете, что могут делать бобры зимой?

- Что они должны всю зиму есть?

- Где они хранят еду?

- Есть ли у них необходимость выходить на улицу?

- Удобно ли животным с таким хвостом и лапами передвигаться по снегу?

(Зимой бобры не спят, сидят в своем домике, на снег и мороз не выходят. Запас еды (палки, ветки, кусочки коры и др.) сделан ими еще с осени. Все запасы складированы на дне реки. Передвигаться по снегу бобрам неудобно и небезопасно. Лапы у них короткие, хвост волочится по снегу, может примерзнуть на морозе).

Ребята, весной у бобров рождаются малыши (рождаются с открытыми глазками, быстро растут).

Показать фотографии бобрят.

Ребята, в заповеднике есть музей природы, где можно многое узнать о жизни бобра, а также бобровый комплекс, где все желающие могут посмотреть на живых бобров.

Дидактические игры

«Что ест бобр? Убери лишнее»

-кора осины, червяки, кора ольхи, корешки

-стебли травы, рыба, молодые деревца, корни водорослей

-веточки деревьев, лягушки, кора ивы, кора ольхи

-яблочко, мышка, морковка, зернышки

«Что делает бобр? Убери лишнее»

-плавает, ныряет, спит зимой, бьет хвостом

-грызет кору, охотится на мышей, спит в хатке

-строит плотину, строит хатку, строит гнездо на берегу

-отгоняет врагов, откладывает яйца на берегу, воспитывает бобрят.

Аутотренинг: А сейчас ребята, закройте глаза - мы с вами отдохнем. (звучит запись «Голоса леса»).

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы луга.

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рад, что встретился, с удивительным миром заповедника.

Я хочу жить в мире с природой.

Создание заповедника благотворно сказалось на развитии жизни не только бобров, но и всех животных и растений, обитающих на его территории.

На бобровых запрудах поселяется водоплавающая дичь. Вокруг оставленных ими пней образуется мощная поросль, которой охотно кормятся лоси, олени, косули, зайцы. Там, где живут бобры, реки полноводны. В случае лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню. Десятки и сотни бобров, ежегодно отлавливаются в нашем заповеднике и расселяются по разным краям.

Заповедники - это острова спасения для растений и животных.

В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

Нелегок труд работников заповедника, но красота и богатство природы воодушевляют их.

Будто в живом музее, собрались здесь многочисленные виды растений и животных.

На территории заповедника запрещена хозяйственная деятельность (нельзя заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, строить фабрики и заводы, нельзя и просто так, без дела и без причины, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей.

Это замечательный «остров живых сокровищ».

Вот и подошла к концу наша беседа, и я предлагаю завершить ее игрой-рассуждением:

«Что было бы, если бы не было?» (бобров, заповедников)

Итог:

- Ребята, с каким заповедником мы познакомились?

- Какой заповедник называется биосферным?

- Что нового вы узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

- О каком животном узнали?

- Как называется бобровый дом?

- Впадают ли бобры в спячку?

- Едят ли бобры рыбу?

- Где бобры прячут запасы на зиму?

- Почему они были занесены в Красную книгу?

- Давайте ещё раз повторим, для чего нужен заповедник?

- Может вы были в каком - то из заповедников?

Публикации по теме:

«Аул Тахтамукай. Интересные места Краснодарского края». Фоторепортаж из серии «Большое краеведение»«Аул Тахтамукай. Интересные места Краснодарского края». Фоторепортаж из серии «Большое краеведение» Тахтамукайский район – это один из самых густонаселенных районов Республики Адыгея. Он расположен на красивой равнине, где среди цветущих.

«Озеро с лотосами. Интересные места Краснодарского края». Фоторепортаж из серии «Большое краеведение»«Озеро с лотосами. Интересные места Краснодарского края». Фоторепортаж из серии «Большое краеведение» Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Экологическое воспитание в рамках дошкольного.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы по экологии «Заповедные места Краснодарского края. Ценные животные — бобры»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 23:36
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД